Лекции по "Финансовому менеждменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:27, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Финансовый менеджмент, его содержание и механизм функционирования
Тема 2. Понятийный аппарат и научный инструментарий финансового менеджмента
Тема 3. Методы управления денежными средствами предприятия и их эквивалентами
Тема 4. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностями предприятий
Тема 5. Управление источниками финансирования предприятий

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций ФМ для заочки (12).doc

— 793.50 Кб (Скачать)

Основной целью  разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим  образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

На размер дивиденда  оказывают влияния следующие  факторы:

- сумма чистой  прибыли;

- возможность   направления прибыли на выплату  дивидендов с учетом других затрат;

- доля привилегированных  акций и объявленного по ним  фиксированного уровня дивидендов;

- величина уставного  капитала и общее количество  акций.

Чистая прибыль, которую можно направить на выплату  дивидендов определяется по формулам:

ЧПдоа = (ЧП ×  Дчп / 100) – (Кпа × Дпа / 100)

Где:

ЧПдоа – чистая прибыль направляемая на выплату  дивидендов по обыкновенным акциям;

ЧП – чистая прибыль;

Дчп – доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов по привилегированным акциям;

Кпа – номинальная стоимость количества привилегированных акций;

Дпа – уровень  дивидендов по привилегированным акциям (в процентах к номиналу).

 

Доа = (ЧПд / (Ка –  Кпа)) × 100

Где:

Доа – уровень  дивидендов по обыкновенным акциям;

ЧПд – чистая прибыль направляемая на выплату дивидендов по акциям;

Ка - номинальная  стоимость  количества всех акций;

Кпа - номинальная  стоимость  количества привилегированных  акций.

 

Факторы, влияющие на выработку дивидендной политики:

- правовые факторы  (выплата дивидендов регулируется Законом РФ «Об акционерных обществах»);

- условия контрактов (ограничения, связанные с минимальной  долей реинвестируемой прибыли,  при заключении кредитных договоров  с банками);

- ликвидность  (выплата не только денежными  средствами, но и другим имуществом, например акциями);

- расширение  производства (ограничения в выплате  дивидендов);

- интересы акционеров (обеспечения высокого уровня  рыночной стоимости компании);

- информационный  эффект (информация о невыплате  дивидендов может привести к  снижению курсов акций).

Дивидендная политика напрямую зависит от выбранной методики выплаты дивидендов, отраженной в  различных видах дивидендной политики (табл. ).  

Таблица

Основные  виды дивидендной политики

Подход  к формированию дивидендной политики

Варианты  видов дивидендной политики

Консервативный  подход

Остаточная  политика дивидендных выплат (дивиденды  выплачиваются если денежные средства направляемые для реинвестирования меньше размера нового капитала).

 Политика  стабильного размера дивидендных  выплат (некогда не снижать размер дивиденда).

Умеренный (компромиссный) подход

Политика стабильного  уровня  дивидендных выплат (фиксированный  размер дивидендов + дополнительная выплата, зависящая от успешной работы предприятия).

Агрессивный подход

Политика постоянно  возрастающего размера дивидендных выплат (соблюдение темпа прироста размера дивидендных выплат).

Альтернативный  подход

Политика выкупа собственных акций


 

С учетом рассмотренных  принципов дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам:

1) Оценка основных  факторов, определяющих формирование  дивидендной политики;

2)  Выбор типа  дивидендной политики;

3) Разработка  механизма распределения прибыли  в соответствии с выбранным  типом дивидендной политики;

4) Определение  уровня дивидендных выплат на одну акцию;

5) Оценка эффективности  дивидендной политики. 

 

 

Вопрос 19. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика).

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно данные долги образуются от продаж в кредит.

Виды дебиторской  задолженности предприятия:

  • Задолженность расчета за товары, срок оплаты которых не наступил,
  • Задолженность за работы и услуги, не оплаченные в срок
  • Дебиторская задолженность по векселям полученным
  • Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом
  • Дебиторская задолженность по расчетам с персоналом.

 

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Управление  дебиторской задолженности предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью денежных средств в ходе осуществления кредитной политики предприятия. 

Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью:

1) Анализ дебиторской задолженности.  При анализе устанавливается уровень дебиторской задолженности и её динамика. Данный уровень и её динамику можно определить по формулам:

 

УДЗ = ДЗ / ОА

Где:

УДЗ – Уровень  дебиторской задолженности;

ДЗ - Дебиторская  задолженность;

ОА - Оборотные активы.

 

 

Ддз = ДЗсо / СООрп

Где:

Ддз – динамика дебиторской задолженности (период инкассации);

ДЗсо - Средний  остаток дебиторской задолженности;

СООрп - Сумма  однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом  периоде.

СОдз = ОР / СОдз

 

Где:

СОдз - Скорость обращения дебиторской задолженности;

ОР - Объем реализации;

СОдз - Средний  остаток дебиторской задолженности.

 

  Дебиторская  задолженность разбивается по  срокам ее инкассации, затем рассматривается  состав просроченной дебиторской  задолженности и выделяются группы с сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности.

Определяется  сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность  путем сопоставления дополнительной суммы прибыли, полученной от реализации за счет предоставления кредита с суммой затрат по оформлению кредита, инкассацией долга и прямых финансовых потерь в связи с невозвратом долга.

2) Формирование кредитной политики по отношению к покупателю. Решаем два вопроса на раннем этапе:

  • Формы реализации продукции в кредит
  • Какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.

Форма реализации продукции в кредит делится на товарный кредит и потребительский кредит.

Товарный  кредит – реализация продукции на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Предоставляется оптовым покупателям на срок от 1 до 6 месяцев.

Потребительский кредит – предоставляется физическим лицам в розничной торговле.

Типы кредитной политики:

  • Агрессивный
  • Умеренный
  • Консервативный.

Данное разделение основывается на уровне доходности и риска.

3) Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту. Для этого надо знать объем реализации. Это можно рассчитать по формуле:

 

Сс = (ОРП ×  КСсц × (СПк + СППк) / 360 дней

Где:

Сс - Сумма средств;

ОРП - Объем реализации продукции;

КСсц - Коэффициент  соотношения себестоимости и  цены единицы продукции;

СПк - Средний  период предоставления кредита;

СППк - Средняя  просрочка платежа по предоставленному кредиту.

 

4) Формирование кредитных условий. Формирование кредитных условий:

  • Срок предоставления кредита
  • Стоимость предоставления кредита
  • Размер кредита
  • Система штрафных санкций при несвоевременном погашении кредита.

5) Формирование на предприятии различных форм реинвестирования дебиторской задолженности. Формирование на предприятии различных форм реинвестирования дебиторской задолженности:

  • Факторинг (продажа долгов)
  • Учет выданных покупателями векселей
  • Форфейтинг (продажа долгов при внешнеэкономических сделках)

6) Эффективный контроль за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Здесь применяется «анализ АВС». Оценив характер существующей дебиторской задолженности, анализируются состав дебиторов, выявляются состав безнадёжных долгов. Безнадежные долги могут быть покрыты за счет специально сформированных ресурсов, в части счета резерва по сомнительным долгам.

Средства, отраженные в дебиторской задолженности  свидетельствуют о временном  отвлечении данных средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к ухудшению финансового состояния данного предприятия.

Основу управления дебиторской задолженностью составляет кредитная политика. Этапы формирования кредитной политики:

- определение принципов кредитной политики (рисковая, умеренная, безрисковая).

- формирование  системы кредитных условий (срок  кредита, размер, стоимость, система  штрафов за просрочку исполнения  обязательств).

- формирование  стандартов оценки платежеспособности дебиторов.

- формирование  процедуры инкассации дебиторской  задолженности (сроки и формы  предварительного и последующего  напоминания о долге, условия  продления сроков возврата долгов  и т.д.).

- обеспечение  использования системы рефинансирования  дебиторской задолженности на предприятии (передача долга, использование долга в качестве залога и другие формы). 

 

 

Вопрос 20. Управление кредиторской задолженностью на предприятии.

Кредиторская  задолженность – это вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц.

Кредиторская  задолженность представляет собой задолженность организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах по оплате труда.

Кредиторская  задолженность (или внутренние счета  начисления средств) характеризует  наиболее краткосрочный вид используемых предприятием заемных средств, формируемых им за счет внутренних источников. Начисления средств по различным видам этих счетов производятся предприятием ежедневно (по мере осуществления текущих хозяйственных операций), а погашение обязательств по этой внутренней задолженности — в определенные (установленные) сроки в диапазоне до одного месяца.

Кредиторская задолженность характеризуется следующими основными особенностями:

1. Внутренняя кредиторская задолженность является для предприятия бесплатным источником используемых заемных средств.

2. Размер внутренней кредиторской задолженности, выраженный в днях ее оборота, оказывает влияние на продолжительность финансового цикла предприятия.

3. Сумма формируемой предприятием внутренней кредиторской задолженности находится в прямой зависимости от объема хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь — от объема производства и реализации продукции.

4. Прогнозируемый размер внутренней кредиторской задолженности по большинству видов носит лишь оценочный характер.

5. Размер внутренней кредиторской задолженности по отдельным ее видам и по предприятию в целом зависит от периодичности выплат (погашения обязательств) начисленных средств.

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеждменту"