Проблемы и перспективы развития бизнес-планирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка и внедрение бизнес-плана инвестиционного проекта для улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.

Задачи работы состоят в следующем:

раскрыть экономическую сущность бизнес планирования – определить его цели, задачи, принципы и функции, охарактеризовать систему планирования и роль в ней финансового бизнес-планирования, описать существующие методики бизнес-планирования;
разработать бизнес-план инвестиционного проекта на примере конкретного предприятия;
определить риски реализации бизнес-плана инвестиционного проекта и оценить его эффективность;
раскрыть проблемы и перспективы развития бизнес-планирования на российских предприятиях;
разработать практические рекомендации по совершенствованию процессов бизнес-планирования.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы бизнес-планирования 7

1.1 Сущность и принципы планирования

1.2 Система планирования и роль в ней финансового бизнес-планирования 10

1.3 Методика и составляющие бизнес-плана 15

2 Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта организации на примере ООО «Сапфир» 26

Характеристика деятельности предприятия и проекта 26
Анализ финансового состояния предприятия 29
План маркетинга 44
План производства 54
Финансовый план 58
Оценка эффективности финансового бизнес-планирования 68
3 Проблемы и перспективы развития бизнес-планирования в России 72

Заключение 86

Список использованных источников 90

Приложение

Работа содержит 1 файл

Финансовое бизнес-планирование на ООО Сапфир (диплом, УрФЮИ).doc

— 841.50 Кб (Скачать)

- является  основой формирования управленческих  решений (выступает одной из  функций менеджмента);

- помогает  прогнозировать будущее развитие  предприятия и использовать полученные данные для улучшения финансового положения предприятия;

- организует  финансы предприятия, то есть  предоставляет возможность  предприятию предвидеть свое развитие и использовать это предвидение для корректировки деятельности.

     Результатом планирования является план или система  планов, каждый из которых в зависимости от горизонта, от ориентации на конкретные цели предприятия, от определенности развития внешней среды бизнеса, от объема и качества информации, от временной ориентации идей планирования, то есть в зависимости от вида планирования, имеет определенный тип.

       Рассмотрим  виды планирования – рис. 1: 

       

       

       

         

       

       

       

         

         

         
 
 
 

       Рисунок 1 – Классификация планирования на предприятии [8, с.152] 

     Из  рисунка 1 видна разница между всеми видами планирования. В рыночной экономике планирование базируется на конкретных  принципах развития предприятия, определенных в рамках разработанной им политики. Таким образом,  осуществляются процессы стратегического и тактического планирования.

     В командно-административной экономике  планирование  определяется  длительностью горизонта планирования и подразделяется на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.

     Стратегическое  планирование отличается от долгосрочного, так как в первую очередь, стратегическое планирование связано с целями развития предприятия в конкретный период. Долгосрочное планирование является лишь способом удлинения периода планирования. Кроме того, отличаются и формы планов, в которых осуществляется стратегическое и долгосрочное планирование. Это же свойственно оперативному планированию, с одной стороны,  и среднесрочному и краткосрочному планированию – с другой.

     В рыночной экономике качественное планирование базируется на разработке стратегических и оперативных планов, которые  должны быть ориентированы на взаимодействие всех лучших идей планирования (прошлых, настоящих и будущих).  Данные планы разрабатываются при достаточном объеме и качестве информации и при прогнозируемых тенденциях развития макроэкономических ситуаций.  Кроме того, самые обоснованные управленческие решения по оптимизации деятельности предприятия принимаются при сопоставлении плановых показателей с фактическими. Именно эти сравнения позволяют выявить дополнительные риски и более эффективно действовать на рынке.

     Приведенные выше принципы и функции планирования, его различные виды в своей совокупности  трансформируются в процессе осуществления процесса планирования на предприятии в систему планирования, которая основывается на политике собственника, и включает в себя  различные виды планов деятельности предприятия.

     Рассмотрим  систему планирования на предприятии, ее составляющие и определим роль и место в ней  финансового бизнес-планирования. 

       1.2 СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И РОЛЬ В НЕЙ ФИНАНСОВОГО

       БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 

     Существующие  в современной  экономической  литературе теории и взгляды различных экономистов на систему планирования, позволяют выделить два подхода к  организации системы планирования на предприятии: зарубежный и отечественный – российский.

