Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:30, курсовая работа
Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…................................................................................…….....................5
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации……..........................................................................................................5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения………………………….......................................................9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике страны…………................................……..……………....22
2.1 Федеральный бюджет...........................…..................................…....................22
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты…................................................................................................................28
2.3 Внебюджетные фонды…………....................................................…...............31
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения….................................................................................................................37
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………........................................................................44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………....................................................................47
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
1.1 Понятие и
особенности бюджета и
1.2 Доходы и
расходы государственного
2. ХАРАКТЕРИСТИКА
УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение
в экономике страны…………....................
2.1 Федеральный
бюджет........................
2.2 Бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты…......................
2.3 Внебюджетные
фонды………….....................
2.4 Межбюджетные
отношения: современная ситуация, проблемы
и пути их решения…......................
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………............
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...............
ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Федеральный
бюджет РФ – главное звено бюджетной
системы страны, которое является
основным финансовым планом государства,
утвержденным
Федеральным Собранием РФ в форме закона;
государственный бюджет концентрирует
основную часть бюджетных ресурсов страны,
отражает доходы и расходы Правительства
Российской Федерации. Бюджет государства
выражает экономические отношения, опосредующие
процесс образования и использования
централизованного фонда денежных средств
государства.
Варьируя
основные показатели государственного
бюджета, Федеральное
Собрание и Правительство Российской
Федерации могут определенным образом
влиять на экономическую ситуацию в стране,
решать наиболее важные государственные
проблемы. Через государственный бюджет
мобилизуются финансовые ресурсы, которые
в дальнейшем перераспределяются и используются
для целей государственного регулирования
социально-экономического развития Российской
Федерации и реализации финансово-бюджетной
политики страны.
Все вышесказанное
свидетельствует о том, что изучение
бюджетной системы, бюджетного процесса,
теоретических и
Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых - это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.
Объектом курсовой работы является бюджетная система и проблемы исполнения бюджетов разных уровней в РФ.
Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать
основные черты и принципы
бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться
в источниках формирования
- вскрыть
возможности оптимизации
- рассмотреть
бюджетную классификацию и ее
использование при кассовом
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- рассмотреть
понятие государственного
Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа состоит из следующих частей:
- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, структура курсовой работы;
- Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм бюджетной категории;
- Практическое
исследование, в котором характеризуются
бюджеты разных уровней с
- Третья часть, в которой описывается роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.
- Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по работе;
- Библиографический список использованных источников.
- Приложения.
В качестве
исходной информационной базы привлекались
теоретические материалы исследования
различных авторов, учебники и учебные
пособия, статистический материал, Законы
о бюджетах на очередной финансовый год
(на федеральном уровне, региональном
и местном).
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
Центральное
место в системе
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Перемены
в экономике России и её политическом
строе, произошедшие в начале 90-х годов,
вызвали серьезные изменения в её финансовом
механизме.
Появление новых форм собственности, новых
субъектов хозяйствования повлекло изменения
в системе денежных доходов и расходов.
Одним из важнейших направлений реформирования
государственных финансов стало расчленение
единого госбюджета на три самостоятельных
части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов
федерации и местные бюджеты. Это стало
важным шагом к демократизации финансовых
отношений. В этом же направлении действовали
переход к налогам, как главному способу
обеспечения доходов бюджета, отмена монополии
на внешнюю торговлю и валютные отношения,
приватизация государственной собственности
и т.п. Все это привело к принципиальным
изменениям в бюджетной системе Российской
Федерации, и её бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения[1].
Бюджетная
система России, как федеративного государства
состоит из трёх уровней: первый уровень
- федеральный бюджет Российской Федерации
и бюджеты государственных внебюджетных
фондов; второй уровень - бюджеты субъектов
РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет,
55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных
бюджетов автономных округов, бюджет автономной
Еврейской области, городские бюджеты
Москвы и
Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около
29 тысяч городских, районных, поселковых
и сельских бюджетов).
Совокупность
бюджетов всех уровней образует консолидированный
бюджет.
Консолидированный бюджет определяется
Бюджетным кодексом как свод бюджетов
всех уровней на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право
законодательных органов
- наличие
собственных источников
- право
органов государственной
- недопустимость
изъятия доходов,
- недопустимость
компенсации за счет бюджетов
других уровней потерь в
Принцип
полноты учета бюджетных
Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем предусмотренных