Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:44, дипломная работа
Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Измене-ния в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Сущность и содержание инвестиций
1.1.Инвестиции и их классификация…………………………………………………5
1.2.Инвестиционная деятельность и ее институты………………………………...14
Инвестиционная политика России в современных условиях
2.1.Инвестиционная политика государства и её роль в российской экономике...27
2.2.Инвестиционный климат России ………………………………………………33
2.3.Иностранные инвестиции в России…………………………………………….40
3. Инвестиционная политика регионов Российской Федерации
3.1.Проблемы и задачи инвестиционной политики регионов……………………48
3.2.Инвестиционная привлекательность регионов России для частных
инвесторов…………………………………………………………………………....
В целях более эффективного использования инструментов развития в реализации региональных инвестиционных проектов, на его взгляд, целесообразно создание на принципах государственно-частного партнерства на уровне Федерации агентства, ответственного за продвижение регионов и привлечение инвестиций. На мой взгляд, это своеобразное сердце страны – ответственность за инвестиционное и территориальное развитие, за продвижение благоприятного имиджа как регионов, так и России в целом.
Из выступления Кудрина Алексея Леонидовича, Министра финансов РФ62, следует, что действительно, недостаточна еще роль финансовой системы по сравнению с аналогичными западными странами, но темп прироста и капитализации и объема кредитно-финансовой системы сегодня примерно 50 процентов в части активов банков и 30–40 процентов в части объемов кредитования реального сектора.
Но, тем не менее объем инвестиций самих субъектов Российской Федерации уже стал немаленьким, и в объемах бюджетов в среднем по стране объем инвестиций составляет 21 процент от расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Этот показатель неравномерно распределяется по регионам. Например, если в Центральном округе исключить Москву и Московскую область, то это примерно около 13–14 процентов в составе бюджетов субъектов, около 12 процентов в Дальневосточном округе и в Сибирском. Но, тем не менее, если посмотреть: а как государственные инвестиции работают на частные инвестиции, как эти государственные инвестиции, включая федеральные и частные, привлекают инвестиции частные, картина совсем переворачивается.
Дело в том,
что если взять государственные
федеральные и субъектовые
Но есть регионы, например, как Центральный округ, если опять выделить Москву и Московскую область, на один рубль приходит 3,4 рубля инвестиций. В Южном округе на один рубль четыре, в Приволжском – одном из самых богатых, где в среднем частные инвестиции на регион составляют по 54 миллиарда в год, если разделить на количество регионов, то тем не менее это примерно на один рубль пять рублей инвестиций.
Таким образом, в современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, и для большинства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инновационный потенциал. Инвестиционный приток в экономику – и прежде всего в инфраструктуру – надо сделать стабильной тенденцией, постоянной тенденцией. А для этого как на федеральном, так и на местном уровнях нужно в целом улучшить инвестиционный климат, создать для инвесторов единые и понятные правила.
В этой связи хотелось бы обратить особое внимание на ряд приоритетных задач. Главная из них – это четкое определение инвестиционных стратегий, и, прежде всего, на уровне крупных экономических районов. Такие стратегии должны быть увязаны с планами развития естественных монополий, других инвесторов и включать в себя единые документы территориального планирования в области транспорта, связи, энергетики, а также ряд других документов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Регионы должны активнее запускать концессионные проекты государственно-частного партнерства.
Эффективность государственных вложений в инфраструктуру и использование государственных ресурсов очень различно. И, как ни странно, в регионах, казалось, отдаленных, сибирских, дальневосточных, объем инвестиций на рубль вложений государства сегодня не ниже. Поэтому у нас возможности для наращивания частных инвестиций в нашей экономике есть достаточно серьезные.
