Лекции по "Финансовому менеждменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:27, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Финансовый менеджмент, его содержание и механизм функционирования
Тема 2. Понятийный аппарат и научный инструментарий финансового менеджмента
Тема 3. Методы управления денежными средствами предприятия и их эквивалентами
Тема 4. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностями предприятий
Тема 5. Управление источниками финансирования предприятий

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций ФМ для заочки (12).doc

— 793.50 Кб (Скачать)

Для реализации инвестиционной политики предприятиями  разрабатывается инвестиционная программа, которая представляет собой совокупность реальных инвестиционных проектов, сгруппированных по отраслевым, региональным и привлекательным для инвестиций (инвестиционная привлекательность) признакам. Программа представляет собой единый объект управления.

Инвестиционная  привлекательность - обобщающая характеристика преимуществ и недостатков отдельных  объектов инвестирования с позиций  конкретного инвестора по формируемым  им критериям.

Сформировав инвестиционную программу и определившись с  объектами инвестирования предприятие, может приступить к формированию инвестиционных проектов.

Инвестиционный  проект это объект реального инвестирования, намечаемый к реализации в форме приобретения целостного имущественного комплекса, реконструкции, модернизации, капитального ремонта и т.п. Подготовка инвестиционного проекта к реализации требует обычно разработки бизнес-плана.

Финансирование  инвестиционных проектов может осуществляться следующими методами:

  1. полное самофинансирование;
  2. акционирование;
  3. кредитное финансирование;
  4. финансовый лизинг;
  5. смешанное финансирование.

К источникам финансирования инвестиций относятся:

  • государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников;
  • иностранные - вкладываемые иностранными инвесторами, др. государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями;
  • частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства.

 

Вопрос 26. Политика привлечения заёмных средств.

Заемные средства – это капитал предприятия, образуемый за счет займов: получения  кредитов, выпуска и продажи облигаций, получения средств по другим видам  денежных обязательств. Заемный капитал  предназначается для финансирования деятельности предприятий. Заемные средства могут быть отражены форме финансового и коммерческого кредита.

Политика привлечения  заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных  средств включает следующие основные этапы:

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде.

На  первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На  втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На  третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

На  четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На  пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов;

г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников;

д) другие временные нужды.

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия.

С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников.

5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на краткосрочной и долгосрочной основе.

На  долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов, а также части оборотных активов в соответствии с выбранным типом политики финансирования активов – консерв, умер, агрессивн.

На  краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долгосрочных и краткосрочных их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; коммерческого кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:

- Срок предоставления  кредита;

- Ставка процента  за кредит;

- Условия выплаты суммы процента;

- Условия выплаты  суммы основного долга;

- Прочие условия, связанные с получением кредита.

9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.

10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

 

 

Тема 6. Методы оценки и планирования финансового состояния хозяйствующего субъекта

 

Вопрос 27. Формирование бюджета капиталовложений.

Бюджет  капиталовложений – это форма  образования и расходования фонда  денежных средств хозяйствующего предприятия, предназначенных для финансового  обеспечения затрат на строительство, приобретение и восстановление основных средств.

В данный бюджет организация включает проекты, финансирование которых связанно с инвестиционной политикой проводимой ею.

При формировании бюджета капиталовложений принято  использовать 2-а подхода:

1) Формирование  на основе применения критерия  «Внутренняя норма доходности».  Данный подход предполагает упорядочение  всех допустимых проектов по  убыванию внутренней нормы доходности  инвестиций (IRR) и при этом отбираются  для реализации только те проекты в которых внутренняя норма доходности больше стоимости капитала. Однако при чрезмерном наращивании портфеля инвестиционных проектов, компания будет вынуждена привлекать внешние источники финансирования, а это со своей стороны приводит к увеличению стоимости капитала, а также и к возрастанию финансового риска. 

2) Формирование  на основе применения критерия  «Чистый приведенный доход».  Данный подход предполагает прогнозную  оценку изменения экономического  потенциала компании, в рамках  конкретного проекта, основанного на определении чистого приведенного дохода (NPV). В данном подходе ограничения, отмеченные в первом подходе, не накладываются. Данный подход строиться на следующих этапах:

- устанавливается  значение ставки дисконтирования  в зависимости от источника финансирования;

- в портфель  включаются только те проекты,  у которых значение NPV > 0;

-  при выборе  из альтернативных проектов приоритетом  служит максимальное значение NPV.

Однако, составление  бюджета капиталовложений нередко  связано с необходимостью учета  ряда ограничения. Например, выбранный  проект должен в конечной степени  приносить максимальную выгоду. Основным риском при формировании бюджета капиталовложения является риск, связанный с не поступлением денежных средств в доходную часть бюджета, вызванный временной задержкой или с недостаточностью запланированных финансовых ресурсов. Если такая ситуация происходит, то тогда компания вынуждена оперативно пересматривать бюджет, для того чтобы исключить вожможность возникшего дефицита. Для этого для сохранения плановых расходов бюджета капиталовложений компания может прибегнуть к отказу от финансирования малозначимых проектов или внести существенные оперативные коррективы во всю свою хозяйственную деятельность.

Грамотно сформированный бюджет капиталовложений и оптимизация  бюджетирования инвестиционного капитала, позволяет компании осуществлять учет, анализ, планирование, прогнозирование и контроль финансовых результатов в целях формирования финансовых ресурсов необходимых для финансирования инвестиционных проектов. 

В процессе  составления бюджета (плана) компания может использовать две альтернативных схемы  организации работ по его составлению:

- по методу break-down (сверху-вниз);

- по методу build-uр  (снизу-вверх).

По методу break-down работа по составлению бюджета начинается "сверху", т.е. руководство компании определяет цели и задачи, например плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели, по мере продвижения на более низкие уровни структуры компании, становятся в более детализированной форме, также туда включаются отдельные планы подразделений.

По методу build-up работа по составлению бюджета начинается "снизу". Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации компании сводит эти показатели в единый бюджет (план), который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет (план) кампании.

Методы break-down и build-up представляют две  противоположные организационные  схемы. На практике, в целях эффективности  и оптимизации не рекомендуется  использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

 

Вопрос 28. Понятие и методы финансового планирования

В управлении деятельностью  компании особая роль уделена финансовому планированию и прогнозированию.

Финансовое  планирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением возможных объёмов поступления денежных средств и направления их расходования в плановый период.

Конечным результатом  финансового планирования является составление финансового плана.

Финансовый  план – это проект (документ), который используется для оценки результатов будущих финансовых операций на определенный период с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения. Он обобщает и наглядно показывает на определённый период времени всю производственно-торговую, инвестиционную, инновационную и финансовую деятельность предприятия через движение денежных средств. Поэтому в масштабе всей компании финансовый план следует рассматривать как целый комплекс документов прогнозного характера.

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеждменту"