Оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Содержание

Введение 3
1 Понятие инновационной деятельности и показатели ее эффективности. 5
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности 5
1.2 Роль инноваций в повышении эффективности производства. Инновационная стратегия предприятия 10
2 Анализ экономической эффективности инновационной деятельности на предприятии (ОАО «МЗКТ»). 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности на предприятии 22
2.3 Анализ инновационной стратегии на предприятии 26
3. Пути повышения эффективности инновационной деятельности 30
3.1 Формирование инновационной стратегии предприятия 31
Заключение 36
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии.docx

— 71.59 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Понятие инновационной деятельности и показатели ее эффективности. 5

1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности 5

1.2 Роль инноваций в повышении эффективности производства. Инновационная стратегия предприятия 10

2 Анализ экономической эффективности инновационной деятельности на предприятии (ОАО «МЗКТ»). 20

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20

2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности на предприятии 22

       2.3 Анализ инновационной стратегии на предприятии 26

3. Пути повышения эффективности инновационной деятельности 30

       3.1 Формирование инновационной стратегии предприятия 31

Заключение 36

Список использованных источников 39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой  инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для  промышленных предприятий в современных  условиях постоянно возрастает. Между  тем статистические данные последних  лет подтверждают тот факт, что  промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной  сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как  со стороны государства, так и  со стороны руководства самих  предприятий, то неблагоприятные последствия  в ближайшем будущем будут  еще более значительными.

Кризис  инновационной сферы промышленности, помимо объективных причин, связанных  с реформированием белорусской  экономики, обусловлен также отсутствием  целенаправленной работы по повышению  эффективности промышленного производства в целом и инновационной деятельности, как его важнейшей составляющей, в частности.

В этой связи  необходимо отметить особое значение своевременного формирования и планомерного использования рациональных методов  организации инновационной деятельности с целью повышения ее эффективности. И только последние год - два Беларусь переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Актуальность  темы работы заключается в том, что  с переходом к рыночной экономике  выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной  деятельности. Только те предприятия, которые как минимум не отстают  от мировых тенденций развития науки  и техники могут выжить в современных  условиях.  

1 Понятие инновационной деятельности и показатели ее эффективности.

1.1 Инновации  и инновационный процесс, его  основные характеристики и особенности 

Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и  предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования [6, с. 102].

Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной". Абсолютная новизна  характеризуется отсутствием аналогов данному новшеству; относительная  – это новшество, которое уже  применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии; частная новизна подразумевает  обновление элемента изделия. Экономическое  достоинство нововведения состоит  в том, что выгода от внедрения  превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению  новшество приобретает новое  качество, – становится "инновацией". Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже  в новом качестве они становятся инновациями. Т.е. инновационный процесс  объединяет процесс создания новшества  и его реализацию.

Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны  и необходимо продумывать осуществление  всех последующих стадий уже на первой. Главное, уметь осуществлять переход  от одной к другой. Поскольку эффективность  инновационного процесса определяется не только результативностью отдельных  его стадий, но и скоростью перехода от одной стадии к другой, т.е в процессе управления важно сократить интервал между стадиями, максимально совместив их в общем процессе [6, с. 103].

Понятие "инновации" применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сферах, ко всем усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат. Следовательно, инновации  ориентированы на рынок и потребителя [2, с. 204].

Период  времени от зарождения идеи до практического  создания и внедрения новшества, его использования принято называть жизненным циклом инновации. Возникла потребность управления творческим потенциалом и повышением эффективности  связи науки и производства. Этим и занимается инновационная политика – наука о формировании новшеств, их диффузии, а также факторах, противодействующих внедрению нововведений; адаптации  к ним человека; организации и  механизме инновационной деятельности; выработке инновационных решений  и политики. Иначе говоря, инновационная  политика – новая область исследований, необходимая для эффективного решения  задач интенсификации и ускоренного  развития инновационной экономики, прежде всего – создания, освоения и распространения различных  типов новшеств. Таким образом, инновационная  политика, инновационная деятельность возникли как реакция на современные  требования экономики, необходимость  усиления восприимчивости её элементов  к появившемся изменениям. На практике инновация классифицируется по ряду признаков. По причинам возникновения  они делятся на реактивные – как  реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для ведения  борьбы на рынке и выживания предприятия, и на стратегические, внедрение которых  определяет приобретение перспективных  преимуществ перед конкурентами.

Для предприятия  инновации могут выступить как [2, с. 210]:

  • продуктивные – производство нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новых видов производства; созданный новый продукт может привести к уменьшению спроса на прежний, что повлечёт за собой ликвидацию старых видов производства;
  • рыночные – открывающиеся новые сферы внедрения продукции и тем расширяющие пространства рынка; 
  • процессорные – применение новых технологии, структур управления и организация ресурсосберегающего метода производства, продукта или услуги;
  • потребительские – направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.

По инновационному потенциалу в зависимости от предметного  содержания и темпа реализации новшества  различают следующие виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют  принципиально новые изобретения; технологические, характеризующиеся  разработкой и внедрением новых  высокоэффективных технологических  процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой  продукции; модифицирующие (рядовые), имеющие  направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).

В официальной  статистике под технологическими инновациями  понимаются конечные результаты инновационной  деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение  инноваций используется, зависят  все формализуемые характеристики этого процесса.

В настоящее  время единого подхода к определению  инновационной деятельности нет, равно  как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной  деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов [5, с. 159].

Инновационный процесс – непрерывный процесс  развития предприятия, который обеспечивает его выживание в рыночных условиях[8,с. 681].

