Совершенствование системы управления капиталом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:11, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления капиталом на основе исследования деятельности частного предприятия «Хохлов».
Для достижения поставленной цели последовательно решаются следующие задачи:
- исследовать теоретические и методические вопросы совершенствования системы управления капитало

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 4
Глава 1 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ……………………………… 6
1.1 Понятие и основные элементы построения системы управления капиталом на предприятии …………………….. 6
1.2 Характеристика системы управления капиталом предприятия ………………………………………………….. 13
1.3 Экономическая сущность капитала предприятия ………….. 22
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ХОХЛОВ» 29
2.1 Общая характеристика деятельности ЧП«Хохлов» ……….. 29
2.2. Анализ системы управления капиталом ЧП «Хохлов» …… 50
2.3. Выявление основных проблем системы управления капиталом ……………………………………………………. 54
Глава 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «Хохлов» ………………………………. 58
3.1. Мероприятия по построению и функционированию системы управления капиталом предприятия ……………… 58
3.2. Оценка экономической эффективности от реализации мероприятий …………………………………………………. 69
3.3. Организационно-правовое обоснование предлагаемых мероприятий …………………………………………………. 73
Заключение …………………………………………………………….. 83
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы ………

Работа содержит 1 файл

Диплом правл 30 марта.doc

— 490.50 Кб (Скачать)
 

      Главный бухгалтер помимо руководства бухгалтерской работой осуществляет управление финансовыми ресурсами предприятия. Это обстоятельство отрицательно влияет на систему управления капиталом предприятия.

      Должности экономистов отдела в настоящее  время сокращены. Экономической работой на предприятии занимается ведущий экономист. Его работа сводится к нормированию оборотных средств, калькуляции себестоимости продукции и другой деятельности не связанной с финансовым анализом, прогнозированием и планированием.

      Большое значение для предприятия должна иметь квалификация работников финансового подразделения. В учетно-финансовом отделе  большинство персонала имеет среднее специальное образование, не соответствующее требованиям, предъявляемым типовыми должностными инструкциями по этим специальностям.

      Некомпетентность  работников, занимающихся финансовыми  вопросами приводит к принятию необоснованных решений, приносящий финансовый ущерб  предприятию, а следовательно снижает  эффективность управления его финансовыми  ресурсами.

      Первоочередное значение в системе управлении капиталом предприятия имеет методика финансовой работы. Основные методы финансовой работы, которые в обязательном порядке должны применяться на предприятии - финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

      В наиболее общем виде направления  финансовой работы на предприятии должны быть структурированы следующим  образом:

      - общий финансовый анализ и  планирование;

      - обеспечение предприятия финансовыми  ресурсами (управление источниками  средств);

      - распределение финансовых ресурсов (инновационная политика).

      На  предприятии работа не ведется ни по одному из этих направлений. Так, не осуществляется общая оценка активов  предприятия, величины и состава  ресурсов, необходимых для поддержания  достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности, источников дополнительного финансирования. Отсутствует система контроля за состоянием и эффективностью использования капитала.

      В области управления источниками  оборотных средств предприятия  не проводятся такие необходимые мероприятия как оценка объема требуемых финансовых ресурсов, формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность), степени доступности и времени представления заемных финансовых ресурсов, стоимости обладания данным видом ресурсов, риска ассоциируемого с данным источником средств. Также на предприятии не производится анализ долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера. Так, не оценивается оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные), целесообразность и эффективность вложений в основные фонды и их структура, оптимальность оборотных средств, эффективность финансовых вложений.

      Важным  фактором для повышения эффективности  системы управления капиталом предприятия является обеспечение руководства финансово-экономического отдела исчерпывающей информацией финансового характера важнейшей частью которой является бухгалтерская отчетность. Оптимальным считается вариант, когда данные бухгалтерского учета является исходной информацией для принятия финансовых решений. Бухгалтерская отчетность на предприятии принимает завершенный вид один раз в квартал. Эта практика обработки финансовой информации неприемлема для принятия финансовых решений.

