Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «ЧАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений.
Основными макроэкономическими факторами появления дебиторской являются:
- определение инфляционного роста цен адекватному увеличению платежных средств;
- неудовлетворительная работа банковской системы;
- низкая развитость или неразвитость финансового рынка;
- игнорирование правовых аспектов обязательств в договорной практике предприятий;
- не сокращающийся разрыв хозяйственных связей бывшего постсоветского пространства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия…………………………………………………….
1.1. Сущность, цель и задачи управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия………..…………………………………………..8
1.2. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия………………..................................................................................18
1.3. Показатели оценки управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ……………………………………………...…..23
Глава 2. Оценка управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «ЧАЗ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЧАЗ»….. ……..34
2.2. Оценка состояния дебиторской задолженности ОАО «ЧАЗ»……. …….45
2.3. . Оценка состояния кредиторской задолженности ОАО «ЧАЗ»……. ….55
Глава 3. Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «ЧАЗ»
3.1. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………..58
3.2. Предложения по организации управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «ЧАЗ»…………………………………………………61
3.3. Рекомендации по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ..…………………………………………………
Заключение…………………………………………….………………………64
Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 783.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….......4

Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия…………………………………………………….

1.1. Сущность, цель и задачи управления  дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия………..…………………………………………..8

1.2. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия………………..................................................................................18

1.3. Показатели оценки управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ……………………………………………...…..23

Глава 2. Оценка управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «ЧАЗ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЧАЗ»….. ……..34

2.2. Оценка состояния дебиторской задолженности ОАО «ЧАЗ»……. …….45

2.3. . Оценка состояния кредиторской задолженности ОАО «ЧАЗ»……. ….55

Глава 3. Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «ЧАЗ»

3.1. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………..58

3.2. Предложения по организации управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «ЧАЗ»…………………………………………………61

3.3. Рекомендации  по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ..…………………………………………………

Заключение…………………………………………….………………………64

Список литературы………………………………………………………..……68

Приложения……………………………………………………………………..74

 

 

 

 

 

Введение

 

     В настоящее  время в условиях развития  рыночных отношений у предприятий  значительно возросло количество контрагентов – дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности.

     Для того  чтобы правильно выстроить   взаимоотношения с клиентами,  необходимо постоянно контролировать текущее  состояние взаиморасчетов и отслеживать  тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений.

     Основными  макроэкономическими факторами   появления дебиторской являются:

- определение инфляционного роста цен адекватному увеличению платежных средств;

- неудовлетворительная работа банковской системы;

- низкая развитость или неразвитость финансового рынка;

- игнорирование правовых аспектов обязательств в договорной практике предприятий;

- не сокращающийся разрыв хозяйственных связей бывшего постсоветского пространства.

     Вместе  с тем, необходимо иметь в  виду, что дебиторская задолженность, как реальный актив, играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской деятельности.

     Кредиторская  задолженность в определенной  мере полезна для предприятия,  т.к. позволяет получить во  временное пользование денежные средства принадлежащие другим организациям.

     Состояние  дебиторской и кредиторской задолженности,  их размеры и качество оказывают   сильное влияние на финансовое  состояние организации.

     В целях  управления дебиторской и   кредиторской задолженностью необходимо проводить их анализ.

     Актуальность  проблемы управления расчетами с дебиторами и кредиторами в настоящее время определила выбор темы курсового проекта «Управление дебиторской  и кредиторской задолженностью предприятия ».

     Цель  данной работы – провести исследование управлением дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии и на этой основе предложить мероприятия по улучшению управления. Достижение данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

     - изучить теоретические аспекты  управления дебиторской и кредиторской задолженностью;

     - дать организационно-экономическую характеристику ОАО «ЧАЗ»;

     - классифицировать  дебиторскую и кредиторскую задолженности  в структуре оборотных средств  предприятия;

     - рассмотреть  вопросы учета дебиторов и  кредиторов на ОАО «ЧАЗ»;

     - проанализировать  состав и структуру дебиторской  и кредиторской задолженности  на предприятии их оборачиваемость.

     - предложить  мероприятия по управлению дебиторской  и кредиторской задолженностями на предприятии.

     Объектом  исследования является деятельность  ОАО  «ЧАЗ» с позиции управления дебиторской и кредиторской задолженностью для функционирования эффективного финансового менеджмента.

          Методической  основой явились труды Тажибова Т.Г., Лукасевич И.Я., Савицкая Г.В., Крейнина М.Н., Ковалев В.В., Шеремет А.Д.

      Основными  источниками информации послужили  «Бухгалтерский баланс», «Отчёт  о прибылях и убытках»,  «Отчёт  о движении денежных средств», «Приложение к бухгалтерскому балансу», Устав ОАО «ЧАЗ», Учетная политика предприятия.

 

1. Теоретические  основы управления дебиторской  и кредиторской задолженностью  предприятия

1.1. Сущность, цель и задачи  управления дебиторской и кредиторской  задолженностью предприятия

 

         Каждое предприятие, организация в своей хозяйственной деятельности ведут расчеты с внешними и внутренними контрагентами: плательщиками и получателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и другими кредитными организациями, со своими работниками, прочими дебиторами и кредиторами. На рис. 1 представлена классификация задолженности предприятия по отношению к контрагенту [4, с. 145].

 

Рис. 1. Классификация задолженности предприятия по отношению к контрагенту

В зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны  предприятия или же по отношению  к нему, в существующей практике принято подразделять задолженность  на дебиторскую и кредиторскую.

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет денежные суммы, задолженность учредителей по взносам в Уставный фонд и т.д.). Соответственно, организации и физические лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Под кредиторской понимают задолженность данной организации  другим организациям, работникам и  лицам, которые в свою очередь  называются кредиторами. Если задолженность перед кредиторами возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, таких кредиторов называют плательщиками.

Задолженность по начисленной  заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в  бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

Для целей составления  бухгалтерской отчетности Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и рядом других нормативных актов закреплено деление дебиторской и кредиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную (см. рисунок 2). Границей между долгосрочной и краткосрочной задолженностью является срок погашения через 1 год. Ниже этого порога задолженность считается краткосрочной, выше - долгосрочной. В бухгалтерском балансе задолженность со сроками погашения до 12 месяцев и свыше 12 месяцев отражается отдельно.

Деление задолженности  на краткосрочную и долгосрочную играет значительную роль при проведении анализа активов предприятия и их оборачиваемости.

Рис. 2. Классификация  задолженности по срокам ее погашения

 

В некоторой научной  литературе для определения параметров дебиторской задолженности получателей (заказчиков) предлагается проводить ранжирование не только самой задолженности, но и непосредственно получателей по категориям риска. Ранжирование получателей целесообразно производить сотрудникам договорно-правового бюро отдела сбыта по разработанному алгоритму на основе следующих условий:

   1. Степень выполнения  обязательств по расчетам за  продукцию. 

На основе статистического  учета предлагается рассчитывать степень  выполнения договорных обязательств отдельными получателями. Получателей возможно сегментировать по ряду признаков, являющихся критериями рыночного сегментирования, таких как: география, размеры организации, отраслевая принадлежность и др. При этом, если предприятие-заказчик является новым контрагентом, то категория риска его заказа определяется на основе степени выполнения обязательств той характерной группой заказчиков, к которой он отнесен.

   2. Наличие и  содержание первичной информации  о заказчике (получателе).

 Такой информацией  могут быть: банковские и аудиторские справки, отзывы других организаций, кредитные рейтинги специализированных агентств, данные из неформальных источников и т.д.

На основе проведенного ранжирования можно разделить классы заказов по рискам (высокий, средний, низкий) и установить каждому получателю (заказчику) в соответствии с категорией риска его заказа параметры коммерческого кредита, т.е. определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования. Параметры кредитования по каждому классу риска должны быть зафиксированы в соответствующем разделе «Положения о сбытовой политике». Принятие решения по превышению параметров кредитования должно подлежать обоснованию, что входит в компетенцию заместителя директора по экономическим вопросам.

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиск путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.

Управление дебиторской  задолженностью связано с двумя  видами резервов времени - на выписку  счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи). [Ковалев В.В. Финансовый анализ, М. Экономика 1998, с. 265]

          

 

 

 

 

1.2.    Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия

 

Анализ дебиторской  и кредиторской задолженности является важной частью финансового анализа  на предприятии и позволяет выявлять не только показатели текущей (на данный момент времени) и перспективной платежеспособности предприятия, но и факторы, влияющие на их динамику, а также оценивать количественные и качественные тенденции изменения финансового состояния предприятия в будущем, так как задолженность по платежам может существенно деформировать структуру оборотных средств предприятия. Так, если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, то предприятие либо должно привлекать банковский кредит по высоким ставкам, либо останавливаться в ожидании уплаты причитающихся ему долгов, а если в структуре формирования источников оборотных активов преобладает кредиторская задолженность, предприятие зачастую вынуждено прибегать к разнообразным не денежным формам расчетов (бартер и пр.), подвергаться разного рода штрафным санкциям.

 Кредиторская задолженность  отражает стоимостную оценку  финансовых обязательств предприятия  перед различными субъектами  экономических отношений. Кредиторская  задолженность входит в состав его краткосрочных пассивов и должна быть погашена в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты (в противном случае задолженность учитывается по статье «Прочие долгосрочные пассивы»).

Анализ кредиторской задолженности предприятия проводится на основе использования его финансовой отчетности: бухгалтерского баланса. Для того чтобы соотнести динамику величины кредиторской задолженности с изменениями масштабов деятельности предприятия, при расчете ряда коэффициентов оборачиваемости кредиторской задолженности используются показатели финансовых результатов (форма № 2).

Информация о работе Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «ЧАЗ»