Проблемы и перспективы развития бизнес-планирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка и внедрение бизнес-плана инвестиционного проекта для улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.

Задачи работы состоят в следующем:

раскрыть экономическую сущность бизнес планирования – определить его цели, задачи, принципы и функции, охарактеризовать систему планирования и роль в ней финансового бизнес-планирования, описать существующие методики бизнес-планирования;
разработать бизнес-план инвестиционного проекта на примере конкретного предприятия;
определить риски реализации бизнес-плана инвестиционного проекта и оценить его эффективность;
раскрыть проблемы и перспективы развития бизнес-планирования на российских предприятиях;
разработать практические рекомендации по совершенствованию процессов бизнес-планирования.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы бизнес-планирования 7

1.1 Сущность и принципы планирования

1.2 Система планирования и роль в ней финансового бизнес-планирования 10

1.3 Методика и составляющие бизнес-плана 15

2 Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта организации на примере ООО «Сапфир» 26

Характеристика деятельности предприятия и проекта 26
Анализ финансового состояния предприятия 29
План маркетинга 44
План производства 54
Финансовый план 58
Оценка эффективности финансового бизнес-планирования 68
3 Проблемы и перспективы развития бизнес-планирования в России 72

Заключение 86

Список использованных источников 90

Приложение

Работа содержит 1 файл

Финансовое бизнес-планирование на ООО Сапфир (диплом, УрФЮИ).doc

— 841.50 Кб (Скачать)

      Во-первых, это специализированные модули корпоративных систем. (КИС), к ним можно отнести такие как: Галактика, Парус, Бэст-Про, и другие. Об этих системах сказано и написано очень много. Но КИС решают только часть задач корпорации, оставляя открытыми немало вопросов управления и, несмотря на активное расширение функционала, никак не мешают на рынке развитию других классов систем, в первую очередь аналитических.

      Во-вторых, это гибкие системы. Это относительно новые для российского рынка системы, однако они уже начали завоевывать рынок все больше и больше. Под бюджетным управлением понимается система управления бизнесом на всех уровнях организации через бюджеты, позволяющая достигать поставленные стратегические цели на основе планирования, контроля и анализа сбалансированных финансовых показателей. Динамично развивающиеся компании рассматривают бюджетирование как инструмент управления, обеспечивающий достижение стратегических целей в условиях изменчивости рынков и непрерывной эволюции собственных бизнес-процессов. К ним можно отнести: ERA Budgeting, Adaytum e.Planning, Comshare MPC, Oracle Financial Analyzer, Контур Корпорация и другие.

      В-третьих, это готовые тиражные решения. К ним можно отнести «Внутрифирменное бюджетирование» фирмы ТОР-консультант, Инталев, «Красный директор» фирмы «Bisness Micro», «Hyperion Pillar», которые ориентированы в первую очередь на предприятия малого и среднего бизнеса, приступающие к автоматизации управленческого учета и бюджетирования и желающие получить современное решение Программы этого класса имеют готовые возможности для ведения управленческого учета, бюджетирования, контроля и анализа по всем разделам хозяйственной деятельности. Они позволяет решать задачи планирования (бюджетирования), учета фактической информации, контроля, анализа план-фактных отклонений и подготовки необходимых отчетов.

      В-четвертых, это офисные инструменты. Офисные инструменты – программные продукты, целью которых не является решение задач финансового бизнес-планирования, но которые для этого очень часто используются. Из самых наглядных представителей систем бюджетирования с файловой организацией является система бюджетирования, построенная с применением MS Excel, MS Access. Каждый специалист, участвующий в процессе бизнес-планирования работает со своей персональной таблицей. Затем, в целях консолидации информации выполняется сбор таблиц и расчет консолидированных данных. Такая организация работы с бизнес-планом проста и понятна. Однако слабой стороной таких систем является их низкая реакция при взаимодействии участников бизнес-планирования и высокие накладные расходы при выполнении консолидации данных. Например, изменение состава статей в процессе планирования возможно только до момента передачи файлов участникам процесса, а интерактивное планирование, защита и утверждение статей – совсем невозможны. Как следствие, количество итераций при планировании существенно ограничивается объективно существующими временными рамками.

      Таким образом, построение эффективной системы  финансового бизнес-планирования зависит от множества субъективных и объективных факторов и разработанный в предшествующей части работы бизнес-план не является исключением. Снизить  негативное воздействие объективных и субъективных факторов, влиящих на процесс финансового бизнес-планирования на предприятии «Сапфир», а также обеспечить эффективный процесс его реализации возможно за счет автоматизации  процесса финансового бизнес-планирования на предприятии. В частности, использование одной из вышеприведенных программ автоматизации бизнес-планирования  на анализируемом предприятии обеспечит точность расчетов;  снижение  временных затрат;  своевременный анализ; эффективный контроль за выполнением плановых показателей; более быстрое выявление отклонений, т.е. позволит более эффективно осуществлять финансовое бизнес-планирование на предприятии. 

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Финансовое  бизнес-планирование – это важная составляющая часть стратегического планирования, в процессе осуществления которой  реализуется  политика и стратегия развития предприятия.

