Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:44, дипломная работа
Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Измене-ния в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Сущность и содержание инвестиций
1.1.Инвестиции и их классификация…………………………………………………5
1.2.Инвестиционная деятельность и ее институты………………………………...14
Инвестиционная политика России в современных условиях
2.1.Инвестиционная политика государства и её роль в российской экономике...27
2.2.Инвестиционный климат России ………………………………………………33
2.3.Иностранные инвестиции в России…………………………………………….40
3. Инвестиционная политика регионов Российской Федерации
3.1.Проблемы и задачи инвестиционной политики регионов……………………48
3.2.Инвестиционная привлекательность регионов России для частных
инвесторов…………………………………………………………………………....
Довольно подробно были изложены достижения и проблемы привлечения инвестиций в российские регионы в докладе министра регионального развития Дмитрия Николаевича Козака.53 В целом исходя из той картины, которая достаточно объективно отражает ситуацию в сфере достижений и проблем, связанных с привлечением инвестиций в российские регионы, следует то, что у нас в стране есть и инвестиции, и средства для инвестиций, и есть соответствующие механизмы в стране в целом для их привлечения. В докладе также есть понимание того, что только привлечение внебюджетных инвестиций может решить все и социальные проблемы, и проблемы материального благосостояния людей, и проблемы обеспечения безопасности, в конечном итоге – безопасности и обороны нашей страны.
В сфере федеральной инвестиционной политики на региональном аспекте у нас, к сожалению, накопилось достаточно много проблем, которые сдерживают привлечение инвестиций на региональный уровень, которые являются тормозом для привлечения внебюджетных частных инвесторов на большую часть территории страны и для большей части населения нашей страны – следовательно, являются тормозом для повышения благополучия и социального самочувствия большей части жителей нашей страны.
Дифференциация инвестиций в основной капитал на душу населения в 2004 году составляла 158 раз среди регионов, в 2005 году – 234, а в 2006-м – 250 раз. В результате, как и отмечено в докладе, в 2006 году на долю восьми субъектов Российской Федерации – десяти процентов территории страны и с численностью населения 24 процента от общей численности населения страны – приходится 47 процентов внебюджетных инвестиций в основной капитал, а объем иностранных инвестиций в этих же регионах составляет 82 процента.
В результате по объему валового регионального продукта на душу населения минимальное и максимальное значение среди российских регионов: в 2004 году составляли 35 раз, в 2006-м – 43 раза.
По уровню безработицы минимальное и максимальное значение: в 2004 году составляет 29 раз, сегодня – 53 раза по уровню регистрирования безработицы. По уровню бюджетной обеспеченности на душу населения дифференциация, как была в 2004 году в 17 раз, так и осталась на сегодняшний день такой.
Сохранение этих тенденций таит в себе очень много прежде всего политических опасностей. Дальнейшее увеличение диспропорции уровня социально-экономического развития регионов и, следовательно, уровня материального самочувствия граждан увеличивает возможности так называемой стихийной миграции, о которой мы так много говорим, следовательно увеличивается опасность возникновения межнациональных конфликтов, возникновения очагов социальной напряженности в отдельных регионах. Поэтому нам необходимо на федеральном уровне, понимая всю важность сохранения и обеспечения макроэкономических показателей экономического развития страны в целом, самое пристальное внимание уделять и региональным аспектам федеральной экономической политики.
Основной проблемой для привлечения инвестиций в регионы для повышения стимулов региональных и муниципальных властей является то, что на федеральном уровне в настоящее время отсутствуют долгосрочные ясные ориентиры для органов власти. Ясные ориентиры – прежде всего с точки зрения обеспечения регионов необходимой инфраструктурой, федеральное видение стратегии развития крупных регионов.
Как известно, основными инструментами инвестиционной политики для всех уровней власти, для государства в целом является снятие инфраструктурных ограничений и создание благоприятного инвестиционного климата. Под благоприятным инвестиционным климатом понимается и снятие административных барьеров, и развитие финансовой, банковской инфраструктуры, устранение коррупции и поборов в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, повышение объективности, эффективности работы судебной и правоохранительной систем.
В настоящее время необходимо внедрить на федеральном уровне, прежде всего, такие механизмы, которые обеспечивают согласованность действий федеральных, региональных и местных властей по снятию инфраструктурных ограничений по развитию производственной инфраструктуры. Сегодня законодательная основа для таких механизмов создана. Ее необходимо только наполнить соответствующим содержанием, выработать эффективно действующие механизмы. Необходимо реалистично подходить к этим процессам и понимать, что провительство не в состоянии из Москвы руководить всем и вся в регионах.