3.2. Инвестиционная
для частных инвесторов
Безусловное доминирование в инвестиционном пространстве современной России частных инвесторов, на долю которых сегодня приходится практически 4/5 всех осуществляемых в стране инвестиций в основной капитал, должно быть адекватно учтено в практике государственного регулирования экономики. Поскольку масштаб привлечения инвестиций в тот или иной регион, или инвестиционная активность в регионах, в значительной мере обусловлен их инвестиционной привлекательностью, при проведении анализа современного состояния и в особенности при обосновании перспективы инвестиционного обеспечения регионов в рыночных условиях целесообразна и актуальна оценка привлекательности российских территорий для частного инвестирования. В данном пункте дипломной работы предоставлены новые результаты сравнительного анализа современной инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации для частных инвесторов, выполненного на массиве 83 субъектов федерации63 по данным за 2004—2005 гг.64 (преимущественно по отчетным данным Росстата) с использованием методологии инвестиционной регионалистики.65
В соответствии с методологией, каждый из российских регионов рассматривается через призму формирования его конкурентоспособности, заложить фундамент которой призваны инвестиции в основной капитал — масштабные инвестиции как в новые технологии производства, так и в региональную социальную сферу. Другими словами, инвестиционная привлекательность российских регионов рассматривается в исследовании как важный компонент их конкурентоспособности на глобальных и межрегиональных рынках. А наиболее существенные региональные конкурентные преимущества или, наоборот, слабости в конкурентных позициях, сточки зрения оценки перспективы привлечения частных инвесторов, выявляются позиционированием регионов в системе инвестиционно значимых факторов, т. е. факторов, формирующих активность инвесторов в регионах. Состав указанных инвестиционно значимых факторов одинаков для всех субъектов федерации и регулярно уточняется на основании применения логических и стандартных математических критериев в связи с необходимостью адекватного отражения особенностей различных этапов социально-экономического развития пореформенной России.
В современный состав66 частных факторов (показателей), используемых для определения интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов России, входят 17 различных характеристик производственно-финансового потенциала регионов (уровень и темп развития промышленного производства, уровень развития малого предпринимательства, объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий и экспорта продукции, обеспеченность регионов автомобильными и железными дорогами), характеристики социального потенциала регионов (уровень жизни населения, уровень развития розничного товарооборота и сферы платных услуг населению, обеспеченность населения легковыми автомобилями), характеристики природно-географического потенциала регионов {природные запасы минерально-сырьевых ресурсов и географическое положение по отношению к внешнеторговым выходам России), а также показатели регионального инвестиционного риска, характеризующие долю малоимущего населения, уровень безработицы, уровень экологической загрязненности и неблагоприятности климата для проживания, степень угрозы осуществления террористических актов.
Критерием отнесения того или иного частного фактора инвестиционной привлекательности к числу конкурентных преимуществ или, наоборот, конкурентных отставаний того или иного региона является его региональная количественная оценка. Так, к региональным конкурентным преимуществам относятся такие факторы инвестиционного потенциала региона (№ 1—12 в Приложении 4)67, по которым региональное значение превышает среднероссийский уровень более чем в 1,2 раза (т. е. выше на 20% и более), и такие факторы инвестиционного риска в регионе (№ 13—17 в Приложении 4), по которым региональное значение составляет менее 0,8 от среднероссийского уровня (т. е. ниже но 20% и более). Соответственно, к региональным конкурентным отставаниям относятся такие факторы инвестиционного потенциала региона, по которым региональное значение составляет менее 0,8 от среднероссийского уровня, и такие факторы инвестиционного риска в регионе, по которым региональное значение превышает среднероссийский уровень более чем в 1,2 роза.
В Приложении 2 представлена группировка субьектов Российской Федерации, выполненная на основе интегрального показателя текущей инвестиционной привлекательности регионов, рассчитанного с использованием фактических региональных характеристик по данным за 2004—2005 гг. и представляющего собой для каждого региона отношение к среднероссийскому уровню, принимаемому за 1,00.
Все регионы России распределились по семи группам в соответствии с уровнем своей инвестиционной привлекательности. Так, в I и II группах, куда вошли регионы с уровнем инвестиционной привлекательности, существенно превышающим среднее значение (более чем на 0,2), сосредоточено в общей сложности 17 регионов (или 21 % субьектов федерации), а в VI и VII группы, объединившие регионы с низким уровнем инвестиционной привлекательности (менее 0,75), вошло 22 региона (или 27% субъектов федерации}.
В то же время в трех средних группах — III, IV и V — где сосредоточены регионы, обладающие уровнем инвестиционной привлекательности от 0,75 до 1,2, вошло 44 региона — более половины (53%) субъектов федерации. Отметим также, что максимальное число регионов (16) попало при этом в срединную (V группу, объединив субъекты федерации, обладающие наиболее близкими к среднероссийскому региональными значениями интегрального показателя (от 0,9 до 1,05). Количество же регионов в остальных группах последовательно сокращается по мере удаления от центра в сторону более высокого, так и более низкого значения.
В I группе объединены четыре региона (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий и Чукотский автономные округа), чей уровень текущей инвестиционной привлекательности более чем в 1,5 раза превышает среднероссийский. Чрезвычайно высокий уровень привлекательности этих регионов — в 2,2—4,5 раза выше среднего по стране — обусловлен следующими особенностями их современного конкурентного облика.
Во-первых, все эти регионы располагают весьма значительными запасами природных ресурсов: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа — главным образом запасами углеводородных ресурсов, а Чукотский АО — существенными запасами золота (месторождения Майское, «Купол», Валунистое и др.), нефти, газа, угля и др. Очевидно, что но сегодняшний день именно запасы природных ресурсов, причем как уже активно разрабатываемые — в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах — так и пока еще только доказанные (как в случае, например, с Приозерным месторождением газа) или доже только примерно оцененные (шельфовые месторождения углеводородов) в Чукотском АО, являются чрезвычайно притягательными для частных инвестиций.
Во-вторых, помимо наличия минерально-сырьевых ресурсов на сегодняшний день все четыре автономных округа характеризуются еще целым рядом сильных конкурентных преимуществ: высоким уровнем промышленного производства, розничного товарообороте и развития сферы услуг, внушительным объемом экспорта, хорошей обеспеченностью предприятий внутренними инвестиционными ресурсами68. Этим регионам (за исключением Чукотского АО) присущ также довольно высокий, особенно по российским меркам, уровень жизни населения, определяемый как его значительными денежными доходами, так и хорошей обеспеченностью «статусными» предметами длительного пользования, в частности легковыми автомобилями [в Хонты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО). Для трех самых северных автономных округов — Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Чукотского — характерна также вполне благоприятная экологическая ситуация.
Следует отметить, что во всех регионах, входящих в эту группу, высокая инвестиционная привлекательность объясняется весьма значительным числом конкурентных преимуществ (по 8 в Чукотском и в Ямало-Ненецком АО, по 9 в Ханты-Мансийском и Ненецком АО), что в 1,6 — 1,8 раза больше, чем приходится в среднем на один регион России — 4,9 (Табл. 1). Другими словами, преимущества этих регионов очень разнообразны. В то же время число конкурентных отставаний у этих регионов относительно невелико — по 5 в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком, 6 в Ненецком и 7 в Чукотском АО. Характеризуясь таким количеством отставаний, рассматриваемые автономные округа (так же как и в случае с конкурентными преимуществами) опережают другие регионы России, так как в среднем на один регион страны приходится более 7 (а именно 7,2] конкурентных отставаний.
К числу слабых составляющих конкурентного облика четырех автономных округов рассматриваемой группы, относятся следующ
Основные групповые характеристики текущей инвестиционной привлекательности субъектов Федерации (по данным за 2004-2005 гг.)
Группы регионов по уровню текущей инвестиционной привлекательности (средний по стране — 1,00) |
Среднегрупповой показатель | ||
Уровень текущей инвестиционной привлекательности |
Количество кон-ных преимуществ |
Количество конкурентных отставаний | |
1 группа: очень высокий (от 1,5) |
3,013 |
8,5 |
5,8 |
II группа: высокий (от 1,2 до 1,5) |
1,308 |
7,2 |
4,6 |
III группа: умеренно-повышенный (от 1,05 до 1,2) |
1,104 |
5,6 |
4,1 |
IV группа: средний (от 0,9 до 1,05} |
0,959 |
4,6 |
6,6 |
V группа: умеренно-пониженный (от 0,75 до 0,9) |
0,825 |
4,1 |
8,6 |
VI группа: низкий (от 0,6 до 0,75| |
0,690 |
3,5 |
10,0 |
VII группа: очень низкий (до 0,6) |
0,436 |
2,8 |
11,7 |
Российская Федерация |
1,000 |
4,9 |
7,2 |
Информация о работе Инвестиционная политика России в современных условиях