Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:27, курс лекций
Тема 1. Финансовый менеджмент, его содержание и механизм функционирования
Тема 2. Понятийный аппарат и научный инструментарий финансового менеджмента
Тема 3. Методы управления денежными средствами предприятия и их эквивалентами
Тема 4. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностями предприятий
Тема 5. Управление источниками финансирования предприятий
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) регулирует правовое положение участников гражданского оборота, отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, основания возникновения права собственности и других вещных прав, договорные и иные обязательства, имущественные и неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Часть первая Гражданского кодекса (введена в действие федеральным законом от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ) определяет основания возникновения гражданских прав и обязанностей, способы их осуществления и защиты. Здесь даются определения понятий физического и юридического лица, предпринимательской деятельности, индивидуального предпринимателя, предприятия, его организационно-правовой формы, правоспособности и дееспособности, общие положения об обязательстве и договоре.
Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (введена в действие федеральным законом от 26 января 1996 года N 14-ФЗ) является логическим продолжением части первой ГК РФ, развивает конкретные правила об отдельных видах договоров и внедоговорных обязательствах, возникающих в связи с проведением конкурса, причинением вреда и неосновательным обогащением.
3) Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ определяет и организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности (злоупотребление доминирующим, т.е. исключительным, положением на рынке, соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию и т. п.) и недобросовестной конкуренции (распространение ложных или искаженных сведений, способных причинить ущерб другому хозяйствующему субъекту).
4) Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
5) Федеральные законы Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ и «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого бизнеса, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства (установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности), а также регулирует отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, виды и формы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
6) Трудовой кодекс (введенный в действие федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ) регулирует социальные и трудовые отношения. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
7) Налоговый кодекс 1-я часть (введена в действие федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ) и 2-я часть (введена в действие федеральным законом от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ) устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов, порядок их исполнения, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, устанавливает формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений.
8) Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ определяет особенности организации ЦБ РФ, его функции, права и полномочия в разработке и проведении денежно-кредитной политики, осуществлении банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, выполнении банковских функций.
9) Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02 февраля 2006 г. № 19-ФЗ определяет порядок учреждения, регистрации и лицензирования кредитных организаций в Российской Федерации. Различные аспекты деятельности коммерческих банков и небанковских кредитных организаций кроме того регулируются инструкциями, положениями и письмами ЦБ РФ.
10) Законодательную базу
регулирования рынка ценных
11) Отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями и учреждениями, между страховыми компаниями регулируют соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ и федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1. В законе также определены основные принципы государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации.
12) Другие нормативно-правовые документы
К налоговой среде организации относится:
1) Структура системы видов налогов.
2) Действующие ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налогов.
3) Основные вопросы налоговой политики государства.
4) Принципы применения
корпоративного налогового
5) Система ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Вопрос 8. Финансовые методы управления.
Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость в интересах субъекта.
Методами управления финансами является:
Финансовое планирование – это процесс разработки финансового плана субъекта хозяйствования. Финансовое планирование заключается в способах расчетов величины финансового показателя.
Финансовое прогнозирование – это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Финансовое прогнозирование заключается предвидение соответствующих изменений.
Финансовое регулирование – это организуемая субъектом деятельность по использованию финансов в целях корректировки параметров связанных с затратами, доходами и расходами.
Финансовый контроль – это совокупность мероприятий с применением специфических форм и методов, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых операций и действий государственных органов, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений и граждан, направленных на получение финансового результата. Он позволяет увидеть разные стороны работы хозяйственной деятельности субъекта. Финансовый контроль возникает потому, что финансовые отношения можно планировать и регулировать, так как имеются: конкретные субъекты финансовых отношений (т.е. хозяйствующие субъекты, граждане, государство), нормы, нормативы, цели использования финансовых ресурсов, объёмы и сроки осуществления финансовых операций, правовые условия установленные в законодательном порядке. В процессе осуществления финансового контроля используют следующие методы:
- Наблюдение;
- Обследование;
- Надзор;
- Экономический анализ;
- Ревизия.
Финансовый анализ – это комплексная оценка структуры финансовых ресурсов. В процессе осуществления финансового анализа используются следующие методы:
- Анализ абсолютных показателей баланса;
- Горизонтальный анализ;
- Трендовый анализ;
- Сравнительный анализ;
- Вертикальный анализ;
- Анализ финансовых коэффициентов.
Вопрос 9. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Информационное
обеспечение финансового
В финансовом менеджменте
система информационного
К показателям
информационного обеспечения
К показателям
информационного обеспечения
К показателям
информационного обеспечения
К показателям информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внеучетных источников относятся характеристика анализа внефинансовой отчетности.
Внутренние источники информации.
Внутренние источники информации включают в себя:
- состав активов
и структура используемого
- основные финансовые
результаты хозяйственной
- движение денежных средств и отдельных денежных фондов.
- финансовые результаты по основным сферам финансовой деятельности;
- финансовые
результаты деятельности в
- финансовые результаты деятельности отдельных подразделений организации.
- внутренние
нормативы, регулирующие
- плановые показатели финансового развития.
Внешние источники информации.
Внешние источники информации включают в себя:
- макроэкономическое развитие;
- отраслевое развитие.
- конъюнктура рынка фондовых инструментов;
- конъюнктура рынка денежных инструментов.
- банки;
- страховые компании;
- брокерские компании;
- поставщики продукции;
- покупатели продукции;
- конкуренты.
- по финансовой деятельности предприятий;
- по функционированию
отдельных сегментов
Учетные источники информации.
Учетные источники информации включают в себя:
- активы организации;
- пассивы организации.
- доходы организации;
- расходы организации.
- уставный капитал;
- добавочный капитал;
- резервный капитал;
- фонд накопления и социальной сферы;
- средства целевого финансирования.
- движение денежных
средств основного вида
- движение денежных
средств финансовой
- движение денежных средств инвестиционной деятельности;