     Финансовый  бизнес-план – инструмент внутрифирменного планирования, содержанием которого являются все основные аспекты финансовой деятельности предприятия; анализ проблем развития предприятия и способы решения финансово-хозяйственных задач. Его роль и значение определяются следующим:

  • служит обоснованием предполагаемого бизнеса и содержит оценку результатов за определенный период времени;
  • дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия;
  • служит мощным инструментом финансирования бизнеса;
  • помогает совершенствовать организацию управления предприятием, повышает эффективность деятельности  различных служб предприятия;
  • удовлетворяет интересы собственников предприятия и инвесторов посредством увеличения их доходов.

     В развитых странах невозможна организация  бизнеса без составления бизнес-плана,  в России же данный документ применяется  ограниченно, что вызвано следующими причинами: недостаток знаний; освоение  программ управления бизнес-проектами требует в силу их сложности значительных финансовых затрат, значение системного, комплексного планирования не осознается достаточно полно.

     В настоящей дипломной работе разработан финансовый бизнес-план инвестиционного проекта по производству лака ПФ на предприятии ООО  «Сапфир».

     Целью данного бизнес-плана (бизнес-проекта) – разработка программы деятельности компании на ближайший период (3 года) в соответствии с потребностями рынка лакокрасочных изделий и возможностями ООО  «Сапфир».

     Сущность  инвестиционного проекта:

  • дальнейшее освоение рынка лакокрасочных изделий в уральском регионе посредством производства и продажи нового вида продукции – полуфабрикатных лаков. Рост доли на рынке лакокрасочных изделий  предполагает внедрение новой технологической  линии по производству полуфабрикатных лаков;
  • повышение конкурентоспособности  основной продукции – эмалей и краски за счет снижения  ее стоимости в результате использования компонентных полуфабрикатов собственного производства, улучшения качества и более гибкого ценообразования.

     Финансовые  ресурсы необходимые для осуществления  проекта составляют 30000,0 тыс. руб.

     Предполагаемая  форма участия инвестора: предоставление денежных средств безвозмездно в  рамках  зарубежного фонда по программе «Помощь малым городам в России» в размере 50 % от всего необходимого объема финансирования.

     Па  предварительном этапе бизнес-планирования осуществлен анализ финансового состояния ООО «Сапфир» за 2004-2005 гг., по результатам которого  установлено, что анализируемое предприятие является  финансово устойчивым, платежеспособным, прибыльным и рентабельным.  Повышение эффективности деятельности компании при наличии  признаков нормального финансового состояния  за 2005 год свидетельствует о возможности  дальнейшего успешного развития предприятия

     В процессе разработки бизнес-плана определены конкретные направления деятельности компании, целевые рынки и место компании на этих рынках; разработана стратегия и тактика достижения поставленных целей; определены состав маркетинговых мероприятий предприятия по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта; разработан план производства продукции;  разработан финансовый план проекта; определены трудности, риски, наличие которых может помешать практическому выполнению бизнес-плана.

     Реальные  инвестиции предприятия в проект составили 15000 тыс. руб.  При этом величина прибыли за 2006-2008 года составит: прибыли от продажи 24571,62 тыс. руб. величина чистой прибыли 19374,43 тыс. руб. Использование полуфабрикатов собственного производства, позволит существенно снизить расходы на производство краски: предприятие сэкономит 50725,36 тыс. руб. собственных средств.

       Оценка  эффективности  бизнес-плана показала, что критический объем продаж, при котором ООО «Сапфир» не получит никакой прибыли составляет 6354,35  тыс. руб., что значительно ниже планируемого показателя 32470 тыс. руб.  При этом компания имеет запас финансовой прочности в размере 80,43 %.

     Проект  подвержен следующим рискам: отсутствие возможности выйти на запланированный объем продаж - недоучет конкурентной ситуации;  рост закупочных цен поставщиков; фактические объемы поступлений денежных средств будут ниже прогнозных. Для обеспечения гарантий реализации бизнес-проекта необходимо  повысить показатели деятельности предприятия в целом. В частности, изучение  финансово-хозяйственной деятельности предприятия в 2005 году позволяет рекомендовать следующие практические мероприятия по повышению эффективности деятельности и финансового состояния предприятия:

  • сдача в аренду  части основных средств, неиспользуемых при производстве лакокрасочной продукции. Маркетинговые исследования показали, что в целом это принес предприятию годовой доход  в размере 526 тыс. руб.;
  • снижение  величины дебиторской задолженности;
  • снижение издержек (расходы на амортизацию за счет снижения объемов внеоборотных активов, затрат на рекламу, транспортных расходов – за счет сотрудничества с новыми   транспортными организациями, уровень оплаты  на перевозки у которых более низкий).

     В процессе разработки бизнес-проекта  была выявлено, что разработка финансового бизнес-плана  невозможна без разработанных плана производства и маркетинга, что еще раз подтверждает вывод о целесообразности рассмотрения финансового бизнес-планирования в совокупности с маркетинговым, производственным планированием.

