Разработка политики управления оборотным капиталом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является изучение политики управления оборотным капиталом.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание оборотного капитала;
показать состав и основную характеристику оборотного капитала;
определить сущность политики управления оборотным
капиталом;
рассмотреть основные модели управления оборотным капиталом;
выявить основные проблемы в разработке эффективной политики управления оборотным капиталом предприятия.
Объектом исследования выступает ООО «Трейд». Предметом исследования является оборотный капитал организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и значение политики управления оборотным капиталом..5
1.1 Экономическое содержание и классификация оборотного капитала
1.2 Основные этапы движения оборотных активов…………………………..…8
1.3 Основы политики управления оборотным капиталом…………………….10
Глава 2. Модели управления оборотным капиталом………………………….16
2.1 Модель управления запасами…………………………………………….….16
2.2 Модель управления дебиторской задолженностью…………………….….22
2.3 Модель управления денежными средствами………………………….……25
Глава 3. Политика управления оборотным капиталом ООО «Трейд»………33
3.1 Организационно-экономическая характеристика организации………......33
3.2 Анализ управления оборотным капиталом ООО «Трейд»………………..35
3.3 Выбор управленческих решений по улучшению финансового состояния организации……………………………………………………………………....46
Заключение…………………………………………………………………..…..53
Приложения……………………………………………………………………...54
Расчетная часть (вариант 4)……………………………………………….…...57
Список использованной литературы…………………………….…….........69

Работа содержит 1 файл

фин. мен..doc

— 746.00 Кб (Скачать)
    1. Сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
    2. Сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

      В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам: дебиторская задолженность за товары, работы, услуги; дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом; дебиторская задолженность по расчетам с персоналом; прочие виды дебиторской задолженности. Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию. В общей сумме дебиторской задолженности на расчеты с покупателями приходится 80-90%. Поэтому в дальнейшем под управлением дебиторской задолженностью на предприятии будем понимать оптимизацию размера и сокращение сроков инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.

     С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

     Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

    1. Если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;
    2. Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
    3. Если система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок

      Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотным капиталом и маркетинговой политики организации, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Для управления дебиторской задолженностью  фирмам в российских экономических условиях можно использовать следующие приемы.

  1. Исключение из числа партнеров предприятия дебиторов с высоким уровнем риска. Эта мера приемлема как для развитых рыночных отношений, так и для периода становления и развития рынка. Следует отметить, что в последнем случае указанный способ особенно эффективен.
  2. Периодический пересмотр предельной суммы кредита. Определение предельных размеров предоставляемых кредитов должно исходить из финансовых возможностей предприятия, прогнозируемого числа получателей кредита и оценки уровня кредитного риска. Фиксированный максимальный предел суммы задолженности может быть дифференцирован по группам предстоящих дебиторов, исходя из финансового состояния отдельных клиентов.
  3. Использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами, поскольку ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже.
  4. Формирование принципов осуществления расчетов фирмы с контрагентами на предстоящий период. При формировании приемлемых форм расчета следует учитывать, что при покупке продукции наиболее эффективными являются расчеты с использованием векселей, а при продаже продукции – расчеты посредствам аккредитива.
  5. Выявление финансовых возможностей предоставления фирмой товарного (коммерческого) или потребительского кредита.
  6. Определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам.
  7. Формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности. В процессе формирования этих условий на фирме должна быть определена система мер, гарантирующих получение долга.
  8. Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства контрагентами – дебиторами.
  9. Определение процедуры взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующего напоминаний контрагентам–дебиторам о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долга и другие действия.

      При оценке общей задолженности предприятию  его контрагентов не следует упускать из виду случаи скрытой дебиторской  задолженности, возникающие при  расчетах предприятия с поставщиками на условиях предоплаты. 

      2.3. Модель управления  денежными средствами

      Управление  денежными потоками является одной  из важнейших составляющих финансовой политики предприятия. Во-первых, денежные средства полностью отвечают за своевременную платежеспособность предприятия. Во-вторых, для эффективного управления предприятием необходимо знать основные источники поступления и направления использования денежных средств. В-третьих, с позиций текущей деятельности приходится работать не с прибылью, а с деньгами.

      Денежные  средства предприятия состоят  из средств в кассе и на счетах в банках, доступных в любой  момент для покрытия текущих обязательств. Любой хозяйствующий субъект  располагает выбором: либо хранить  денежные средства, либо инвестировать их, как минимум в краткосрочные ценные бумаги.

      Основной  целью управления денежными активами является поддержание оптимального объема денежных средств для обеспечения постоянной платежеспособности предприятия. Временно свободные денежные средства должны быть использованы наиболее эффективным образом. Приоритетность этой цели определяется тем, что ни большой размер оборотных активов и собственного капитала, ни высокий уровень рентабельности хозяйственной деятельности не могут застраховать предприятие от возбуждения против него иска о банкротстве, если в предусмотренные сроки из-за нехватки денежных активов оно не может рассчитаться по своим неотложным финансовым обязательствам. Однако, даже при отсутствии иска о банкротстве к предприятию, несвоевременный расчет с контрагентами, персоналом может нанести значительный урон имиджу компании, и сказаться на его дальнейших финансовых результатах. Поэтому в практике построения эффективной финансовой политики управление денежными активами часто отождествляется с управлением платежеспособностью (или управлением ликвидностью).

      Управление  денежными средствами включает в  себя несколько этапов.

      Первый  этап позволяет оценить состояние среднего остатка денежных активов с позиций обеспечения платежеспособности предприятия, а также определение эффективности их использования:

      - оценивается степень участия  денежных активов в оборотном  капитале и его динамика в  предшествующем периоде;

      - проводится определение среднего  периода оборотов для активов  в рассматриваемом периоде, что  позволяет охарактеризовать роль денежных активов в общей продолжительности операционного цикла;

      -  определяется уровень абсолютной  платежеспособности предприятия  по отдельным месяцам предшествующего  периода;

      - определяется уровень отвлечения  свободного остатка денежных активов в краткосрочные финансовые вложения.

      На следующем этапе производятся расчеты необходимого размера отдельных видов этого остатка в предшествующем периоде:

      - определяется потребность в операционном  остатке денежных активов, которая  характеризует минимально необходимую их сумму, необходимую для осуществления хозяйственной деятельности;

      - определяется потребность в страховом  остатке на основе рассчитанной  суммы их операционного остатка  и коэффициента неравномерности  поступления денежных средств на предприятие по отдельным месяцам предшествующего периода;

      - определяется потребность в компенсационном  остатке денежных активов в  размере определенном соглашением  о банковском обслуживании;

      - определяется потребность, в инвестиционном  остатке исходя из финансовых возможностей предприятия только после того, как полностью удовлетворить потребность в других видах остатков денежных активов.

      Третий  этап проводится только на тех предприятиях, которые ведут внешнеэкономическую деятельность. Цель его заключается в выделении из общей оптимизированной потребности в денежных активах валютной их части, с тем, чтобы обеспечить формирование необходимого предприятию валютного фонда. 

      Четвертый этап проводится с целью обеспечения постоянной платежеспособности предприятия, а так же с целью снижения средней потребности в остатках денежных активов. Основным методом регулирование средних остатков денежных активов является корректировка потока предстоящих платежей:

      - изучается диапазон колебаний  остатка в разрезе отдельных декад;

      - регулируются декадные сроки  расходов денежных средств, что  позволяет минимизировать остаток  денежных активов в рамках  каждого месяца и по кварталу  в целом;

      - полученные результаты оптимизируются  с учетом предусматриваемого  размера страхового остатка этих активов;

      -  сокращение расчетов наличными  деньгами;

      -  ускорение инкассации дебиторской  задолженности:

      -  открытие «кредитной линии» в  банке;

      -  ускорение инкассации полученных  наличных денежных средств.

      На  следующем этапе разрабатывается система мероприятий по минимизации уровня потерь альтернативного дохода процессе из хранения и противоинфляционной защиты.

      На  завершающем этапе контролируется совокупный уровень остатка денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия. Система контроля за денежным активами должна быть интегрирована в общую систему контролинга использования капитала предприятия.

      Учитывая  все вышеперечисленное следует  выделить следующие обобщенные методы управления оборотными средствами.

      Аналитический метод предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их среднефактических остатков с учетом роста объемов производства. Чтобы не фиксировать недостатки прошлых периодов в организации оборотных средств, н6еобходимо проанализировать фактические остатки производственных запасов в целях выявления ненужных, излишних, неликвидных, а также все стадии незавершенного производства для выявления резервов сокращения длительности производственного цикла, изучить причины накопления готовой продукции на складе и определить  действительную потребность в оборотных средствах. При этом необходимо учесть конкретные условия работы предприятия в предыдущем году (например, изменение цен).

      При коэффициентном методе запасы и затраты подразделяются на зависящие непосредственно от изменения объемов производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе) и не зависящие от него (запасы, МБП, расходы будущих периодов). По первой группе потребность в  оборотных средствах определяется исходя из размера в базисном году и темпов роста производства продукции в предстоящем году. По второй группе оборотных средств, не имеющей пропорциональной зависимости от роста объемов производства, потребность планируется на уровне их среднефактических остатков за ряд лет. При необходимости можно использовать аналитический и коэффициентный методы в сочетании. Аналитический и коэффициентный методы применимы на тех предприятиях, которые функционируют более года, в основном сформировали производственную программу и организовали производственный процесс и не располагают достаточным количеством квалифицированных экономистов для более детальной работы в области оборотных средств.

Информация о работе Разработка политики управления оборотным капиталом