Инвестиционная политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:44, дипломная работа

Описание работы

Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Измене-ния в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Сущность и содержание инвестиций
1.1.Инвестиции и их классификация…………………………………………………5
1.2.Инвестиционная деятельность и ее институты………………………………...14
Инвестиционная политика России в современных условиях
2.1.Инвестиционная политика государства и её роль в российской экономике...27
2.2.Инвестиционный климат России ………………………………………………33
2.3.Иностранные инвестиции в России…………………………………………….40
3. Инвестиционная политика регионов Российской Федерации
3.1.Проблемы и задачи инвестиционной политики регионов……………………48
3.2.Инвестиционная привлекательность регионов России для частных
инвесторов…………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Диплом, окончательная версия.doc

— 749.00 Кб (Скачать)

Основные формы деятельности данных учреждений на рынке ссудного капитала сводятся к: аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов26, например инвестиционные компании путем выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Таким образом, за счет приобретения ценных бумаг они осуществляют наравне с другими кредитно-финансовыми институтами финансирование различных сфер экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инвестиционная политика России в современных условиях

 

2.1. Инвестиционная политика государства и её роль в российской экономике

 

Инвестиционная политика - система мероприятий по оптимальному размещению капиталовложений с целью достижения желаемой доходности, обеспечения безопасности и ликвидности инвестиций.27

Инвестиционная политика, как правило, формируется правительством и находит  свое отражение в федеральной инвестиционной программе и бюджете.

Правительством принята Комплексная  программа стимулирования отечественных  и иностранных инвестиций в экономику  РФ, в которой определены;

  • ключевая роль формирования капиталовложений для реформирования экономики России;
  • пути реструктуризации источников инвестиций;
  • приоритеты федеральной инвестиционной программы (60—70 % государственных инвестиций на социальные программы, 30 —40 % на производственную сферу);
  • критерии отбора проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием средств федерального бюджета (эффективность, окупаемость, вложения в «точки роста» экономики);
  • ориентиры (примерные нормативы с учетом состояния мирового рынка капиталов) для привлечения иностранных инвестиций;
  • задачи по активизации участия регионов в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;
  • пути развития инфраструктуры инвестиционного процесса (в частности, развития информационно-консультативной системы);
  • задачи активизации международного инвестиционного сотрудничества, в частности, гармонизация законодательства в рамках экономического союза стран СНГ;
  • увеличение объема капиталовложений по сравнению с предыдущим годом за счет всех источников.

Отдельные положения, относящиеся  к инвестиционной политике, содержатся в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, а также в специальных законах.

Направления реализации государственной  инвестиционной политики:

  • Создание условий для инвестирования
  • Стимулирование инвестиционной деятельности
  • Соблюдение баланса между лоббизмом, протекционизмом и либерализмом

Ряд конкретных мер по активизации  инвестиционной деятельности содержится в программных постановлениях и  документах, относящихся к формированию региональной политики.

Необходимость формирования долгосрочных стратегических целей социально-экономического развития, в том числе в области стимулирования инвестиционной активности, отмечалась в специальном Постановлении Государственной Думы «О концепции экономического и социального развития Российской Федерации на 1996 — 2005 годы» от 13.06.96 г. № 467-ПГД28.

Политика в области инвестиционной деятельности опирается на основные законодательные акты РФ о собственности, приватизации и земле.

Государство посредством денежно-кредитной  и финансовой политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров и, как следствие, структуру самих инвестиций.

Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной  системы, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и т.д.) применяются те ИЛИ иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.

При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней:

1. конечных целях (рост производства  и национального дохода, увеличение  занятости населения, снижение темпов инфляции до 3-5% в год);

2. промежуточных целях (соотношение  между спросом и предложением на капитал, процентными ставками на кредитные ресурсы, динамикой денежной массы и др.).

Конечные (стратегические) цели определяют степень воздействия данной формы денежно-кредитной и финансовой политики на производство. Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулирования пропорций спроса и предложения ресурсов в денежно-кредитной и финансовой сферах. Принципы регулирования инвестиционной сферы впервые были определены Законом «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06Л 991 г. Если рассмотреть данный законодательный акт с позиций его соответствия современным экономическим условиям, то можно отметить следующие моменты:

  • расширенную трактовку инвестиционной деятельности как вложения денежных средств в объекты предпринимательской деятельности и совокупность практических действий по ее реализации в целях получения прибыли (дохода);
  • легализацию сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на коммерческих условиях на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности;
  • четкую и конкретную формулировку основных понятий, характеризующих инвестиционную сферу, что создает единую терминологию для изучения инвестиционного процесса;
  • широкий перечень мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями;
  • комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инвесторов.

Эффективности инвестиционной политики зависит от ряда критериев:

  • Прирост инвестиций, Рост валового национального продукта, Рост физического национального потребления на душу населения и дохода на душу населения,
  • Повышение эффективности хозяйственных связей на рынке товаров, услуг, капитала, Снижение финансового риска в экономике
  • Повышение эффективности структуры производства и потребления национального продукта, Рост товарного выпуска и рыночной капитализации предприятий в приоритетных отраслях экономики.

Обеспечение национальных стратегических интересов

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности, направленное на экономическое и социальное развитие страны,

осуществляется:

  • в соответствии с государственными инвестиционными программами;
  • прямым управлением государственными инвестициями;
  • введением системы налогов с дифференциацией налоговых ставок и льгот;
  • предоставлением финансовой ПОМОЩИ ИЗ федерального бюджета в форме субсидий и бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей хозяйства и производств;
  • проведением взвешенной амортизационной, кредитной и ценовой политики исходя из реального состояния хозяйственной системы:
  • действующими на территории РФ правилами пользования землей, ее недрами и другими природными ресурсами;
  • антимонопольными мерами, приватизацией объектов федеральной и муниципальной собственности, включая объекты незавершенного строительства.

Рассмотрим важнейшие аспекты  государственного регулирования инвестиционной сферы. Одной из форм реализации инвестиций является государственный заказ на капитальное строительство. Он размещается среди заказчиков (застройщиков) на добровольной (конкурсной) основе. Необходимым условием реализации инвестиционных проектов является порядок осуществления TIX государственной экспертизы, который устанавливается Правительством РФ. По его решению создаются независимые экспертные комиссии. В их состав включаются специалисты соответствующих территорий, научных и общественных организаций.

Важные инвестиционные проекты  после прохождения независимой  экспертизы утверждаются Правительством РФ. Государственные заказчики размещают заказы на вновь начинаемое строительство на конкурсной основе, включая проведение подрядных торгов. Контракт между государственным заказчиком и подрядчиком заключается в месячный срок после получения последним документов, удостоверяющих его победу на конкурсе (торге).

Государственный контракт заключается  с подрядчиком, победившим на конкурсе (торге) на основании исходных условий (стоимость, сроки строительства  и др.). Срок строительства объектов устанавливается исходя из предварительных  условий их осуществления и может быть уточнен по итогам конкурсов (торгов). Стоимость строительства объектов определяется на основании проведенных конкурсов (торгов) и может уточняться в ходе строительства по договоренности сторон.

Выделение дополнительных финансовых ресурсов при увеличении стоимости строительства производится госзаказчиком по согласованию с органами, предоставившими эти ресурсы. Объемы подрядных работ и необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода объектов в действие.

В случае понижения размера финансовых ресурсов на предстоящий год или  несоблюдения непрерывности финансирования срок строительства уточняется госзаказчиком и подрядчиком. При этом госзаказчик возмещает подрядчику понесенные убытки.

Госзаказчики предоставляют подрядчикам  авансы, обеспечивающие непрерывное  финансирование строительства. Их размер, сроки и порядок перечисления, условия проведения промежуточных  платежей за выполненные работы фиксируются  в контракте. В случае невыполнения по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного подрядчиком промежуточного платежа за фактически выполненные работы понижается на сумму невыполненных работ или платеж задерживается до устранения допущенного отставания. Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия в эксплуатацию объекта в целом или его очереди (пускового комплекса).

При несоблюдении установленных контрактом сроков перечисления аванса, оплаты выполненных работ госзаказчик возмещает подрядчику понесенные расходы (включая затраты по уплате процентов за кредит). Если нарушаются установленные контрактом сроки ввода в действие мощностей и объектов, то бюджетное финансирование строительства приостанавливается органом, который выделил госзаказчику денежные средства.

Решение об окончании строительства  объектов и мощностей принимается  госзаказчиком по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России.

Важную роль в регулировании  рынка реальных инвестиций играют гарантии государства по соблюдению прав участников инвестиционной деятельности, предусмотренные действующим законодательством. Государственные органы не могут ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования (за исключением случаев, предусмотренных законодательством). Если права участников инвестиционной деятельности нарушаются при принятии органами государственной власти нормативных актов, то убытки (включая упущенную выгоду), полученные в результате принятия таких актов, возмещаются ими по решению арбитражного суда. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением имущества.

Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случае их изъятия, согласно действующему законодательству, возмещаются инвесторам (за исключением сумм, использованных или уплаченных в результате действия самих инвесторов). Инвестиции могут, а в отдельных случаях должны быть обязательно застрахованы. В современных условиях бесспорный приоритет с точки зрения законодательных и исполнительных органов власти отдается налоговой и амортизационной политике как наиболее эффективным способам воздействия на инвестиционный процесс.

Амортизационная политика государства  выражается:

  • в установлении предприятиям норм ускоренной амортизации основных средств;
  • проведении систематической переоценки основных фондов, что позволило значительно увеличить финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов для целей их простого воспроизводства;
  • оставлении предприятиям 100 % амортизационных отчислений на развитие производственного потенциала, поступающих в составе выручки от реализации продукции на их расчетные счета.

Информация о работе Инвестиционная политика России в современных условиях