      Проблемы  финансового планирования на  российских предприятиях определяются тем, что предприятия вовлечены в непрерывный процесс развития, скорость  и направление которого  могут варьироваться применительно к индивидуальным целям развития организации; каждое предприятие вносит  в такой процесс  собственный опыт развития; предприятие взаимодействует с деловой средой.

      Перспективами развития финансового планирования в России являются, прежде всего, использование методов стратегического планирования и бюджетирования, а также совершенствование правовой поддержки бизнеса в форме  разработке правительством РФ соответствующей нормативно-законодательной базы по финансовому планированию; использование компьютерных программных продуктов  используемых в процессе планирования как зарубежного, так и отечественного производства; рост числа предприятий, осуществляющих консалтинговую поддержку  бизнес-планирования; повышение профессионализма в вопросах бизнес-планирования, посредством подготовки более высококвалифицированных менеджеров, финансистов и экономистов в России.

      Снизить  негативное воздействие объективных  и субъективных факторов, влияющих на процесс финансового бизнес-планирования на предприятии «Сапфир», а также  обеспечить эффективный процесс его реализации возможно за счет автоматизации  процесса финансового бизнес-планирования на предприятии, что обеспечит точность расчетов;  снижение  временных затрат;  своевременный анализ; эффективный контроль за выполнением плановых показателей; более быстрое выявление отклонений, т.е. позволит более эффективно осуществлять финансовое бизнес-планирование на предприятии. 

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый Кодекс Российской федерации.
  3. Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г.
  4. Федеральный Закон РФ № 96-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. (в ред. Федеральных законов от 11.07.98 г. № 96-ФЗ, от 31.12.98 г. № 193-ФЗ).
  5. Анализ, диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия и планирование /Под. ред. Табурчак П.П. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 360 С.
  6. Антикризисное управление: Учебник. Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2003. – 245 С.
  7. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Экономика, 2004. – 345 С.
  8. Батлер Д. Бизнес-планирование. – СПб.: Питер,  2003. – 266 С.
  9. Богданов А.Н. Экономика предприятия. – М.: Юрайт-книга, 2004. – 620 С.
  10. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. – СПб.: Питер, 2003. – 289 С.
  11. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта МRP.СПб.: Питер, 2002 г. – 256 С.
  12. Гиляровская Л.Т. Анализ  и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. – СПб.: Питер, 2004. – 145 С.
  13. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 2000. – 204 С.
  14. Градов А.П. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. – СПб.: Специальная литература, 2000. – 123 С.
  15. Грибов В.Д. Основы бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 487 С.
  16. Диксон П.Р. Управление маркетингом. – М.: БИНОМ, 2000 г. – 561 С.
  17. Ивашов Н.Н. Финансовое бизнес-планирование: особенности внедрения на предприятия //Финансист.2005. № 8.  С. 26-38.
  18.   Карлоф Б. Деловая стратегия и бизнес-планирование. – М.: ИНФРА, 2002. – 216 С.
  19. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 356 С.
  20. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс,1999. – 126 С.
  21. Круглов М.И. Стратегическое управление компаний. – М.: Русская деловая литература, 1999. – 289 С.
  22. Кудинов А.А. От кризиса к успеху. – М.: Анкил, 2003. – 312 С.
  23.   Ляпунов С.И. Бизнес-планирование. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 669 С.
  24. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М.: Внешторгиздат, 2004. – 312 С.
  25. Основы предпринимательской деятельности /Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 258 С.
  26. Оценка бизнеса: Учебник. Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 345 С.
  27. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 456 С.
  28. Пирожков В.А. Менеджмент современной организации: Учеб. пособие. – Екб.: Изд-во УрГЭУ, 2001. – 182 С.
  29. Полбицын С.Н. Настольная книга предпринимателя. – Екб.: У-Фактория, 2003. – 344 С.
  30. Поляк Г.Б. Финансы. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 607 С.
  31. Попов В.М. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 324 С.
  32. Попов В.М. Финансовое планирование и бюджетирование //Экономист. 2003. № 12. С.28-35.
  33. Риски в современном бизнесе /Под ред. Грибовского П.Г. – М.: Алланс, 2005. – 456 С.
  34. Родионова Н.В. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 289 С.
  35. Рындин А.Г. Организация финансового менеджмента на предприятии. – М.: Русская деловая литература, 2002. – 127 С.
  36. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 387 С.
  37. Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 247 С.
  38. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска /Под ред. М.И.Баканова– М.: Финансы и статистика, 1998. – 128 С.
  39. Финансовый бизнес-план: Учеб.пособие /Под ред. В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 236 С.
  40. Финансовый менеджмент /Под. ред. Е.Стояновой. – М.: Перспектива, 1998. – 315 С.
  41. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. В.С.Золотарева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 212 С.
  42. Шаров А.А. Проблемы финансирования оборотных средств //Финансы. 2003. № 10. С.18-32.
  43. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.  – М.: ИНФРА-М, 2000. – 456 С.
  44. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464 С.
  45. Экономика и статистика фирм: Учеб.пособие /Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2000. –  523 С.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития бизнес-планирования в России