      Традиционно бухгалтерский учет на крупных российских предприятиях ведется с применением  журнально-ордерной формы учета, не является исключением и ЧП «Хохлов». Эта форма бухгалтерского учета не поддается комплексной механизации. Именно отсюда проистекает главная сложность в обеспечении информационной базы для принятия финансовых решений на предприятии.

      Техническое обеспечение системы управления капиталом предприятия является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Автоматизация бухгалтерского учета, основанная на безбумажной технологии обуславливает значительное ускорение получения данных для принятия финансовых решений, а также ведет к экономии ресурсов, включаемых в условно - постоянные издержки предприятия и, как следствие повышает прибыльность и рентабельность.

      Учетно-финансовый отдел предприятия обеспечен  компьютерами и оргтехникой в  недостаточном количестве, но и эта  техника используется не оптимально. Компьютеры не объединены в сеть, не установлены необходимые для  эффективной работы отдела прикладные программы позволяющие автоматизировать учет, прогнозирование и планирование финансовых ресурсов. Компьютерная техника используется не эффективно, а зачастую и не по назначению в связи с низкой квалификацией специалистов в этой области.

      Итак, можно сделать вывод о неэффективности системы организации управления капиталом на предприятии ЧП «Хохлов», что обусловлено совмещением бухгалтерской и финансовой работы специалистами одного отдела, несоответствием их квалификации новым рыночным требованием, отсутствием проработанной методики финансовой работы, низким уровнем технической базы.  
 
 

    2.3. Выявление  основных проблем системы управления  капиталом 

      Анализ  деятельности предприятия показывает, что на предприятии никаких мероприятий  по улучшению эффективности системы управления капиталом не проводится. Для этого используется матрица Глайстера (приложение 12).

       Таким образом, мы выявили основные проблемы системы управления капиталом, акцентирована необходимость их решения. Наиболее управляемой  с точки зрения факторов изменения и благоприятности во внешней и внутренней среде является проблема несовершенства системы управления капиталом, что может снизить финансовые результаты предприятия. Стремление к достижению прибыли вызывает необходимость решения данных проблем. На основе проведенного анализа можно начать проект совершенствования системы управления капиталом предприятия.

       Анализ деятельности частного предприятия «Хохлов» позволяет сделать следующие выводы.

      Частное предприятие – предприятие, которое  действует на основе частной собственности одного или нескольких физических или юридических лиц. ЧП «Хохлов» создано с неделимым уставным капиталом, и из этого следует, что доли в уставном фонде нельзя определять, следовательно, при входе нового совладельца, его «доля» стает автоматически пропорциональной количеству владельцев предприятия.

     Высшим  органом управления ЧП является собственник  Хохлов Василий Владимирович, который  принимают соответствующие письменные решения, он же управляет текущей  деятельностью частного предприятия.

      Миссию  ЧП можно сформулировать следующим  образом: выпечка хлебобулочных  изделий; бесперебойное снабжение  населения города и района качественными  хлебобулочными и кондитерскими  изделиями в соответствии с действующими ГОСТами и ТУ.

      Основными регламентирующими документами, регулирующими деятельность работников управления являются Устав предприятия, коллективное трудовое соглашение, положение о работе отдела и должностными инструкциями.

       Валюта  баланса организации ежегодно увеличивается. Наибольший темп ее прироста наблюдался в 2006г. Это свидетельствует о расширении деятельности в результате реинвестирования прибыли в производство.

       ЧП  «Хохлов» осуществляет финансирование своей деятельности в большей части за счет собственных средств. Собственный капитал предприятия сформирован главным образом за счет добавочного капитала, доля которого в стоимости собственного капитала за анализируемый период незначительно колебалась.

       На  протяжении 2006-2008гг. наблюдался рост чистых активов организации, что позволяет отнести ее к числу финансово-устойчивых. Также выполняется условие финансовой устойчивости предприятия: сумма чистых активов превышает величину уставного капитала ЧП «Хохлов».

       Удельный  вес суммы прибыли от реализации на протяжении анализируемого периода резко колебался. Его снижение на начало 2007г. обусловлено ростом доли себестоимости продукции в выручке от реализации. Рост удельного веса суммы прибыли от реализации на следующую отчетную дату обусловлен ростом выручки от реализации, снижением в ней доли себестоимости. В течение 2008г. производственная активность предприятия сократилась, что повлекло за собой уменьшение прибыли от реализации, и ее доля в сумме прибыли отчетного года сократилась.

       Анализ  платежеспособности показал, что предприятие  имеет значительную величину краткосрочных обязательств, которые недостаточно обеспечены ликвидными активами. Значение коэффициента восстановления платежеспособности на протяжении 2006-2008гг. ниже рекомендуемого и ежегодно снижается, т.е. тенденция восстановления платежеспособности в течение ближайших 6 месяцев у предприятия отсутствует.

       Анализ  показателей рентабельности показал, что наиболее рентабельными статьями на протяжении рассматриваемого периода  были оборотные активы и реализация продукции. Наименьшую прибыль на 1 рубль вложенных активов ЧП «Хохлов» получало от использования активов в целом, а также от производства продукции.

      Существенным  минусом организационного фактора  является недостаточная квалификация руководства и работников учетно-финансового  отдела. Необходимо повышение квалификации в первую очередь работников учетно-финансового отдела.

      На  предприятии ЧП «Хохлов» существует структурное подразделение, совмещающее  в себе функции бухгалтерского учета, финансового и экономического планирования - это учетно-финансовый отдел. Документ, определяющий основные задачи и структуру учетно-финансового отдела, основные функции подразделений отдела и его начальника, взаимоотношения с другими подразделениями предприятия - положение об учетно-финансовом отделе находится в стадии разработки. Также не доработаны большинство должностных инструкций работников учетно-финансового отдела.

      Можно говорить о неэффективности системы организации управления капиталом на предприятии ЧП «Хохлов», что обусловлено совмещением бухгалтерской и финансовой работы специалистами одного отдела, несоответствием их квалификации новым рыночным требованием, отсутствием проработанной методики финансовой работы, низким уровнем технической базы.

      Анализ  деятельности предприятия показал, что на предприятии никаких мероприятий по улучшению эффективности системы управления капиталом не проводится.

 

      ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ ЧП «ХОХЛОВ» 

    3.1. Мероприятия  по построению и функционированию  системы управления капиталом предприятия 

      Произведенный анализ системы управления капиталом на предприятии ЧП «Хохлов» выявил практическое отсутствие системы управления капиталом. Следствием этого является снижение деловой активности, показателей рентабельности деятельности предприятия.

     Для повышения эффективности работы предприятия в целом и для эффективности системы управления капиталом, в частности, необходимо несколько видоизменить существующую структуру управления. В первую очередь следует преобразовать финансово-экономический отдел предприятия, поскольку он как составная часть структуры управления предприятием, не в должной мере обеспечивают реализацию функции финансов, заключающуюся в укреплении финансового положения предприятия за счет повышения его рентабельности, прибыли, снижения затрат, повышения качества продукции.

     Таким образом, возникает необходимость  создания должности экономиста-финансиста в отделе.

     В рекомендуемой организационной  структуре экономист-финансист выделен в отдельную структурную единицу, так как это обусловлено требованиями, которые предъявляются к этой службе современным характером экономических отношений. Экономист-финансист будет выполнять следующие функции: поиск источников финансирования производства, управление структурой капитала предприятия, оценка наличия и достаточности оборотных средств, отслеживание поступления выручки, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, проведение анализа соответствия имеющихся у предприятия средств его финансовым обязательствам, финансовое планирование и прогнозирование, привлечение и управление краткосрочными кредитами и финансовыми вложениями, участие в составлении бюджета предприятия, осуществление финансового анализа.

     Таким образом, преобразование существующей на предприятии организационной  структуры, применение новых форм экономических и организационных взаимоотношений между функциональными подразделениями будет являться неотъемлемой частью системы управления  капиталом.

     Для реализации предложенной реорганизации  организационной структуры необходимо соответствующее информационное обеспечение. Надежное достоверное информационное обеспечение предприятия является основой для принятия правильного управленческого решения, которое базируется на внутренних и внешних источниках информации.

Информация о работе Совершенствование системы управления капиталом