Оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по инновационной политики ОАО «МПОВТ» для повышения эффективности инновационной деятельности.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Исследовать современное состояние инновационной сферы промышленных предприятий в условиях укрепления рыночных отношений; 2. Исследовать характеристики и особенности инноваций и инновационной продукции на предприятии;
3. Проанализировать состояние инновационной деятельности на ОАО «МПОВТ»;
4. Проанализировать организационную структуру управления инновациями на ОАО «МПОВТ»;
5. Разработать мероприятия по развитию инновационной деятельности совершенствованию организационной структуры управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1.ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ………………………………………………………. 5
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности………………………………………………………………………. 5
1.2 Роль инноваций в повышении эффективности производства. Инновационная стратегия предприятия ………………………………………...8
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МПОВТ»………………………………………... 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………… 17
2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………………...21
2.3 Анализ инновационной стратегии на предприятии……………………… 22
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОАО«МПОВТ»…………………………………………..29
3.1 Совершенствование организационной структуры управления инновационной деятельностью на предприятии……………………………... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..34

Работа содержит 1 файл

готовый КУРСАЧ по экономике предприятий отрасли.docx

— 70.15 Кб (Скачать)

Учреждение  образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный  институт трудовых и социальных отношений»

Кафедра «Экономики и менеджмента» 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ» 
 
 
 

                                                                                  Выполнила студентка 2 курса                                                                                                                                        Ф-та МЭО и М, гр.924 зс                                                                                     Полещук Ольга Николаевна

                                                                      
 
 
 

                  Минск – 2010 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1.ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ………………………………………………………. 5

1.1 Инновации  и инновационный процесс, его  основные характеристики и особенности………………………………………………………………………. 5

1.2 Роль  инноваций в повышении эффективности  производства. Инновационная стратегия  предприятия ………………………………………...8

2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МПОВТ»………………………………………... 17

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия………… 17

2.2 Анализ  и оценка организации инновационной  деятельности на предприятии……………………………………………………………………...21

2.3 Анализ  инновационной стратегии на предприятии……………………… 22

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОАО«МПОВТ»…………………………………………..29

3.1 Совершенствование  организационной структуры управления  инновационной деятельностью на  предприятии……………………………... 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными. Кризис инновационной сферы промышленности, помимо объективных причин, связанных с реформированием белорусской экономики, обусловлен также отсутствием целенаправленной работы по повышению эффективности промышленного производства в целом и инновационной деятельности, как его важнейшей составляющей, в частности. В этой связи необходимо отметить особое значение своевременного формирования и планомерного использования рациональных методов организации инновационной деятельности с целью повышения ее эффективности. И только последние год - два Белоруссия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. Актуальность темы работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. Только те предприятия, которые как минимум не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут выжить в современных условиях.

       Объектом исследования является инновационная деятельность ОАО «МПОВТ».

       Предметом исследования является инновационные политика предприятия, возникающие в процессе инновационной деятельности этого предприятия.

       Целью исследования является разработка рекомендаций по инновационной политики ОАО «МПОВТ» для повышения эффективности инновационной деятельности. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Исследовать  современное состояние инновационной  сферы промышленных предприятий  в условиях укрепления рыночных  отношений; 2. Исследовать характеристики  и особенности инноваций и  инновационной продукции на предприятии; 

3. Проанализировать  состояние инновационной деятельности  на ОАО «МПОВТ»; 

4. Проанализировать  организационную структуру управления  инновациями на ОАО «МПОВТ»; 

5. Разработать  мероприятия по развитию инновационной  деятельности совершенствованию  организационной структуры управления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И  УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Инновации и инновационный  процесс, его основные  характеристики и  особенности 

       Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования [6, с. 102]. Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной". Абсолютная новизна характеризуется отсутствием аналогов данному новшеству; относительная – это новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии; частная новизна подразумевает обновление элемента изделия. Экономическое достоинство нововведения состоит в том, что выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, – становится "инновацией". Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями. Т.е. инновационный процесс объединяет процесс создания новшества и его реализацию. Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и необходимо продумывать осуществление всех последующих стадий уже на первой. Главное, уметь осуществлять переход от одной к другой. Поскольку эффективность инновационного процесса определяется не только результативностью отдельных его стадий, по и скоростью перехода от одной стадии к другой, т.е в процессе управления важно сократить интервал между стадиями, максимально совместив их в общем процессе [6, с. 103].

       Понятие "инновации" применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сферах, ко всем усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат. Следовательно, инновации ориентированы на рынок и потребителя [2, с. 204]. Период времени от зарождения идеи до практического создания и внедрения новшества, его использования принято называть жизненным циклом инновации. Возникла потребность управления творческим потенциалом и повышением эффективности связи науки и производства. Этим и занимается инновационная политика – наука о формировании новшеств, их диффузии, а также факторах, противодействующих внедрению нововведений; адаптации к ним человека; организации и механизме инновационной деятельности; выработке инновационных решений и политики. Иначе говоря, инновационная политика – новая область исследований, необходимая для эффективного решения задач интенсификации и ускоренного развития инновационной экономики, прежде всего – создания, освоения и распространения различных типов новшеств.         

       Таким образом, инновационная политика, инновационная деятельность возникли как реакция на современные требования экономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившемся изменениям. На практике инновация классифицируется по ряду признаков. По причинам возникновения они делятся на реактивные – как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для ведения борьбы на рынке и выживания предприятия, и на стратегические, внедрение которых определяет приобретение перспективных преимуществ перед конкурентами.                Для предприятия инновации могут выступить как [2, с. 210]:

  а) продуктивные – производство нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новых видов производства; созданный новый продукт может привести к уменьшению спроса на прежний, что повлечёт за собой ликвидацию старых видов производства;

  б) рыночные – открывающиеся новые сферы внедрения продукции и тем расширяющие пространства рынка;

  в) процессорные – применение новых технологии, структур управления и организация ресурсосберегающего метода производства, продукта или услуги;

  г) потребительские – направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе. По инновационному потенциалу в зависимости от предметного содержания и темпа реализации новшества различают следующие виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения; технологические, характеризующиеся разработкой и внедрением новых высокоэффективных технологических процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции; модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).           В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов [5, с. 159].

       Инновационный процесс – непрерывный процесс развития предприятия, который обеспечивает его выживание в рыночных условиях[7,с. 681]. Инновационная деятельность – это процесс направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Своеобразие современного этапа научно-технического прогресса в том, что ключевое значение для производства приобретают не только прикладные исследования, но и фундаментальные науки. Это объясняется рядом причин, в том числе и экономическими.

       Во-первых, скорость появления новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологии. Следующие за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому глубокая научная проработка природы используемых процессов, общих принципов организации различных видов материи становится условием для совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены новыми. Этот интерес к фундаментальной стороне научных и технических знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационные формы инновационного процесса, способы взаимодействия науки и производства.                 

       Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. Но для их комплексного использования также необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей.

       В-третьих, современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности перед лицом более удачливого конкурента. Фундаментальная разработка должна дать “видение” вариантности нововведения и ориентиры для их оценки. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны. Значимость научных разработок ставит вопрос о формах сопряжения их с прикладными разработками и производством. За последние 10-15 лет в развитых странах отработан ряд эффективных методов включения науки, в том числе и фундаментальной, в общий поток развития общественного производства. Инновационная деятельность – это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность – целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей [6, с. 109].

Информация о работе Оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии