Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:16, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексная оценка современной системы межбюджетных отношений и на этой основе разработка и обоснование направлений их совершенствования на федеральном и региональном уровнях исходя из принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами на примере Курской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-правовые основы механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе………………..
1.1. Понятие, принципы межбюджетных отношений..............................6
1.2. Инструменты механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе…......................................................................................................11
1.3. Модели организации и регулирования межбюджетных отношений в РФ и в зарубежных странах…………………………..………………….….16
Глава 2. Анализ методик регулирования межбюджетных отношений.………………………………………………………………...…21
2.1. Региональная специфика государственного механизма регулирования бюджетных отношений ……………………………………………………….21
2.2. Методика регулирования бюджетной обеспеченности муниципальных образований..…….26
Глава 3. Проблемы и направления развития механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе………………………………………...33
3.1. Организация межбюджетных отношений в Курской области…………………………………………………………………………...33
3.2. …………………………………………………37
3.3. Оценка эффективности политики межбюджетного регулирования в Курской области …………………………………………….…….……….…..46
Заключение……………………………………..……………………….....54
Список использованных источников и литературы…...….63
Приложения…………………………………………….…………..……...70

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ НАТАШИ СЫРЬЁЁЁ новое.doc

— 598.00 Кб (Скачать)

     - областные учреждения не имеют  возможностей и (или) стимулов  для качественного оказания услуг;

     - отсутствие планомерного введения  новых принципов деятельности  областных учреждений;

     - доходная база местных бюджетов  по налогу на имущество физических  лиц и земельному налогу остается  нестабильной при низкой заинтересованности  муниципальных образований в ее наращивании;

     - требует совершенствования система  мер, направленная на повышение  эффективности деятельности исполнительных  органов государственной власти  Курской области, дальнейшей оптимизации  структуры и расходов на их  деятельность;

     - планирование программных и непрограммных  расходов, а также капитальных  и текущих расходов (за исключением  федеральных целевых программ) методологически  не взаимоувязано;

     - не соответствует современным  требованиям система государственного  финансового контроля;

     - остаются непрозрачными сферы  деятельности участников сектора  государственного управления за  счет постоянно продлевающихся  переходных норм;

     - формальным и недостаточно увязанным  с бюджетным процессом остается  применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;

     - остается ограниченным опыт внедрения  государственных заданий.

     Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Курской области в условиях адаптации бюджетной системы  Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти Курской области, а также по модернизации управления общественными финансами.

     Для решения указанных задач в 2010 - 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:

  1. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области;
  2. Переход к утверждению "программного" бюджета Курской области;
  3. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг;
  4. Реформирование государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительными органами государственной власти Курской области, и его дальнейшее развитие;
  5. Совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных закупок для нужд Курской области;
  6. Создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Курской области.

     В целях повышения эффективности  деятельности органов государственной  власти Курской области в сфере  бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики:

  1. консервативность и надежность экономических прогнозов, формирование доходов бюджета Курской области с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета Курской области, основанного на реалистичных оценках;
  2. ограничение государственного долга Курской области;
  3. недопустимость увязки в ходе исполнения бюджета Курской области объемов расходов бюджета Курской области с определенными доходными источниками;
  4. планирование бюджетных ассигнований бюджета Курской области исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств Курской области;
  5. принятие новых расходных обязательств Курской области при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований бюджета Курской области на весь период их исполнения;
  6. принятие новых расходных обязательств Курской области с учетом сроков и механизмов их реализации;
  7. соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств Курской области, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств Курской области (в случае необходимости).
  8. На уровне Курской области должны быть созданы необходимые предпосылки для обеспечения стабильности бюджета Курской области, прежде всего путем стабилизации доходной базы бюджета Курской области, а также создания устойчивых стимулов для органов государственной власти Курской области по ее наращиванию.
  9. Для этого, в частности, предлагается реализовать следующие меры:
  10. повысить концентрацию межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях;
  11. усилить ответственность государственных органов власти Курской области за достоверность оценки объемов и сроков исполнения при принятии новых расходных обязательств Курской области (увеличение действующих);
  12. активизировать меры по реализации Закона Курской области от 12 августа 2004 г. № 37-ЗКО «Об инвестиционной деятельности в Курской области» в целях создания благоприятного инвестиционного климата на территории Курской области, расширения налогового потенциала региона;
  13. повысить уровень заработной платы в отраслях реального сектора экономики Курской области в целях обеспечения роста доходов и заработной платы населения Курской области, увеличения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и доходов консолидированного бюджета Курской области;
  14. поэтапно сократить установленные законами Курской области льготы по региональным налогам;
  15. повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти Курской области и органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных органов государственной власти при администрировании налогов и других платежей;
  16. продолжить работу Комиссии Курской области по оперативным вопросам, Межведомственного Совета Курской области по предметам совместного ведения, областной Комиссии по вопросам своевременности и полноты выплаты заработной платы, уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в целях систематизации работы территориальных органов федеральных органов государственной власти при осуществлении контроля за исполнением налогоплательщиками обязательств перед бюджетом Курской области по уплате текущих платежей и задолженности по налогам прошлых лет.

     Таким образом, при осуществлении всех предложенных мероприятий в Курской области эффективность политики межбюджетного регулирования повысится, а вместе с тем и уровень жизни населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Таким образом, целью стратегии развития межбюджетных отношений в РФ является создание эффективно функционирующего механизма распределения доходных источников между органами власти для реализации их расходных полномочий, связанных с решением задач социально-экономического и политического развития страны в целом, ее регионов, муниципальных образований. Методами достижения этой цели являются совершенствование законодательства с учетом складывающихся социально-экономических условий, формализация методик распределения финансовой помощи между федеральным центром и регионами, между регионами и муниципальными образованиями, использование стандартов бюджетных затрат на конкретные цели. 
       
       
       
       

           Список  использованных источников и Литературы

           1. Балтина, А.М. Межбюджетные отношения  в регионе: модели организации  и регулирования: монография / А.М.  Балтина. – Оренбург: ОГУ, 2008. – 197 с.

           2.Бабич, A.M. Государственные и муниципальные финансы: учебник / А.М. Бабич - М.: ЮНИТИ, 2001. – 256 с.

           3. Багратуни, К.Ю.  Регулирование межбюджетных  отношений в странах  с федеративным  государственным  устройством // Проблемы  прогнозирования  - 2007.-№1.- С.88-94. 

           4.Баранова, К.К. Бюджетный  федерализм и местное  самоуправление в  Германии: учебник  / К.К. Баранова.-  М.: Дело и сервис, 2000. – 452 с.

           5.Бежаев, О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования / О.Г. Бежаев - М.: Экзамен, 2001.- 432 с.

           6.Берг, О.В. Моделирование законодательства субъектов Российской Федерации о бюджетных отношениях в муниципальных образованиях: дис. канд. юрид. наук. / О.В. Берг.- Саратов, 2009. – 111с. 

           7.Беседина, А.С.  Компетенция представительных  органов местного самоуправления по установлению межбюджетных отношений //  Гражданин и право. – 2006. − № 6. – С. 64-70.

           8.Беседина, А.С.  Межбюджетные отношения в  системе местного  самоуправления:  монография. –  Волгоград:  Изд  Волгоградского института экономики, социологии и права, 2008. – 116 с.

           9.Беседина, А.С.  Межбюджетные отношения в  системе местного самоуправления // Право и экономика. − 2005. −  № 7. − С. 42-45.

           10.Беседина, А.С.  Межбюджетные отношения в  системе местного самоуправления // уч. зап. (выпуск пятый) – Волгоград:  изд-во Волгоградского института экономики социологии и права, 2009. − С. 35-44.