Основными инструментами федерального центра в этом плане являются стратегия развития страны с привязкой ее к территориям, схема территориального планирования Российской Федерации и федеральные или, как сегодня закреплено в Бюджетном кодексе, долгосрочные целевые программы развития страны.
В соответствии с действующим кодексом в настоящее время в первоочередном порядке должны быть подготовлены схемы территориального планирования регионов и муниципалитетов, и подготовка таких схем, которая должна описывать прежде всего транспортную, энергетическую инфраструктуру, инфраструктуру связи, возложена в первоочередном порядке на субъекты и муниципалитеты, а затем на федеральные органы исполнительной власти.
Как представляется, необходимо развернуть эту ситуацию. В первоочередном порядке и в обязательном, а не добровольно, как это предусмотрено сегодня для федеральных органов исполнительной власти, должна быть исходя из стратегии развития страны подготовлена схема территориального планирования Российской Федерации, где должно быть определено федеральное видение и размещение федеральной инфраструктуры в те регионы, которые должны будут развиваться в соответствии со стратегией в том или ином направлении исходя из конкурентных преимуществ каждого региона. А затем в соответствии с этой схемой, которая должна к тому же быть скоординирована, регионы и муниципалитеты в такой хронологии должны подготовить и утвердить свои схемы территориального планирования. При этом нам нет необходимости проверять или согласовывать эти схемы территориального планирования на федеральном уровне, как это делается сегодня. Мы опять же не в состоянии их в деталях оценить. Это должно быть видение регионов в пределах их полномочий.
Схема территориального планирования разрабатывается каждым ведомством самостоятельно, изолированно от других ведомств, и нет никакого механизма их взаимоувязки. После того как регионы получат такого рода стратегии, такого рода схемы и другие федеральные ведомства, после этого на федеральном уровне должны быть разработаны долгосрочные целевые программы, которые обеспечат реализацию этих стратегий и схем, реализацию их во времени исходя из прогноза социально-экономического развития, исходя из прогноза бюджетных возможностей, финансовых возможностей федерального бюджета. И эти программы, долгосрочные программы также должны быть согласованы, взаимоувязаны и с точки зрения хронологии их реализации, и с точки зрения привязки к конкретным территориям. Именно с этой целью был принят Указ Президента Российской Федерации, в котором вот эта функция по согласованию федеральных целевых программ закреплена за Министерством регионального развития.
После получения этого набора инструментов регионы должны выработать свои собственные стратегии, свои собственные схемы территориального планирования и свои собственные долгосрочные инвестиционные программы. Все, что входит в зону их ответственности, они должны решать самостоятельно.
Нам необходимо на федеральном уровне отказаться от мелочной опеки регионов в отношении развития социальной и инженерной инфраструктуры на региональном уровне, которые входят в зону их ответственности. Необходимо прекратить управлять этим процессом в ручном режиме, в котором действуют только разновекторные лоббистские усилия самых различных должностных лиц, депутатов, граждан – кого угодно.
Что касается инвестиционного климата. Мы видим свою задачу прежде всего в том, чтобы на федеральном уровне были установлены такие механизмы, которые стимулируют регионы к наращиванию собственного налогового экономического потенциала, и для этого сегодня часть задач уже решена. В Бюджетном кодексе, вы знаете, закреплены положения, которые предусматривают дифференциацию степени подконтрольности регионов в зависимости от уровня их дотационности. Этот механизм считаем справедливым.
Необходимо перестать кивать на историю развития производительных сил. Уже есть множество примеров и в России, когда депрессивные регионы, которые пришли в таком состоянии после развала Советского Союза, за это время значительно шагнули вперед самостоятельно, с конца рейтинга экономического развития в первой двадцатке появились.
В докладе приведено множество примеров и наших отечественных, и зарубежных, когда абсолютно депрессивные регионы, проводя внятную экономическую, инвестиционную политику, выбирались из депрессивного состояния достаточно быстро. И поэтому сегодня считаем справедливым расширение механизмов контроля со стороны федерального центра в отношении тех регионов, которые получают существенную помощь из федерального бюджета. Мы не ограничиваем полномочия органов государственной власти субъектов, не лишаем их самостоятельности. Полномочия у всех одинаковые, но степень контроля за использованием средств должна быть повышена.
Второй механизм, который должен стимулировать регионы в наращивании собственного налогового потенциала, создании благоприятного климата, – это та система показателей, которая сегодня предусмотрена Указом Президента Российской Федерации.
Мы должны поощрять и морально, и материально регионы, мне представляется, в двух направлениях: морально – регионы, которые уже достигли высокого уровня развития, материально – те, которые демонстрируют высокую динамику экономического развития, наращивание собственного экономического потенциала. Те, кто по отношению к самим себе в очередном году демонстрирует высокие темпы экономического развития, должен получать не только моральное удовлетворение, но и существенную материальную помощь со стороны федерального бюджета. И те 2 миллиарда рублей, которые сегодня предусмотрены в бюджете на такого рода поощрения, как нам представляется, они недостаточны, удельный вес стимулирующей составляющей межбюджетной стороны трансфертов должен быть в перспективе существенно увеличен после того, как мы отработаем механизмы оценки эффективности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это что касается ответственности.
И в случае, если будут работать такого рода механизмы, у регионов появятся стимулы к наращиванию потенциала, к отказу от помощи за счет других территорий, но одновременно с ответственностью с этими силами нам необходимо также дать региональным властям прежде всего соответствующие инструменты для того, чтобы влиять на инвестиционный климат, на предпринимательскую среду в регионе.
Ключевые инструменты влияния на предпринимательскую среду, на инвестиционный климат находятся в территориальных органах, федеральных органах исполнительной власти, которых у нас огромное множество на территориях. На что жалуется бизнес прежде всего? На контрольно-надзорные органы, они все являются практически федеральными. Они сегодня находятся в двойном подчинении, что крайне неэффективно, и не несут никакой ответственности за комплексное развитие соответствующих территорий.
При наличии такого рода механизмов у нас могут появиться надежды, что в нашей огромной стране мы будем действовать согласованно, скоординировано. В каждом регионе, каждом муниципалитете, где живут люди, там есть экономический потенциал. Каждый будет искать свою нишу в экономике и развивать соответствующую территорию.
Из выступления Толконского Виктора Александровича, губернатора Новосибирской области54 следует, что безусловно, инвестиционный процесс самым непосредственным образом зависит от предпринимательской активности, но в не меньшей степени от государственной политики, направленной на формирование условий для привлечения и эффективного использования инвестиций. С этой позиции и следует в первую очередь оценивать работу органов власти в сфере экономики.
Совершенно очевидно, что решающую роль в повышении эффективности инвестиционной деятельности призваны сыграть органы государственной власти, поскольку именно государство обеспечивает базовые условия функционирования всей экономической системы. В настоящее время сформированы государственные подходы к развитию инвестиционного процесса. Приняты необходимые законы, найдены инструменты и методы стимулирования инвесторов, в том числе путем оказания конкретной государственной поддержки. В условиях, когда государственная политика перешла на принципы децентрализации инвестиционной деятельности, региональные власти стали уделять гораздо больше внимания инвестиционной привлекательности своих территорий, формированию необходимой инженерной, транспортной, финансовой и социальной инфраструктуры, совершенствованию управленческих механизмов.
Многие субъекты Федерации сегодня стремятся привлечь не просто любые инвестиции, а прежде всего те, которые соответствуют задачам перспективного развития. Эти задачи формируются в соответствующих документах, стратегиях и территориальных схемах социально-экономического развития. В них обозначены конкурентные преимущества территории, приоритеты инвестиционной политики, наиболее предпочтительные типы инвестиций. Однако внимательный анализ показывает, что многие регионы осуществляют инвестиционную политику без учета специфики своих природных и социально-экономических факторов, страдают от недостатка опыта, дефицита финансовых и кадровых ресурсов.
Следует также признать, разрабатывая экономическую, в том числе инвестиционную политику, каждый субъект Федерации во главу угла ставит исключительно свои интересы и зачастую входит в противоречие с интересами других регионов. Есть немало примеров дублирования тех или иных производств, инвестиционных проектов. Хотя, как показывает мировой опыт, именно специализация и производственная кооперация наиболее продуктивны для роста эффективности экономики.
Эффективность инвестиционной политики может значительно повыситься, если регионы будут ясно видеть перспективы реализации своего потенциала, координировать свои действия в рамках общенациональной стратегии социально-экономического развития. Отчасти именно этот фактор сдерживает формирование региональных схем территориального планирования, работа над которыми должна быть завершена к началу 2008 года.
О состоянии в Республики Башкортостан и о своих предложениях поведал Президент Республики Рахимов Муртаза Габайдулович.55
Башкортостан
– динамично развивающийся
Информация о работе Инвестиционная политика России в современных условиях