Инвестиционная политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:44, дипломная работа

Описание работы

Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Измене-ния в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Сущность и содержание инвестиций
1.1.Инвестиции и их классификация…………………………………………………5
1.2.Инвестиционная деятельность и ее институты………………………………...14
Инвестиционная политика России в современных условиях
2.1.Инвестиционная политика государства и её роль в российской экономике...27
2.2.Инвестиционный климат России ………………………………………………33
2.3.Иностранные инвестиции в России…………………………………………….40
3. Инвестиционная политика регионов Российской Федерации
3.1.Проблемы и задачи инвестиционной политики регионов……………………48
3.2.Инвестиционная привлекательность регионов России для частных
инвесторов…………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Диплом, окончательная версия.doc

— 749.00 Кб (Скачать)

Примером неудачных инвестиций в предприятие, не поставленное полностью под контроль, может служить проект петербургского пивзавода "Вена" и бельгийской фирмы De Konink. Бельгийская фирма поставила оборудование на крупную сумму для выпуска высококачественного пива. Однако затем завод отказался от сотрудничества, не вернул оборудование и стал использовать фирменные наклейки, завезенные бельгийцами, на- своей продукции. Впоследствии при приватизации завод был куплен другой фирмой, которая поставила его под контроль и уволила руководство48.

Целый куст производственных СП, специализирующихся на различных видах продукции, создан с участием АО "Уралмаш". Например, совместно с немецким концерном Mannesman производятся гидравлические экскаваторы, совместно с американскими фирмами Caterpillar и National Oil Well начато производство буровых установок1.

Одна из причин создания многих СП - стремление иностранной стороны сотрудничать с финансово устойчивой структурой, при работе с которой можно применять современные финансовые инструменты и методы ведения бизнеса, позволяющие снизить потребность в оборотных средствах и минимизировать текущие издержки, такие как лизинг, банковские гарантии, вексельное обращение и т.д. Для достижения этих целей может быть создано СП, которое неотделимо от основной структуры: ему передается (или сдается в аренду) помещение и оборудование, либо СП оформляется как совместное использование современной технологии, передаваемой иностранной стороной, или нового оборудования. Например, на заводе "Энергомаш", основная продукция которого - газовые турбины, создается СП совместно с General Electric, которое выпускает газовые турбины, используя мощности завода49.

С целью минимизировать налоговые и таможенные выплаты (а также уменьшить неудобства российского финансового обслуживания и потребность в оборотных средствах) многие иностранные компании стремятся сделать так, чтобы дочернее российское предприятие или СП вошло в финансовую систему материнской иностранной компании.

В качестве примера можно привести сотрудничество концерна Siemens и петербургского "Завода систем программного управления". В рамках совместно осуществляемого проекта Siemens поставляет на завод оборудование. Средства под поставку выделяет партнер концерна Bayerische Landesbank. Под гарантии немецкого банка Инкомбанк открывает кредитную линию заводу. Средства от осуществления проекта будут поступать на валютный счет завода в Инкомбанке,  который  в   свою   очередь  будет  находится  на  коррсчете

Инкомбанка в Bayerische Landesbank. Эти средства будут служить гарантией возврата кредита. Кроме того, выполнение обязательств банками друг перед другом страхуется немецкой страховой компанией.

Благодаря гарантии концерна Sandvik Московский комбинат твердых сплавов (который контролируется концерном) получил 3-летнюю кредитную линию американского City-Bank размером $8 млн. под 8% годовых .

Для этих же целей некоторые иностранные ФПГ, активно работающие в России, внедряются в финансовую систему. Многие иностранные компании для работы на российском рынке создают дочерние структуры. Это позволяет компании не иметь непосредственно дело со "своеобразным" российским рынком и строить отношения с дочерней фирмой на привычной для западного бизнеса основе. Дочерняя фирма, в которой обычно работают российские сотрудники под контролем иностранного управляющего, подготавливает инвестиционные проекты и, по возможности, очищает их от "российской специфики". В результате составляется бизнес-план по западному стандарту, на основе которого материнская компания принимает решение.

Иностранные компании могут выдавать средства не только российским фирмам, но и властям. Поскольку местные администрации обычно не располагают достаточными валютными средствами для возврата кредита, то подобные соглашения могут заключаться на бартерной основе. Например, администрации Кемеровской области заключила с итальянской фирмой Fata договор на поставку оборудования для АПК региона стоимостью $202 млн. Кредит будет погашаться в результате экспорта угля и другой продукции, соглашение о реализации которой подписано с другой итальянской фирмой.

В целом, методы, применяемые иностранными инвесторами при вложении средств, определяются тем, что иностранный капитал стремится: -   контролировать   использование   вложенных   средств   (контролировать структуры,   в   которые  были  вложены  деньги)   и,   по   возможности, застраховать их от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;

- по возможности, обеспечить независимость выполняемого проекта от экономического положения российского предприятия-партнера;

- перевести отношения со структурой, управляющей вложенными деньгами, на западные стандарты;

- свести к минимуму неудобства российской финансовой и налоговой системы, таможенных барьеров (в этой области иностранные компании используют те же методы.

Таким образом, можно  отметить, что на протяжении всего девятилетнего периода подъема российской экономики наблюдается высокая инвестиционная активность. Рост инвестиционной привлекательности российской экономики объясняется существенным улучшением макроэкономической ситуации и реализацией мер по улучшению инвестиционного климата. В частности, государство усовершенствовало законодательство по вопросам защиты прав собственности и инвестиционной деятельности (с учетом замечаний бизнес-сообщества) и оно стало больше соответствовать общепринятым в мировом сообществе правовым нормам.

В результате в 2007 г. наблюдался инвестиционной бум. Происходил рост всех основных показателей инвестиционной деятельности, и они, видимо, будут рекордными для всего постсоветского периода развития российской экономики50. Кроме того, оттоку капитала способствовало расширение сферы деятельности российских корпораций за пределы отечественной экономики, что привело к росту капиталовложений российских экономических агентов за рубежом. Важным результатом 2007 г. стал рекордный приток иностранного капитала.

Необходимо внести коррективы в законодательные акты, регулирующие политику нашего государства по отношению к иностранным инвестициям. Ее основополагающий принцип может быть сформулирован следующим образом: правовой режим деятельности иностранных инвесторов должен быть таким же, как и предоставленный российскому инвестору, за изъятиями, установленными федеральным законодательством. Помимо этого, нужно разработать долгосрочную, поддерживаемую правительством стратегию, направленную на привлечение производственных технологий, управленческого мастерства и финансовых вливаний из-за рубежа. Подобная стратегия должна базироваться на четком видении проблемы и иметь свою концепцию.

По мнению В.В. Путина, инвестиционный приток в экономику – и прежде всего в инфраструктуру – надо сделать стабильной тенденцией, постоянной тенденцией. А для этого как на федеральном, так и на местном уровнях нужно в целом улучшить инвестиционный климат, создать для инвесторов единые и понятные правила. Регионы должны активнее запускать концессионные проекты государственно-частного партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Инвестиционная  политика регионов Российской Федерации

 

3.1. Проблемы и задачи инвестиционной политики регионов РФ

 

       Данный параграф дипломной работы основан по данным  отчета о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике, состоявшегося 11 октября 2007 года в Уфе. Из вступительного слова действующего на тот момент президента РФ В.В.Путина51 следует, что привлечение в российские регионы масштабных и долгосрочных инвестиций является одной из основных задач инвестиционной политики государства.

В современных  условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, и для большинства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инновационный потенциал.

По сути своей, это возможность выйти на качественно  новый уровень роста. Основные предпосылки для запуска действительно крупных инвестпроектов в целом уже созданы. Так, только за 2007 год инвестиции в основной капитал выросли почти на четверть, а прямые иностранные инвестиции – в 1,5 раза.

Инвестпроекты стали важной составляющей программ создания в России особых экономических  зон и технопарков.

В то же время  ряд экономистов считает, что современный рост отечественных и зарубежных капиталовложений является лишь своего рода компенсацией за прошлые недоинвестированные периоды развития России и в целом, крупных и долгосрочных инвестпроектов (особенно в регионах) по-прежнему маловато.

Одна из причин такой ситуации – это недостаток готовых инвестиционных площадок. Многие перспективные предложения оказываются под угрозой срыва из-за дефицита энергомощностей, из-за низкого качества дорожной сети и логистики, инженерных и телекоммуникаций.

По мнению В.В. Путина, инвестиционный приток в экономику – и прежде всего в инфраструктуру – надо сделать стабильной тенденцией, постоянной тенденцией. А для этого как на федеральном, так и на местном уровнях нужно в целом улучшить инвестиционный климат, создать для инвесторов единые и понятные правила.

В этой связи  хотелось бы обратить особое внимание на ряд приоритетных задач. Главная из них – это четкое определение инвестиционных стратегий, и, прежде всего, на уровне крупных экономических районов. Такие стратегии должны быть увязаны с планами развития естественных монополий, других инвесторов и включать в себя единые документы территориального планирования в области транспорта, связи, энергетики, а также ряд других документов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Регионы должны активнее запускать концессионные проекты государственно-частного партнерства. Так, уже фактически началась реализация проекта автодороги «Западный скоростной диаметр». Объявлены конкурсы и по нескольким другим крупным проектам. Кстати говоря, согласования в сфере сопряжения усилий бизнеса и государства еще идут крайне долго.

Между тем нарабатывать опыт государственно-частного партнерства  должны не только регионы. Нужно следить за тем, чтобы государственные ресурсы расходовались эффективно и чтобы здесь не было никаких злоупотреблений государственными средствами, когда мы подключаем частных инвесторов. Это само собой разумеется, что наиболее эффективный все-таки способ реализации тех или иных проектов – это сопряжение возможностей государства и частного бизнеса.

Сегодня нужно  более активно заниматься подготовкой  площадок для строительства новых производств. Здесь должны комплексно и оперативно решаться и вопросы предоставления земельных и лесных участков, их обеспечения инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой. Задача региона – предоставить инвестору площадку с подготовленной инфраструктурой, что называется под ключ. И с таким подходом мы уже встречаемся во многих территориях Российской Федерации: это Липецкая, Белгородская область, Татарстан, другие территории.

Серьезного  внимания сейчас требует развитие социальной инфраструктуры. Практика показывает, что одновременно с запуском крупных  производств возникает необходимость  строительства новых школ, детских  садов, дорог. Причем средства на эти  цели не всегда удается выделить из регионального бюджета – хотя нужно, потому что регионы заинтересованы в развитии и реализации этих проектов. Но конечно, согласен с тем, что определенное внимание к решению проблем подобного рода в порядке софинансирования можно было бы осуществлять и из федерального центра.

Это не означает подмену полномочий субъекта Федерации  и местного самоуправления. Федеральные целевые программы должны быть откорректированы таким образом, чтобы усилия и федерального и регионального уровня власти концентрировались на важнейших направлениях, чтобы они давали эффект, а то муниципалитет вообще ничего не может сделать.

Мы не должны перекладывать на инвесторов решение  социальных задач. Школы, больницы и  прочее – это все мы должны делать за наш счет: за счет регионов и там, где обосновано, с привлечением возможностей федерального центра. Если мы будем на инвесторов перекладывать решения задач подобного рода, то инвестиционная деятельность будет подавлена, мы не сможем добиться того эффекта, которого мы ожидаем, а он возможен.

Успехи отечественной экономики и общее улучшение инвестиционного климата открывают новые перспективы для инвестиций в России. И об этих возможностях нужно системно и последовательно информировать потенциальных инвесторов – и российских, и зарубежных. Не секрет, что компании ряда стран предостерегают от инвестиций в Россию, пугают нерыночными методами ведения бизнеса и некоммерческими рисками, и часто это, конечно, делается из конкурентных соображений. Между тем и Правительству, и региональным властям нужно повысить качество информационной работы по продвижению имиджа России как привлекательного места для инвестиций – часто именно этого и не хватает.

Устойчивый рост инвестиций в регионах – это реальный путь повышения их экономического потенциала, решение многих социальных проблем.52

Информация о работе Инвестиционная политика России в современных условиях