Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:30, курсовая работа
Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…................................................................................…….....................5
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации……..........................................................................................................5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения………………………….......................................................9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике страны…………................................……..……………....22
2.1 Федеральный бюджет...........................…..................................…....................22
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты…................................................................................................................28
2.3 Внебюджетные фонды…………....................................................…...............31
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения….................................................................................................................37
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………........................................................................44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………....................................................................47
Бюджетная политика в социальной сфере будет направлена на обеспечение финансовыми ресурсами базовых услуг, прежде всего, образования и здравоохранения; сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения.
Ключевым элементом социальной реформы является повышение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения оплаты труда, улучшения пенсионного обеспечения в ходе осуществления пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения.
В качестве этапа реализации социальной реформы предусматривается осуществить индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Предусмотренные изменения в системе оплаты труда работникам бюджетных организаций позволят в среднем в 1.89 раза увеличить тарифную часть фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC.
Проведение социальной и пенсионной реформ позволило установить одинаковый уровень ставки первого разряда ETC и базовой части трудовой пенсии, сблизив при этом соотношение прожиточного минимума пенсионера и базовой части трудовой пенсии с соотношением прожиточного минимума трудоспособного населения и ставки 1 разряда ETC. В перспективе это позволит индексировать уровень базовой пенсии и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с уровнем инфляции.
Предусматривается осуществить первый шаг по реализации пенсионной реформы. В этой связи предусматривается зачисление в доходы федерального бюджета части единого социального налога, и направление указанных средств в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии.
Формирование федеральных целевых программ:
В соответствии
Бюджетным Посланием Президента Российской
Федерации в
2008 году резко сокращен перечень федеральных
целевых программ, финансируемых из федерального
бюджета. Вместо 133 федеральных целевых
программ, действующих в текущем году,
на следующий год в проекте федерального
бюджета учтено 48. Ряд программных мероприятий,
не вошедших в указанный перечень, будут
включены в состав смет федеральных органов
исполнительной власти или расходных
статей федерального бюджета.
Произведен качественный пересмотр программ. Принципиальным положением стало исключение из состава "Прочих расходов" затрат, связанных с текущим содержанием государственных заказчиков. В проекте федерального бюджета применен новый подход к формированию региональных программ. Помимо резкого сокращения количества региональных программ произведено упорядочение расходов, имеющих федеральную и региональную значимость. Финансирование федеральных объектов региональных программ включено в государственную инвестиционную программу, а объекты, относящиеся к региональной и муниципальной форме собственности, включены в Фонд развития регионов, который выделен в специальный подраздел раздела федерального бюджета "Финансовая помощь субъектам Российской Федерации". Это позволило избежать дублирования в финансировании объектов за счет разных источников финансирования и сконцентрировать ресурсы на приоритетных мероприятиях программ. Причем большая часть программ развития регионов, финансируемых за счет средств Фонда регионального развития будет направлена на финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Основными функциями федерального бюджета являются:
. перераспределение национального дохода и ВВП;
. государственное
регулирование и
. финансовое
обеспечение социальной
. контроль образования и использованием централизованного фонда денежных средств.
До перехода
на рыночные отношения доходы государственного
бюджета СССР базировались на денежных
накоплениях государственных
В условиях
перехода на рыночные механизмы доходы
бюджетной системы претерпели коренные
изменения.
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты
Бюджеты
субъектов Российской Федерации входят
во второй уровень бюджетной системы.
Бюджет субъекта РФ – это форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты
субъектов РФ – один из главных каналов
доведения до населения конечных результатов
производства. Из этих бюджетов в значительной
мере финансируется развитие отраслей
производственной сферы, в первую очередь
местной, легкой и пищевой промышленности;
коммунального хозяйства; развитие транспорта
и связи.
Важное значение имеют бюджеты субъектов
в осуществлении общегосударственных
и социальных задач, в первую очередь в
распределении государственных средств
на содержание и развитие социальной инфраструктуры
общества[5].
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
К регулирующим
доходам относится вся
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».
Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.
Статус
«региона, особо нуждающегося в поддержке»,
предоставляется тем регионам, у
которых объем бюджетных
С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода.
Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектам федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.
Местные
бюджеты составляют третий уровень
бюджетной системы
Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет
бюджет муниципального образования (местный
бюджет) как форму образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения местного самоуправления.
На местные органы власти возложена важная
задача по осуществлению социальной политики
государства. Финансирование мероприятий
по социальному обслуживанию населения
в значительной части проводится за счет
местных бюджетов.
Наиболее
ярко последствия экономических
и социальных процессов отражаются
на расходной части местных
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных территориальных образований. Так, городским органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40% В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально- культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.
Доходы
местных бюджетов, также как и
доходы бюджетов субъектов федерации
состоят из собственных и регулирующих.
Общую схему собственных и регулирующих
доходов местных бюджетов можно представить
в виде схемы.
2.3. Внебюджетные фонды
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С 1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюджетных экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные экономические внебюджетные фонды были упразднены.
Внебюджетные
фонды – один из методов перераспределения
национального дохода органами власти
в пользу определенных социальных групп
населения.
Они предназначены для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь и имеют строго целевое
назначение. Расходы и доходы государственных
внебюджетных фондов утверждаются законодательными
органами в форме закона аналогично закону
об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные внебюджетные
фонды в основном за счет обязательных
отчислений, уплачиваемых юридическими
и физическими лицами. Наряду с этим источниками
доходов внебюджетных фондов являются:
. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
. средства бюджета;
. займы,
полученные фондом у
Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Но внебюджетные фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Государственными
внебюджетными фондами
. Пенсионный фонд Российской Федерации;
. Фонд социального страхования Российской Федерации;
. Федеральный
фонд обязательного
. Государственный
фонд занятости населения
Пенсионный
фонд Российской Федерации образован
в соответствии с
Постановлением Верховного Совета РСФСР
от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное
финансово-кредитное учреждение, осуществляющее
свою деятельность по закону в целях государственного
управления пенсионным обеспечением.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации временно свободных средств. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.
Средства
Пенсионного фонда используются
на выплаты государственных
Руководство
Пенсионным фондом осуществляет Правление
и его постоянно действующий
орган – Исполнительная дирекция.
Дирекции подчиняются отделения
в республиках в составе РФ,
в национально-государственных
Фонд
социального страхования РФ (ФСС
РФ) – второй по значению внебюджетный
социальный фонд. Он действует в
соответствии с Указом
Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение
о ФСС утверждено
Постановлением Правительства РФ от 12
февраля 1994 года. Основными задачами Фонда
являются: обеспечение гарантированных
государством пособий; участие в разработке
и реализации государственных программ
охраны здоровья работников; подготовка
мер по совершенствованию социального
страхования.
Фонд
социального страхования
. страховых взносов граждан и юридических лиц;
. доходов
от инвестирования части