Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:12, курсовая работа
Основной целью написании курсовой работы является формирование аналитического,творческого мышления путём усвоение методологических основ и приобретения практических навыков анализа эффективности деятельности предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- теоретическое изучение эффективности деятельности предприятия как внутренняя цель
- оценить эффективность деятельности предприятия ЗАО «Красная Ветка».
- рассмотреть направления и предложить мероприятия по совершенствованию эффективности деятельности торгового предприятия ЗАО «Красная Ветка».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сущность и методика показателей эффективности производства 7
1.2 Система показателей эффективности производства и финансового состояния предприятия 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «Красная Ветка» 23
2.1 Анализ финансовой устойчивости 23
2.2 Анализ ликвидности предприятия 28
2.3 Оценка деловой активности 32
2.4 Анализ рентабельности 35
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В 64
На стадии разработки и внедрения продукта, как известно, прибыль не образуется (она появляется лишь в конце стадии внедрения). Прибыль имеет при этом мотивационный характер, т.е. формирующие мотивы, в силу которых решаются задачи по сокращению длительности этих стадий, повышению качества разрабатываемого и внедряемого продукта, обеспечению его соответствия потребностям целевого сегмента, а также сокращению затрат на исследование продукта, его апробацию, подготовку рынка и внедрению в рыночную среду. В силу этого обстоятельства для оценки эффективности предпринимательства на этих стадиях требуются специфические показатели, ориентированные на стратегические задачи, охватывающие весь планируемый жизненный цикл продукции, начиная от формирования идеи и заканчивая снятием продукции с производства.
На стадии роста, когда появляются реальные доказательства соответствия товара требованиям целевого сегмента, целесообразно использование показателя прибыли, что обусловлено логикой жизненного цикла товара.
Вместе с тем на этой стадии необходимо решать задачи по увеличению рыночной доли и завоеванию новых рынков или сегментов, так как увеличение темпов роста объема продаж и прибыли свидетельствует о достаточно высоком и широком рыночном признании. Оценка степени достижения этих целей, инновационных, по сути, имеет в своей основе стратегические соображения и смыкается с задачей более полного овладения рынком. Поэтому на стадии роста возможно сочетание нескольких методов и показателей оценки эффективности, охватывающих самостоятельные направления предпринимательской деятельности, формирующихся на различных потребительских рынках.
На стадии зрелости в системе оценочных показателей, очевидно, доминирует показатель прибыли. Являясь индикатором стадийных изменений в жизненном цикле продукции, он отражает саму суть стадии зрелости - стабилизация роста прибыли, детерминируемая такими факторами, как признание продукта потребителем, сокращение себестоимости продукции, работ, услуг, вследствие совершенствования производственного цикла и т.д.
Однако в конце стадии, когда наблюдаются первые признаки абсолютного снижения показателя прибыли, становятся актуальными задачи обновления ассортиментного ряда продукции и разработки новых продуктов (работ, услуг). При этом возрастает значение стратегических задач - поиск новых идей, их разработка, испытание, продвижение на строительный рынок и т.д., а оценка эффективности вновь тяготеет к использованию показателей рыночной устойчивости предприятия.
В этой связи оценка результата предпринимательства вновь использует принцип сочетания показателей, когда показатель прибыли дополняется показателями, характеризующими позиции организации в конкурентной среде (например, местоположение организации в иерархической последовательности конкурирующих организаций, выстроенной с учетом их конкурентоспособности в конкретных условиях рыночной конъюнктуры).
На стадии спада, завершающей жизненный цикл продукции, могут устанавливаться два вида целей: быстрый уход с рынка устаревшей продукции и отказ от активных рыночных действий, имея в виду возможность возобновления спроса на продукцию. Результат предпринимательской деятельности на этой стадии может, в принципе, оцениваться с помощью показателя прибыли, стремящегося к максимально возможному значению. Однако он нуждается в дополнении в зависимости от поставленных целей. В случае использования стратегии быстрого ухода с рынка необходимо анализировать результаты деятельности по другим компонентам ассортиментного ряда, определяющим совокупный результат деятельности предприятия. При ориентации на возможное возобновление спроса показатель прибыли дополняется аналитическими характеристиками в отношении степени вероятности возобновления спроса, риска, обусловленного его неопределенностью и прогнозируемой длительностью периода, предшествующего новому “всплеску” спроса. Важно подчеркнуть, что такие характеристики могут выступать лишь в качестве аналитических, дополняющих основные, но не образующих самостоятельные показатели.
Таким
образом, можно констатировать изменчивость
результирующих показателей
Для измерения показателей результата предпринимательской деятельности могут использоваться различные методы. Показатель занимаемой доли рынка определяется на основе маркетинговых исследований, в рамках которых исследуется совокупная емкость рынка и анализируется соотношение между емкостными показателями, характеризующими деятельность исследуемой предприятия и его основных конкурентов.
Конкурентоспособность
продукции или предприятия
Для оценки
конкурентоспособности продукта используется
методический подход, основанный на получении
обобщенных показателей, агрегирующих
множество частных
1. Определяются частные показатели, характеризующие конкурентные свойства продукта (организации).
2. Определяются значения частных показателей по каждому из альтернативных вариантов (в натуральных единицах измерения, а при необходимости - в баллах) - Ki
3. С помощью экспертного метода выстраивается последовательность частных показателей конкурентоспособности, ранжированная по степени их значимости для потребителей.
4. Выбирается вариант - “эталон”, являющийся базовым при сопоставлении частных показателей (в качестве эталона может быть использован любой из альтернативных вариантов).
5. Частные показатели конкурентоспособности сопоставляют с “эталонным” вариантом и определяются индексы частных показателей (Jki) по каждому варианту
Jki = Ki / Kiэ
где Kiэ - частный показатель конкурентоспособности, соответствующий варианту - “эталону”.
6. С помощью методов инженерного прогнозирования определяется коэффициент весомости частных показателей конкурентоспособности ¾ Li
где i ¾ номер показателя в последовательности, ранжированной по степени значимости.
7. Исчисление совокупного (интегрального) показателя конкурентоспособности продукции (организации) по каждому из сравниваемых вариантов - Ykn
где n -
число оцениваемых частных
Важно отметить, что данный показатель пригоден лишь для сравнительных оценок и не может быть использован как абсолютная характеристика, он представляется вполне пригодным для решения задач оценки эффективности предпринимательства, сравнительный по своей сути, и используемой в процессе оптимизации (выбора).
При использовании в качестве результирующей характеристики показателя прибыли может быть использована следующая модель функции, построенная на основе типовой модели.
где:
Et - доход предприятия
после вычета налогов и уплаты
процентов;
Pt - цена за единицу строительной продукции;
Qt - количество единиц реализованной строительной
продукции;
- цена одной единицы j-го фактора производства;
- общее количество j-го фактора производства,
используемого в производственном процессе;
n - количество факторов производства;
FC - фиксированные платежи;
R - средняя ставка процента, выплачиваемая
предприятием по собственным займам;
B - общее количество займов, которые получает
предприятие (стоимость несобственных
фондов);
T - ставка корпоративного налога.
Для характеристики затрат, обуславливающих получение результата, необходимо ориентироваться на принцип комплексности и полноты затратных компонентов. Может быть сформирована следующая совокупность затрат (З):
З = Зоб + Зоп + Зтр + Зм
где:
Зоб, Зоп, Зтр - затрата на воспроизводство оборотных фондов, основных производственных фондов и трудовых ресурсов (соответственно);
Зм - затраты на маркетинг.
Затраты на маркетинг представляют собой совокупность составляющих, аккумулирующих расходы на проведение различных маркетинговых мероприятий и процедур.
Зм = n
где:
Зm - затраты
на маркетинговые мероприятия m-ого вида;
n - число мероприятий.
При формировании
совокупности маркетинговых затрат
необходимо учесть затраты на:
· маркетинговые исследования;
· разработку инновационных решений;
· подготовку рынка;
· организацию маркетинговой деятельности;
· разработку комплексного плана маркетинга;
· установление, укрепление и эффективное
использование коммуникативных связей;
· организацию и стимулирование сбыта;
· на рекламу и коммерческую пропаганду;
· на проведение мероприятий по укреплению
имиджа.
В практике
экономических обоснований
В рамках
оптимизационного моделирования всегда
возможна индексация ключевых показателей.
Индексы показателей
Представленные показатели выражают совокупный результат предпринимательской деятельности. Они агрегированы многими факторами и могут, по сути, называться обобщающими. Однако предпринимательство, как было отмечено выше, включает в себя ряд относительно самостоятельных видов деятельности: производственную, финансовую, коммерческую, коммуникативную, каждая из которых оказывает непосредственное влияние на конечные результаты и, тем самым, в значительной мере определяет эффективность функционирования всей предпринимательской системы. Каждый из видов деятельности образует собственные результаты, на базе которых могут быть исчислены соответствующие показатели, отражающие эффективность функционирования отдельных предпринимательских подсистем.
Эти показатели не могут претендовать на роль обобщающих характеристик, так как касаются лишь отдельных элементов единого целого, но могут с успехом использоваться в качестве дополнительных составляющих.
Для производственной
подсистемы могут быть предложены следующие
дополнительные показатели:
· эффективность производства, рассчитанная
по типу ресурсоотдачи;
· производительность труда;
· рентабельность;
· показатель эффективности производственных
связей;
· система показателей, отражающих эффективность
управления производством;
· показатель эффективности управления
кадрами;
· система показателей, характеризующих
эффективность использования производственной
и маркетинговой информации и другие.
Эффективность
деятельности коммерческой подсистемы
может оцениваться с помощью
относительных показателей, составляющих
объем реализации продукции и
затратами на организацию ее сбыта и продвижению
на рынок, а также показателей, характеризующих
согласованность, взаимосвязанность и
взаимодополняемость различных элементов
сбытовой сети:
· показатель эффективности различных
каналов сбыта, сбытовых систем, посредников;
· система показателей, отражающих эффективность
управления сбытовой сетью;
· показатель надежности выбора посредников;
· система показателей, отражающих эффективность
использования сбытовой и маркетинговой
информации;
· показатели, характеризующие степень
соответствия сбытовой сети целям и задачам
маркетинга;
· длительность периода реализации (соотношение
с затратами на организацию сбыта);
· показатель, характеризующий относительную
величину прибыли в общем товарообороте.
Для оценки эффективности
функционирования финансовой подсистемы
может быть использована совокупность
важнейших показателей и параметров, представляемых
в финансовых отчетах организации. Характеризуя
финансовые результаты деятельности можно
использовать, например:
· доходы от основной деятельности;
· себестоимость реализованной продукции;
· чистый доход без учета доли в прибылях
ассоциированных компаний;
· чистый налог до налогообложения и др.
Информация о работе Оценка эффективной деятельности предприятия