     Суждения  зарубежных ученых экономистов и  финансистов  на систему планирования предприятий представлены на рис. 2:

         
 

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

         
 

Рисунок 2 – Точки зрения на систему планирования предприятий

в зарубежной литературе [9 , с.154] 

     Из  рисунка 2 следует, что практически все из представленных зарубежных исследователей выделяют стратегическое планирование в отдельный блок.

     Однако  реализация стратегии  проявляется  через различные типы планов, в  основном тактические и оперативные. Встраивание политики предприятий  в систему планирования  есть лишь у отдельных исследователей. Кроме системы планирования зарубежные ученые определяют и инструменты планирования,  и место финансового планирования в общей его системе.

     Говоря  о российской теории планирования, можно сделать следующий вывод:  за годы становления рыночной экономики отечественные ученые  не осмыслили полностью  зарубежный опыт и не сформировали своего видения этой  проблемы. Многие исследователи рассматривают  отдельные элементы системы планирования применительно к отдельным элементам управления.

     Результатом финансового бизнес-планирования является разработка бизнес-плана. Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются  никакие сколько-нибудь серьезные действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).

     В настоящее время в отечественной  практике существует многообразие его  определений как бизнес-плана  в целом, так и финансового  бизнес-плана.  Поскольку финансовый бизнес-план является  составляющей бизнес-плана, то необходимо рассматривать определение финансового бизнес-планирования в рамках бизнес-планирования в целом.

     Финансовый  бизнес-план – инструмент внутрифирменного планирования, содержанием которого являются все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия; анализ проблем развития предприятия и  способы решения финансово-хозяйственных задач [17, с.27].

     Финансовый  бизнес-план – краткое, точное, доступное  и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Общая модель и результаты финансового бизнес-планирования представлены на рис. 3:

       

         

       

       

       

       

       

         

       

         

       

       

       

         

       Рисунок 3 – Элементы и результаты бизнес-планирования [10, с.142] 

     Таким образом, финансовый бизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы, его роль и значение определяются следующим:

  • служит обоснованием предполагаемого бизнеса и содержит оценку результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения успеха;
  • дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия;
  • служит мощным инструментом финансирования бизнеса;
  • помогает совершенствовать организацию управления предприятием, повышает эффективность деятельности  различных служб предприятия;
  • удовлетворяет интересы собственников предприятия и инвесторов посредством увеличения их доходов.

     Основные  цели финансового бизнес-планирования заключаются в следующем [41, с.152]:

  • бизнес-план определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
  • конкретизирует перспективы развития бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;
  • обеспечивает внешние инвестиции.

       Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, основными из них являются следующие [41, с.15]:

  • обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);
  • расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
  • определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, то есть способов концентрирования финансовых ресурсов;
  • подбор работников (команды), которые способны реализовать данный план.

       Каждая из задач бизнес-плана  может быть решена только во взаимосвязи с другими.

     Как экономическая категория бизнес-план  обладает следующими определенными признаками, характерными для всех бизнес-проектов: изменение как основное содержание проекта; ограниченная во времени цель; временная ограниченность продолжительности проекта; относящийся к проекту бюджет; ограниченность требуемых ресурсов; неповторимость; новизна, комплексность; правовое и организационное обеспечение; разграничение; информационная и консалтинговая поддержка.

       Бизнес-план выполняет девять основных функций, как внешних, так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого предприятия [21, с.52]:

  • помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов;
  • отвечает на вопрос – стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств;
  • является обоснованием экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов).
  • позволяет адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия, так как в процессе составления бизнес-плана производится всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которых является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
  • помогает обнаружить на ранних стадиях те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьезные препятствия, и существенно осложнят работу;
  • придаёт бизнесу целенаправленность, то есть чёткое определение конечных и промежуточных целей, так как его основной особенностью является сбалансированность по постановке целей и задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы;
  • выполняет функции контроля и управления, что позволяет обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям;
  • является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления с фактическими достижениями.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития бизнес-планирования в России