Оценка эффективной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написании курсовой работы является формирование аналитического,творческого мышления путём усвоение методологических основ и приобретения практических навыков анализа эффективности деятельности предприятия.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- теоретическое изучение эффективности деятельности предприятия как внутренняя цель

- оценить эффективность деятельности предприятия ЗАО «Красная Ветка».

- рассмотреть направления и предложить мероприятия по совершенствованию эффективности деятельности торгового предприятия ЗАО «Красная Ветка».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7

1.1 Сущность и методика показателей эффективности производства 7

1.2 Система показателей эффективности производства и финансового состояния предприятия 13

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «Красная Ветка» 23

2.1 Анализ финансовой устойчивости 23

2.2 Анализ ликвидности предприятия 28

2.3 Оценка деловой активности 32

2.4 Анализ рентабельности 35

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

ПРИЛОЖЕНИЕ А 59

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61

ПРИЛОЖЕНИЕ В 64

Работа содержит 1 файл

курсовая-2.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

Все показатели рентабельности имеют отрицательную  динамику, на конец отчетного года показатели упали в среднем на 10-20%, за Чистая рентабельность снизилась, что говорит о падении товарной наценки.

Предприятие совсем не эффективно стало использовать свое имущество, собственный капитал; капитал, вложенный в деятельность организации на длительный срок. (Приложение В).

Предприятие находится в критическом состояние  и руководителю организации необходимо принимать меры и искать пути улучшения эффективности организации.   
 

Глава 3. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности

Поскольку результат деятельности всегда связан с ее целью, то стремление экономического объекта достигнуть предпочтительного для него состояния определяет ее целенаправленное поведение. Это состояние и есть цель объекта.

Трактовка цели предполагает ее объективную обусловленность. Она проявляется в четкой определенности, в направленности развития, вызванной  объективными материальными причинами. Объективность цели проявляется и в том, что она “переходит” в объект в процессе предметной целесообразной деятельности человека.

В теоретических  концепциях утвердилось понимание  цели как некоторого состояния, к  которому стремится тот или иной объект. Уже в процессе постановки целей фиксируются те свойства и качества, которые должен получить объект по завершении определенной деятельности. Цель, таким образом, формирует основы деятельности. При этом деятельность трактуется как активность, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью.

Цель  подобна “пусковому механизму” деятельности, пока нет цели - нет деятельности, появляется цель - может появиться  и деятельность.

Цель  характеризуется предварительной продуманностью. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. После того, как цель поставлена, анализируется ситуация, в которой будет осуществляться деятельность, выбирается способ и средства достижения этой цели, намечается последовательность будущих действий - схема деятельности.

Предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован или не имеет положительного характера. Если конечный результат совпадает с целью, то деятельность может быть признана рациональной, если же такое совпадение отсутствует - деятельность является нерациональной.

Совпадение  результата и цели особенно важно  с позиции выбора наиболее успешных решений. Такое совпадение свидетельствует  о том, что выбранные условия  соответствуют “стандартам рациональности”, а анализ ситуации достаточно полный и обоснованный.

Более точным определением таких понятий, как “успешная деятельность”, “деятельность, соответствующая принципам рациональности”, является понятие эффективности как отражающее возможность получения результата (или уже полученный результат) при определенных условиях осуществления деятельности. Это обстоятельство помогает выделить основной принцип измерения эффективности - принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности. Распространяя этот принцип на систему предпринимательства и ее специфичную область - строительство, важно подчеркнуть необходимость такого построения методической базы для оценки эффективности предпринимательских решений, когда моделируемый результат адекватен условиям и задачам целеполагания.

Предпринимательству, базирующемуся на современной маркетинговой концепции, всегда присуща множественность целей. Она проявляется, в первую очередь, в альтернативности процесса целеполагания, когда из множества целей выбирается одна, в наибольшей степени соответствующая принципам эффективности. Множественность целей может проявляться в ее многокомпонентном составе. Предпринимательская деятельность, как известно, агрегирует в себе три аспекта: производственный, коммерческий и финансовый. Для каждого из направлений характерны собственные цели, иногда взаимоисключающие (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). При этом, разумеется, ставятся задачи поиска единонаправленных целей, или, в крайнем случае - установления разумного компромисса. Такой компромисс не всегда возможен, и задача оценки эффективности в этих случаях решается с помощью метода многоцелевой оптимизации.

Такой подход обуславливает второй принцип оценки эффективности предпринимательства - доступность использования нескольких критериев оптимальности. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о допустимости использования критериев, а не их необходимости. Совокупность критериев используется в тех случаях, когда нет возможности для применения единых или обобщенных оценок.

Процесс установления целей осуществляется в рамках разработки стратегии маркетинга и функционирования системы предпринимательства. Стратегия представляет собой обоснованную программу действий, ориентированную на достижение определенной цели. Отличительная черта стратегии - наличие цели.

Ее присутствие  позволяет трактовать стратегию как совокупность концептуальных положений, изложенных в приемлемой для практики форме.

Цели, а  значит и конечные результаты, требующие  отражения в показателе эффективности, бывают двух видов: качественные и количественные.  

В зависимости от применяемой стратегии и внешних условий могут выдвигаться как количественные, так и качественные цели. Однако в системе предпринимательства к процессу целеполагания предъявляются особые требования. Они обусловлены интеграцией целеполагания в единый планово - управленческий цикл. В этом цикле целевые установки составляют базу для стратегических решений, реализация которых обеспечивается тактическими и оперативными мероприятиями. Они же закладываются в основу контроля полученных результатов, где осуществляется процедура сравнения целей и результатов. На этапе контроля количественные оценки дают более точные и обоснованные результаты. Качественные оценки также пригодные, в принципе, для проведения процедур контроля, позволяют получать менее точные и надежные результаты. Безусловно, любые качественные категории могут быть описаны количественными оценками с помощью балов или индексами. Но такие оценки всегда имеют элемент условности, который можно сократить (например, с помощью соблюдения всех правил и принципов экспертного метода), но невозможно полностью исключить. Поэтому при оценке эффективности предпринимательства следует отдавать предпочтение количественным оценкам, используя их как для характеристики цели, так и для характеристики результата.

Концепция маркетинга предполагает к использованию различные виды стратегий (а вместе с ними и цепочку “цели - результаты”). Наибольшее распространение получили так называемые наступательные стратегии. Среди целей, присущих наступательным стратегиям, можно выделить: увеличение объема продаж и прибыли (в количественном выражении), овладение определенным сегментом рынка, занятие определенного положения в конкурентной среде, прирост объема производства и производительности труда, достижение количественно выраженного социального эффекта и т. д.

Для того чтобы выделить основные из них с  точки зрения специфики и задач  развития предпринимательства, необходимо обратиться к некоторым особенностям развития рыночной среды, которая представляет собой открытую организационно - хозяйственную систему, где субъекты(бизнес - субъекты) реализуют свои взаимные интересы и функционируют в условиях конкуренции, занимая определенную долю рынка (сегмент). Увеличение занимаемой доли рынка, приращение конкурентных преимуществ обуславливают устойчивость стратегических позиций бизнес - субъекта, т. е. характеризуют возможность его эффективного функционирования в длительной перспективе.

Таблица 8

Зависимость показателя результата предпринимательской деятельности от выбранной стратегии

Стратегия

предпринимательства

Цели, выдвигаемые  в рамках стратегии Наименование  показателя результата
Внедрение на строительный рынок Овладение определенной долей рынка Занимаемая  доля рынка
Вывод нового товара Овладение определенной долей рынка Занимаемая  доля рынка
Усиление  рыночной активности Овладение определенной долей рынка Занимаемая  доля рынка
Повышение конкурентоспособности продукции Конкурентоспособность продукции (фирмы)
Увеличение прибыли Прибыль
Укрепление  конкурентоспособной позиции Повышение конкурентоспособности  продукции Конкурентоспособность продукции (фирмы)
Расширение  производства Повышение прибыли Прибыль
Углубленное проникновение на рынок Диверсификация  

продукции

Занимаемая доля рынка
Конкурентоспособность продукции (фирмы)

В условиях стратегической устойчивости появляются дополнительные возможности для  реализации всего круга задач, установленных  в рамках маркетинговой концепции  и способствующих увеличению прибыльности и доходности предпринимательской деятельности. Таким образом, целевые приоритеты ориентируются в сторону необходимости управления рынком, с помощью которого бизнес - субъект укрепляет свои рыночные позиции и получает дополнительные возможности для повышения совокупного результата своей деятельности в течение периода, обусловленного стратегией.

Третий  принцип оценки эффективности предпринимательства - в процессе целеполагания целесообразно  отдавать преимущество целям, характеризующим  устойчивость рыночных позиций предпринимателя, реализуя принципы маркетинга, как рыночной концепции управления. Такой подход не противоречит стремлению к максимизации прибыли, характерному для маркетинговой концепции, но создает условия для успешного функционирования в длительной перспективе. Оценка эффективности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а во множестве возможных оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении.

Четвертым принципом оценки эффективности  является ее (оценки) взаимосвязь с  жизненным циклом продукции.

Таблица 9

Зависимость показателя результата предпринимательской  деятельности от стадии жизненного цикла  продукции

Стадии  жизненного цикла продукции Цели, ставящиеся на стадии жизненного цикла Наименование  показателя результата
Разработка Разработка  конкурентоспособной продукции  и сокращение периода разработки Показатель (или  их совокупность), соответствующий  стратегии предпринимательства
Внедрение Быстрое внедрение  на рынок Показатель (или  их совокупность), соответствующий  стратегии предпринимательства
Рост Увеличение  прибыли Прибыль
Выход на новые рынки Занимаемая  доля рынка
Зрелость Увеличение  прибыли Прибыль
Увеличение  конкурентоспособности продукта Конкурентоспособность продукта
Углубленное проникновение на рынок 

(модификация  продукта)

Занимаемая  доля рынка
Разработка  нового продукта Показатель (или  их совокупность), соответствующий  стратегии предпринимательства
Насыщение Увеличение прибыли Прибыль
Обеспечение конкурентоспособности продукта Конкурентоспособность продукта
Внедрение на рынок нового продукта Показатель (или  их совокупность), соответствующий  стратегии предпринимательства
Спад Быстрый уход с  рынка 

и замена устаревшего

продукта  новым

Прибыль
Пассивное отношение 

к продукту

Показатель (или  их совокупность), соответствующий  стратегии предпринимательства

Информация о работе Оценка эффективной деятельности предприятия