Инновационная деятельность – это процесс направленный на разработку инноваций, реализацию результатов  законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических  достижений в новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке, в  новый или усовершенствованный  технологический процесс, используемый в деятельности, а также связанные  с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором  инновации - работники данной организации  или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных  и местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Своеобразие современного этапа научно-технического прогресса  в том, что ключевое значение для  производства приобретают не только прикладные исследования, но и фундаментальные  науки. Это объясняется рядом  причин, в том числе и экономическими.

Во-первых, скорость появления новых изобретений  способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники  и технологии. Следующие за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому  глубокая научная проработка природы  используемых процессов, общих принципов  организации различных видов  материи становится условием для  совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены новыми. Этот интерес к фундаментальной  стороне научных и технических  знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационные  формы инновационного процесса, способы  взаимодействия науки и производства.

Во-вторых, новые технологии не представляют собой  изолированные, обособленные потоки. В  целом ряде случаев они связаны  и обогащают друг друга. Но для  их комплексного использования также  необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей. 

В-третьих, современный научно-технический  прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной  и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления  разработки чрезвычайно велик и  может привести к утрате позиций  на рынке, потере самостоятельности  перед лицом более удачливого конкурента. Фундаментальная разработка должна дать “видение” вариантности нововведения и ориентиры для  их оценки. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны. Значимость научных разработок ставит вопрос о формах сопряжения их с прикладными разработками и  производством. За последние 10-15 лет  в развитых странах отработан  ряд эффективных методов включения  науки, в том числе и фундаментальной, в общий поток развития общественного  производства. Инновационная деятельность – это практическое использование  инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность – целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей [6, с. 109].

1.2 Роль инноваций в  повышении эффективности производства. Инновационная стратегия предприятия

Повсюду в мире компании, добившиеся лидерства  в международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга во всех отношениях. Однако, хотя каждая успешная компания применяет  свою собственную стратегию, глубинные  принципы деятельности – характер и эволюция всех успешных компаний – оказываются в своей основе одинаковыми. Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят  лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться  в новом дизайне продукта, в  новом процессе производства, в новом  подходе к маркетингу или в  новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве  инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными  скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом  прорыве. Некоторые инновации создают  конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные  возможности на рынке, или же позволяют  заполнить сегменты рынка, на которые  другие соперники не обратили внимания. Если конкуренты реагируют медленно, то такие инновации приводят к  конкурентным преимуществам. На международных  рынках инновации, которые приносят конкурентное преимущество, предугадывают  как внутренние, так и внешние  потребности. В процессе внедрения  новшеств и внесения улучшений большое  значение имеет информация – информация, которая либо недоступна конкурентам, либо которой они не ищут. Иногда инновации являются результатом  простых вложений в исследования и развитие или в изучение рынка. Чаще инновации появляются в результате целенаправленных усилий, из открытости и поиска верных решений без ослепленности какими-либо предположениями или шаблонным здравым смыслом.[2, c. 31] 

По этой причине новаторы часто оказываются  в стороне от конкретной отрасли  промышленности или страны. Новшество  может прийти из новой компании, основатель которой имеет нетрадиционную подготовку или же просто не был  признан в давно существующей, имеющей прочное положение компании. Или же способность к генерированию  нового может прийти к существующей компании через старших менеджеров, только начинающих свою деятельность в данной отрасли и вследствие этого более способных почувствовать  новые возможности и стремиться к их достижению. Инновации могут  также возникать при расширении сферы активности компании, при вовлечении новых ресурсов, навыков или перспектив в новую отрасль. Они могут  приходить от другой нации, с другими  условиями или методами ведения  конкурентной борьбы [7, c.142]. За исключением  очень небольшого числа случаев  инновации являются результатом  необычных усилий. Компания, успешно  внедряющая новые или лучшие способы  ведения конкурентной борьбы, преследует свою цель неотступно, часто проходя  через серьезную критику и  преодолевая существенные препятствия. В действительности для достижения успеха при внедрении новшества  обычно требуется давление, осознание  необходимости и даже определенная агрессивность: страх потерь оказывается  достаточно часто даже более мощной движущей силой, чем надежда на выигрыш. После того как компания достигает  конкурентных преимуществ благодаря  нововведениям, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений. Практически любое достижение можно  повторить. Конкуренты сразу же и  обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование  и внедрение инноваций. Иногда исходные преимущества, такие как взаимосвязи  с потребителем, экономия на масштабах  производства в существующих технологиях  или надежность каналов сбыта, оказываются  достаточными для того, чтобы позволить  инертной компании удерживать свои позиции в течение лет или даже десятилетий. Однако раньше или позже более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций, либо создадут лучшие или же более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса. В силу каких причин конкретные компании, базирующиеся в определенных странах, оказываются способными к существенным обновлениям? Почему они неустанно следуют по пути улучшений, ведут поиск все более сложных источников конкурентных преимуществ? Что делает их способными преодолевать серьезные препятствия для внесения изменений и новшеств, которые так часто сопутствуют успеху? Ответ на эти вопросы лежит в четырех атрибутах страны, атрибутах, которые каждый в отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ страны, то пространство, которое каждое государство создает и поддерживает для своих отраслей. Вот эти атрибуты: - условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли; - состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг; - родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне; - устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции. Эти факторы обусловливают возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать. В том случае, если обстановка внутри страны разрешает и поддерживает наиболее быструю аккумуляцию специализированных активов и практического опыта – в некоторых случаях просто в силу больших усилий и обязательств, – компании получают конкурентное преимущество. Когда обстановка внутри страны обеспечивает лучший поток информации и понимание потребностей в определенном продукте и процессе производства, компании также получают конкурентное преимущество. И наконец, если обстановка внутри страны вынуждает компании к постоянному обновлению и инвестированию, компании не только получают конкурентное преимущество, но и наращивают с течением времени существующие преимущества. 

Информация о работе Оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии