Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

Содержание

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…................................................................................…….....................5
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации……..........................................................................................................5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения………………………….......................................................9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике страны…………................................……..……………....22
2.1 Федеральный бюджет...........................…..................................…....................22
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты…................................................................................................................28
2.3 Внебюджетные фонды…………....................................................…...............31
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения….................................................................................................................37
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………........................................................................44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………....................................................................47

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет-3 курс-Алпацкая-финансы и кредит.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим доходы, отраженные в федеральном бюджете на 2008 год:

Рис. 1 Доходы федерального бюджета РФ на 2008 год                                                                                                       

Основная  часть доходного потенциала федерального бюджета на 
2008 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 
81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой - около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.

В доходах  российского федерального бюджета  основные налоговые поступления - это  косвенные налоги (налог на добавленную  стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Причем на долю таможенных пошлин приходится 15,25% от общей суммы налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Необходимо  отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.

Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов РФ.

Таковы  основные составляющие, характеризующие  доходную часть федерального бюджета  (см. Приложение 1).

Теперь  рассмотрим основные составляющие расходной  части федерального бюджета на 2008 год:

Рис. 2  Расходы федерального бюджета РФ на 2008 год                                                                                                      

Спецификой  федерального бюджета РФ является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных  расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные  научные исследования, международную  деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. 
Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.

В федеральном  бюджете 2008 года наибольший удельный вес среди всех статей расходов, занимало обслуживание государственного долга (14,64%). Но в то же время существенно возросли расходы на социальную политику. Как видно из указанной таблицы, Правительству РФ удалось увеличить (до 22,10%) расходы, направляемые на социальную политику (см. Приложение 2).

Расходы федерального бюджета являются общественно  полезными. Активная роль государства  в общественном воспроизводстве  и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета.

Однако  при всем многообразии бюджетных  расходов они служат единой цели - обеспечению  финансовыми ресурсами федеральных  потребностей.

Вывод: Для достижения уровня развитых стран требуется наладить ряд важных механизмов, в том числе и бюджет. Он в нашей стране построен на принципах и законах, но выполняются ли они? И в том ли направление идут реформы бюджета? Ответ пока не ясен. Прежде всего надо поставить четкие цели, которые мы желаем достичь. И решить ряд вопросов, которые копятся у нас в стране второе десятилетие. Не допустить повторение ситуации 1998 года и сделать бюджет основой основ, на которой будет держаться стабильность и процветание в России.

Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность по всем 3 уровням. В настоящее время полностью сбалансирован только федеральный и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без денег. Для этого надо четко разграничить цели и задачи каждого из бюджетов что и попытаемся сделать во второй главе. 
 
 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ  УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

2.1. Федеральный бюджет

      Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной  системы 
Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона[4]. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. 
Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии. Основными задачами бюджетной политики являются:

- усиление  роли налогово-бюджетной политики  в качестве инструмента стимулирования  экономического роста;

- повышение  устойчивости бюджетной системы,  снижение ее зависимости от  внешнеэкономической конъюнктуры;

- обеспечение  профицита федерального бюджета в условиях увеличения долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним обязательствам;

- повышение  качества управления государственными  активами и пассивами, совершенствование  управление государственным долгом.

Особенностью  проекта федерального бюджета является превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной стороны  обеспечить проведение согласованных  с денежно-кредитной политикой  мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны - снизить долговое бремя государства.

Формирование  расходной части бюджета осуществлено исходя из консервативной оценки внешнеэкономической  конъюнктуры цен на товары российского  экспорта.

При этом профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга.

В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основными задачами в области налоговой  политики являются снижение налоговой  нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из теневого оборота. Кроме того, меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики.

Достижение  поставленных задач предусмотрено  осуществлять за счет:

- совершенствования  налогового законодательства, повышения  стабильности и прозрачности  налоговой системы, расширения  налогооблагаемой базы, сокращения  нелегального оборота;

- продолжения  снижения налогового бремени,  в первую очередь, на законопослушных  налогоплательщиков путем сокращения  налоговых льгот, отмены отдельных  видов налогов.

Во исполнение поставленных задач предусмотрено  снижение налогового бремени на 2,1% ВВП, а также создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи предусмотрены следующие  ключевые изменения налоговой политики:

1. Снижается  ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др.

Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у предприятий.

Реализация  мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей или 1.9 процента к ВВП.

2. Отменяются  льготы при уплате налога на  добавленную стоимость связанные  с налогообложением работ по  строительству жилых домов, производимых  с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.

3. Индексируются  специфические ставки акцизов  на 12 процентов по всем подакцизным  товарам исходя из прогнозируемого  среднего темпа инфляции. Кроме  того, отменяются льготы при взимании  акциза при реализации сухого  отбензиненного газа за пределы  Российской Федерации.

4. С  учетом прогнозируемого роста  цен проиндексированы специфические  ставки налогообложения по земельному  налогу (на 12%), по платежам за пользование  водными объектами (в среднем  в 2.1 раза) и лесным фондом (на 
12%).

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации 
Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2008 год" в проекте федерального бюджета на 2008 год предусматривается рост доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений.

В целях  формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской 
Федерации, предусмотрено передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Формирование  расходов на текущее содержание "силового" блока предусматривает сокращение численности личного состава  министерств и ведомств, не только в рамках принятых решений, но и с  учетом дополнительного сокращения численности военнослужащих.

Реализация  социальной реформы:

Информация о работе Государственный бюджет