           11.Беседина, А.С.  Принципы межбюджетных отношений  в системе местного самоуправления //  уч.  зап. (выпуск седьмой). –   Волгоград:  изд-во Волгоградского института экономики социологии и права, 2006. − С. 153-163.

           12.Беседина, А.С. Сравнительный анализ налоговых  доходов муниципальных бюджетов  внутри субъектов Российской  Федерации //  Налоги  (Федеральный  научно-практический журнал). – 2010. − № 5. – С. 11-16.

           13.Беседина, А.С. Развитие российского законодательства  в сфере межбюджетных отношений  // Сб. науч. Правотворчество и правоприменение:  проблемы теории и практики (по  материалам Международной научно-практической  конференции, состоявшейся 28 марта 2008 г.) - Липецк: Изд-во «Институт ИТОУР», 2009. – С.90-94.

           14.Беседина, А.С. Законодательные аспекты  межбюджетных отношений в системе  местного самоуправления // науч. труды  РАЮН. - № 4, том 3. – М., 2010. –  С. 562-564.

            15.Беседина, А.С. Сущность и принципы межбюджетных правоотношений на уровне местного самоуправления // «Черные дыры»  в российском законодательстве (Юридический журнал). – 2007. – № 6. − С. 59-62.

           16. Богачева, О.В. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления // Финансы. - 2010. - № 9. С. 19.

           17.Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Финансы и кредит, 2007. – 327с.

            18.Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23 июня 2008г.// Финансы. -2008. - №7. – С.53-55.

           19.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/budget/.

           20.Вагапова, А.Р. Совершенствование системы межбюджетных трансфертов в РФ. Современная экономическая теория и реформирование России: материалы научно-практической конференции. /  – М.: Экономика, 2007. – 341с.

           21.Вартапетов, К.С. Оценка расходных потребностей субнациональных бюджетов // Финансы. - 2010. - №1. – С.57-58

           22.Гиппиус  3. Н. Финансы местного самоуправления: учебник / З. Гиппиус. - М.: Лаком-книга: Габестро, 2001. – 548с.

           23.Годин, A.M. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие  / А.М.Годин, И.В. Подпорина. - М.: Дашков и К, 2008.- 427с.

           24.Грачева, Е.Ю. Финансовое право / Е.Ю.Грачева, Э.Д. Соколова - М.: Юристъ, 2009.- 305с.

           25.Грицюк, Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. Российский и зарубежный опыт : учебник / Т.В. Грицюк - М.: Единториал УРСС, 2007.- 399с.

           26.Завьялов, Д.Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики // Финансы – 2008. - №3. – С.25.

           27.Инвестиции  в реализации концепции стратегического развития муниципального образования / под ред. В.Е. Рохчина.- СПб.: ИРЭ РАН: ИУЭ, 2006.- 386с.

           28.Ларина, С.Е. Самостоятельность бюджетов различных уровней и развитие межбюджетных отношений // Регионология. - 2009. - № 4. – С. 50-53.

           29.Матеюк, В. Н. Бюджетные отношения: регионы и местное самоуправление: учебник / В.Н. Матеюк. - СПб.: Евразия, 2009. – 527с.

           30.Налоговый Кодекс РФ от 31.07.1998г. (с изменениями и дополнениями):  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/req=doc;base=LAW;n=108978

           31.Ниязметов, А.К.Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2009. - №11. – С.12

           32.Перфильев,  С.В. Анализ территориального неравенства бюджетного регулирования территорий: учебник /  С.В. Перфильев, В. И. Терехин.- М.: Экономика, 2009. – 422 с.

           34.Правовое  регулирование межбюджетных отношений  в Российской Федерации: учебник  / под ред. Г.В. Петровой. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 325с.

           35. Об утверждении методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета и построения межбюджетных отношений  между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Курской области на 2011 год: приказ № 67н от 11.10.2010

Информация о работе Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе