Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:44, курсовая работа
Цель работы – разработка и внедрение бизнес-плана инвестиционного проекта для улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
Задачи работы состоят в следующем:
раскрыть экономическую сущность бизнес планирования – определить его цели, задачи, принципы и функции, охарактеризовать систему планирования и роль в ней финансового бизнес-планирования, описать существующие методики бизнес-планирования;
разработать бизнес-план инвестиционного проекта на примере конкретного предприятия;
определить риски реализации бизнес-плана инвестиционного проекта и оценить его эффективность;
раскрыть проблемы и перспективы развития бизнес-планирования на российских предприятиях;
разработать практические рекомендации по совершенствованию процессов бизнес-планирования.
Введение 3
1 Теоретические основы бизнес-планирования 7
1.1 Сущность и принципы планирования
1.2 Система планирования и роль в ней финансового бизнес-планирования 10
1.3 Методика и составляющие бизнес-плана 15
2 Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта организации на примере ООО «Сапфир» 26
Характеристика деятельности предприятия и проекта 26
Анализ финансового состояния предприятия 29
План маркетинга 44
План производства 54
Финансовый план 58
Оценка эффективности финансового бизнес-планирования 68
3 Проблемы и перспективы развития бизнес-планирования в России 72
Заключение 86
Список использованных источников 90
Приложение
Помимо уже подготовленных и рассмотренных в предыдущем разделе положений, следует подчеркнуть главные рискованные моменты, способные воспрепятствовать достижению прибыльности и торгового успеха проекта, и чувствительность проекта к этим моментам. Обсуждение должно отражать мнение разработчиков проекта о рискованных ситуациях, которые могут возникнуть у фирмы по какой-либо из причин. Сюда может быть включено рассмотрение таких ситуаций, как эффект от сокращения объема продаж или задержка с достижением запланированного уровня производительности. Желательно указать специальные виды страхования, охватывающие кредитный риск.
Рассматривая условия финансирования проекта, следует точно указать объем необходимого кредита, а также подробно разработать графики его получения и погашения. Необходимо определить условия кредитования: сумму необходимого кредита; график погашения кредита; срок кредита или займа; процентную ставку; льготный период для погашения кредита (займа); условия выплаты основной суммы займа и процентов; рыночную стоимость залогового обеспечения, которое предлагается для гарантирования займа по результатам экспертной оценки имущества.
Также в финансовом плане необходимо отразить эффективность проекта, которая в наибольшей степени позволит убедить потенциального инвестора о вложении средств в данный проект.
В российской практике инвестиционного проектирования существуют две группы методов оценки эффективности инвестиционных проектов: простые или статические; методы дисконтирования. В мировой практике в настоящее время используются следующие дисконтированные критерии: срок окупаемости инвестиций, средняя доходность инвестиций, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности, чистый дисконтированный доход.
Первым шагом для определения всех перечисленных выше показателей является расчет потоков денежных средств для каждого года. Для этого к величине чистой прибыли дополнительно прибавляется сумма амортизационных отчислений по основным средствам за каждый год [27, с.152]:
C
F = П + А
где: C F – чистый денежный поток каждого года;
П – чистая прибыль год;
А – сумма амортизации за год.
Расчет средней доходности инвестиций осуществляется следующим образом [27, с.152]:
АR
= П : И
где: АR – средняя доходность инвестиций;
П – средняя прибыль;
И – средний размер инвестиций.
Определение чистой приведенной (или текущей) стоимости осуществляется по формуле [30, с.152]:
n t
NPV
= ∑ C F t / (1 + i) – C
t = 1
где: n – жизненный цикл инвестиции;
С – первоначальные затраты проекта;
C F t – доход от инвестиций t-периода;
i – ставка дисконтирования t-периода
t – период инвестирования.
Расчет
чистого дисконтированного
ЧДД
= ∑CFt : (1+i)t
– ∑ Cj : (1+r)
j
где: Cj – средняя прибыль;
r – прогнозируемый средний уровень инфляции.
К достоинствам данных критериев можно отнести объективность, независимость от абсолютного размера инвестиций, оценку относительной прибыльности проекта, информативность. Однако у них есть и недостатки, в числе которых - сложность без компьютерных расчетов, возможная субъективность выбора нормативной доходности, большая зависимость от точности оценки будущих денежных потоков.
Когда денежный поток определен и подготовлен финансовый план, необходимо проанализировать противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки, например, при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж, то есть оценить риски связанные с осуществлением проекта.
Управление воздействием рисков начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми сталкивается бизнес. Существует два основных типа рисков: технические риски и финансовые риски.
Невозможно перечислить все технические риски, поскольку они часто связаны с типом продукции. Следующий перечень дан в качестве примера: задержка в подготовке стройплощадки и выполнении графика строительства, отсутствие сырья, низкое качество продукции, несоблюдение государственных нормативов, новые внешние условия, влияющие на технологию производства.
Финансовые риски связаны с получением меньшей суммы прибыли, получением убытков, низкой рентабельностью проекта. Размер прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью. Для того, чтобы знать, какой потребуется уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести анализ безубыточности.
Анализ безубыточности позволяет ответить на вопрос: «Сколько нужно продать продукции, чтобы предприятие стало прибыльным?» Каждый раз, когда продается продукция, часть выручки идет на покрытие фиксированных затрат. Эта часть, названная валовой прибылью, равна цене продажи за минусом прямых затрат. Поэтому для проведения анализа валовая прибыль должна быть умножена на количество проданной продукции: точка безубыточности достигается в том случае, когда общая валовая прибыль становится равной постоянным затратам.
Для оценки финансовых рисков производится анализ чувствительности, состоящий в определении значений ключевых параметров, которые могут подвергнуть сомнению успех бизнеса. Очень важно установить, какие изменения данных параметров могли бы повысить ожидаемую прибыльность, например, 25 процентное увеличение цены на сырье или потребление электроэнергии, или 20 процентное уменьшение цены продажи или объема выпуска продукции. Если бизнес является слишком чувствительным к некоторым изменениям параметров, руководство компании должно регулярно их контролировать.
Итак, приведенная выше характеристика содержания отражает требования конкретных организаций (UNIDO, TACIS), однако в силу их распространенности и даже некоторой популярности было отдано предпочтение именно этим требованиям. С другой стороны, как было показано выше, любой бизнес-план, в отличие от других видов планирования на предприятии, обеспечивает взаимосвязь внутренних целей предприятия и целей инвесторов, в участии которых заинтересован предприниматель.
На основе рассмотренных в данной части работы теоретических положений о бизнес-планировании осуществим разработку бизнес-плана инвестиционного проекта конкретного предприятия.
2 РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
ПРЕДПРИЯТИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «САПФИР»
2.1
Характеристика деятельности предприятия
и проекта
ООО «Сапфир» – производственное предприятие химической промышленности, расположенное на территории города Снежинска в Челябинской области. Предприятие было образовано в 1998 году. В настоящее время предприятие осуществляет производство различных видов лакокрасочных материалов, а также оптовую и розничную торговлю выпускаемой им продукцией. Деятельность предприятия направлена на удовлетворение потребностей широкого спектра промышленных, строительных, торговых предприятий, организаций; населения в высококачественной продукции, а также на получение прибыли, накопление капитала и его реинвестирование в развитие предприятия.
Лакокрасочная продукция, производство и продажу которой осуществляет ООО «Сапфир» может быть поделена на четыре большие номенклатурные группы:
Производственная мощность предприятия составила к концу 2005 года 2500 тонн лакокрасочных материалов в год. Доля рынка товаров, продажу которых осуществляет ООО «Сапфир» представлена в табл.1. Наибольшую долю на рынке занимают масляные краски и алкидные эмали, данные виды продукции также имеют наибольший удельный вес в выручке от продажи продукции предприятия – табл. 2.
Таблица 1 – Доля рынка лакокрасочной продукции ООО «Сапфир» в 2005 г.
Наименование продукции | Доля рынка, % |
Масляные краски | 11,0 |
Алкидные эмали | 10,8 |
Эмали для пола и грунтовые покрытия | 10,0 |
Шпатлевки | 7,2 |
Таблица 2 – Удельный вес ассортиментных групп лакокрасочной продукции
в выручке ООО «Сапфир» в 2005 году
Наименование продукции | Выручка, % |
Масляные краски | 18,0 |
Алкидные эмали | 70,0 |
Эмали для пола и грунтовые покрытия | 9,0 |
Шпатлевки | 3,0 |
Итого | 100,0 |
ООО «Сапфир» осуществляет
свою деятельность в
Руководство
текущей деятельностью
Деятельность предприятия в 2004-2005 годах характеризуется ростом производственной мощности завода, увеличением объема продаж, что в целом привело к росту выручки, прибыли и валюты баланса. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Сапфир» представлены в табл. 3:
Таблица 3 – Основные технико-экономические показатели деятельности
Информация о работе Проблемы и перспективы развития бизнес-планирования в России