Лекции по "Финансовому менеждменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:27, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Финансовый менеджмент, его содержание и механизм функционирования
Тема 2. Понятийный аппарат и научный инструментарий финансового менеджмента
Тема 3. Методы управления денежными средствами предприятия и их эквивалентами
Тема 4. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностями предприятий
Тема 5. Управление источниками финансирования предприятий

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций ФМ для заочки (12).doc

— 793.50 Кб (Скачать)

 

2.3. При определении средней процентной ставки, используемой в расчетах стоимости денежных средств по сложным процентам, применяется следующая формула:

 ,                                    (9)

где  i – средняя  процентная ставка, используемая в  расчетах стоимости денежных средств  по сложным процентам, выраженная десятичной дробью;

Sc – будущая стоимость денежных средств;

Pc – настоящая стоимость денежных средств;

n – количество  интервалов, по которым осуществляется  каждый процентный платеж, в общем  обусловленном периоде времени.

2.4. Длительность общего периода платежей, выраженная количеством его интервалов в расчетах стоимости денежных средств по сложным процентам определяется путем логарифмирования по следующей формуле:

 ,                                         (10)

где  n – длительность общего периода платежей;

Sc – будущая  стоимость денежных средств;

Pc – настоящая стоимость денежных средств;

i – используемая  процентная ставка, выраженная десятичной  дробью.

 

2.5. Определение эффективной процентной ставки в процессе наращения стоимости денежных средств по сложным процентам осуществляется по формуле:

,                                 (11)

где  iэ – эффективная среднегодовая процентная ставка при наращении стоимости денежных средств по сложным процентам, выраженная десятичной дробью;

i – периодическая  процентная ставка, используемая при наращении стоимости денежных средств по сложным процентам, выраженная десятичной дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый  процентный платеж по периодической  процентной ставке на протяжении  года.

 

При оценке стоимости  денег во времени по сложным процентам необходимо иметь в виду, что на результат оценки оказывает большое влияние не только используемая ставка процента, но и число интервалов выплат в течение одного и того же общего платежного периода. Иногда оказывается более выгодным инвестировать деньги под меньшую ставку процента, но с большим числом интервалов в течение предусмотренного периода платежа.

Используемые  в процессе оценки стоимости денег  множители:

 

– множитель наращения суммы сложных процентов;

 

 –  множитель дисконтирования суммы сложных процентов.

 

 

Вопрос 15. Управление собственным капиталом.

Собственный капитал  предприятия формируется за счет: уставного капитала, добавочного  капитала, резервного капитала и нераспределенной прибыли.

Управление собственным  капиталом предполагает политику формирования собственных финансовых ресурсов и представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.

Разработка  политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

    1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов в прошлом периоде.
    2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.
    3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала.
    4. Оценка максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.
    5. Оценка максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.
    6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников финансирования собственных финансовых ресурсов.

 

Потребность в  собственном капитале можно рассчитать по формуле:

СК = К×У –  П + А ,                                    (12)

где СК – дополнительная потребность в собственном капитале на плановый период;

К – совокупный капитал на конец планового периода;

У – удельный вес собственного капитала в плановом периоде;

П – размер реинвестируемой  прибыли в платежном периоде;

А – амортизационный  фонд на конец планового периода.

 

При выборе альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов могут рассматриваться:

- изменение  амортизационной политики;

- формирование  эффективной политики распределения  прибыли;

- решение об  увеличении уставного капитала  за счет дополнительной эмиссии акций.

 

 

Вопрос 16. Операционный и финансовый леверидж.

Леверидж –  означает действие небольшой силы (рычага), с помощью которого можно перемещать довольно тяжелые предметы.

Операционный  леверидж.

Операционный (производственный) леверидж представляет собой отношение зависимости между структурой производственных расходов и величиной прибыли до вычета процентов и налогов. Такой механизм управления операционной прибылью, также называется „операционный леверидж". Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более высокими темпами. Иными словами, постоянные операционные затраты (издержки) самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов.

Однако степень  такой чувствительности операционной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных операционных затрат. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.

Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, означающий уровень производственного левериджа характеризуется „коэффициентом операционного левериджа", который рассчитывается по следующей формуле:

Где: 
Кол - коэффициент операционного левериджа;

Ипост - сумма постоянных операционных издержек;

Ио - общая сумма операционных издержек.

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа  на предприятии, тем в большей  степени оно способно ускорять темпы  прироста операционной прибыли по отношению  к темпам прироста объема реализации продукции. Т.е.  при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции предприятие, имеющее больший коэффициент операционного левериджа, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени приращивать сумму своей операционной прибыли в сравнении с предприятием с меньшим значением этого коэффициента.

Конкретное  соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем „эффект операционного левериджа". Принципиальная формула расчета этого показателя имеет вид:

Где:

Эол - эффект операционного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;

ΔВОП - темп прироста валовой операционной прибыли, в %;

ΔОР - темп прироста объема реализации продукции, в %.

Эффект воздействия  производственного рычага (операционного  левереджа)  – это изменение  выручки от реализации приводящее к  изменению прибыли

Темп прироста объема выраженных в % определяется по формуле:

Где:

И – изменение, означающее темп прироста, в %; 
П.1 – показатель объема, полученный  в 1-м периоде, в руб.;

П.2 – показатель объема, полученный  в 2-м периоде, в руб.

 

Финансовый  леверидж.

Финансовый  леверидж представляет собой отношение зависимости между структурой источников средств и величиной чистой прибыли.

Финансовый  рычаг характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Финансовый рычаг возникает с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала и позволяет предприятию получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительной прибыли  на собственный капитал при различной  доле использования заемных средств, называется эффектом финансового рычага (финансового левериджа).

Эффект финансового  рычага рассчитывается по формуле:

 

 

Где:

ЭФЛ - эффект финансового  рычага, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

С - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВР - коэффициент  валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;

ПК - средний  размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала (цена заемного капитала), %;

ЗК - сумма используемого  предприятием заемного капитала;

СК - сумма собственного капитала предприятия.

В формуле три  составляющие.

1.  Налоговый  корректор финансового рычага (1 – С).

2.  Дифференциал  финансового рычага (КВР – ПК).

3.  Коэффициент  финансового рычага или «плечо»  финансового рычага (ЗК / СК).

Использование эффекта финансового рычага позволяет  повышать уровень прибыльности собственного капитала предприятия. При выборе наиболее целесообразной структуры источников необходимо учитывать масштабы текущих доходов и прибыли при расширении деятельности за счет дополнительного инвестирования, конъюнктуру рынка капитала, динамику процентных ставок и другие факторы.

 

Вопрос 17. Теории структуры капитала.

Целесообразность  управления структурой капитала основывается на следующих подходах.

1) оптимальная  структура капитала, которая позволяет  максимизировать рыночную стоимость  компании. В данном случае при  использовании средневзвешенной стоимости капитала определяется стоимость вновь привлекаемой денежной единицы для использования данного значения в качестве коэффициента дисконтирования при составлении бюджета капиталовложений. Средневзвешенная стоимость капитала – WACC  (Weighted Average Caste of Capital) определяется по формуле:

,

где WACC – цена капитала, %;

Ki – цена i-го источника финансирования, %;

di – удельный вес i-го источника в структуре пассивов, коэфф.;

i – порядковый номер источника финансирования, ед.;

n – общее количество используемых предприятием финансирования, ед.

2) рыночная стоимость  компании и стоимость капитала  не зависим от структуры капитала. Данная теория, созданная в 1958 году, принадлежит Ф. Модильяни  и М. Миллеру. Основывается на примере принципа пирога, который можно разделить по-разному и при этом его величина не меняется.  

В данной теории любое изменение структуры источников путем привлечения более дешевых  заемных средств не способствует увеличению рыночной стоимости предприятия, поскольку выгода от привлечения дешевого источника сопровождается повышением степени риска.  

V = N / Kн ,

 

где V – рыночная стоимость предприятия;

N – операционная прибыль (до вычета налогов);

Kн – стоимость собственного капитала финансово независимого предприятия.

 

3) структура  капитала оказывает влияние на  рыночную стоимость компании. Данная  теория, созданная в 1963 году, принадлежит  Ф. Модильяни и М. Миллеру.  Основывается на разнице в  значениях стоимости собственного  и заемного капитала с учетом экономии на налогах.

Vз = Vн +T × D ,

 

где D – величина заемного капитала в рыночной оценке;

Т – ставка налога на прибыль;

Vз – рыночная стоимость аналогичной финансово зависимой компании; 

Vн – рыночная стоимость финансово независимой компании.

 

 

Тема 4. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностями предприятий

 

Вопрос 18. Дивидендная политика.

Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах.

Дивиденд - часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами в соответствии с количеством (суммой) и видом акций, находящихся в их владении. Обычно дивиденд выражается в денежной сумме на акцию. Общая сумма чистой прибыли, подлежащая выплате в качестве дивиденда, устанавливается после уплаты налогов, отчислений в фонды расширения и модернизации производства, пополнения страховых и других резервов, выплаты процентов по облигациям и дополнительных вознаграждений директорам акционерного общества.
Дивидендная политика - политика акционерного общества в области использования прибыли. Дивидендная политика формируется советом директоров в зависимости от целей акционерного общества, и определяет доли прибыли, которые: выплачиваются акционерам в виде дивидендов;  
остаются в виде нераспределенной прибыли, а также реинвестируется.

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеждменту"