В Украине система пенсионного обслуживания
находится в стадии трансформации. Переход
к рыночной экономике выявил несостоятельность
обеспечить достаточные
и надежные выплаты пенсионерам
используя одноуровневую модель
государственного пенсионного страхования.
Организация пенсионного обеспечения,
которое отвечает требованиям рыночной экономики - по-видимому
одна из наиболее важных задач, которую
необходимо решить в социальной сфере.
Сейчас в промышленно-развитых странах
используется многоуровневое пенсионное
обслуживание, которое включает солидарную
систему, обязательное накопление и добровольное
формирование пенсионных средств.
Реформирование пенсионного обеспечения
в Украине проводится в двух направлениях:
- совершенствование государственного
пенсионного обеспечения путем приближения
средней пенсии к уровню средней заработной
платы и ее прямой зависимости от уровня
заработной платы;
- развитие негосударственного добровольного
пенсионного обеспечения.
Создается трехуровневая пенсионная система,
на первом уровне которой по солидарности
поколений и обязательного
социального
страхования устанавливается прямая зависимость
будущего размера пенсий от страхового
стажа и размера оплаченных взносов; на
втором - накопление пенсионных взносов
на личных счетах граждан; на третьем -
добровольное негосударственное пенсионное
страхование.
Таким образом, система пенсионного обеспечения
должна стать системой социального страхования,
самодостаточной и финансово-стабильной.
С учетом вышеизложенного, автором предлагаются
следующие рекомендации по совершенствованию
механизма формирования и использования
финансовых ресурсов Пенсионного фонда
Украины:
- передача функций
плательщика от работодателя
к работнику, при одновременном
распространении индивидуального
учета уплачиваемых платежей для исчисления
пенсий на всю сумму производимых взносов,
что имеет место только по платежам на
страховую и накопительную части трудовой
пенсии;
- обеспечение координации функций по сбору данных и средств между налоговым ведомством и Пенсионным фондом, а также установление порядка приведения в соответствие данных и потоков средств в двух ведомствах;
- обеспечение эквивалентности пенсионных обязательств и накопленных пенсионных прав путем изменения методики расчета пенсий;
- обеспечение надежного инвестирования, управления и сохранности пенсионных активов с учетом защиты прав будущих пенсионеров;
-усиление государственного
контроля и надзора за деятельностью
финансовых институтов, работающих со
средствами населения.
В заключение следует
отметить то, что полная автономность бюджета
Пенсионного фонда должна базироваться,
в первую очередь, на стабильной правовой
основе.
Вместе с тем, вопрос
пенсионных преобразований выражает,
прежде всего, не форму, а методологию
движения соответствующей доли национального продукта. При этом основой расширения
возможностей использования пенсионных
накоплений населения, как источника инвестирования,
является рост благосостояния населения
и увеличение его резервных финансовых
ресурсов. В свою очередь, рост благосостояния
граждан - это не только условие для расширения
инвестиций, но и одно из важнейших условий
развития экономики в целом.
В
течение ближайшего времени необходимо
принять такие меры:
- постепенно
расширить период и совокупный
доход, которые используются как база для расчета пенсии;
- ввести более
жесткие нормативные положения,
направленные против злоупотреблений
в пенсионной системе, упразднить
все другие социальные льготы,
которые к ней привязаны, и
положение относительно исключительных
привилегий;
- в платежных
сведениях отмечать суммы отчислений
трудящихся и работодателей в
пенсионные фонды, чтобы повысить
сознательность относительно расходов
на пенсионное обеспечение;
- уменьшить
суммы пенсионных отчислений
с целью снижения финансового
давления на плательщиков;
- постепенно, за
счет уменьшения теневого сектора экономики
Украины увеличивать количество плательщиков
пенсионных взносов.
Государство
обязано законодательно регулировать
работу отдельных частных пенсионных
фондов, которые уже действуют, сделать невозможным их
банкротство или любые мошенничества
со средствами их вкладчиков.
Существуют
и другие причины, которые настойчиво
нуждаются в решении проблемы
пенсионного обеспечения.
Система
пенсионного обеспечения должна
стать, наконец, системой социального страхования,
финансово стабильной системой, которая
будет удовлетворять право всех ее участников
на надлежащее пенсионное обеспечение
с достижением ими пенсионного возраста.
Заключение.
Программа пенсионной реформы
в перспективе предусматривает переход от действующей
распределительной к смешанной системе
пенсионного обеспечения, которая будет
в себя включать:
- государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;
- государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, - за счет средств федерального бюджета;
- дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством – обязательных страховых взносов.
Для сокращения дефицита
бюджета Пенсионного фонда Правительство
Украины рассматривает варианты изменения структуры отчислений
денежных средств предприятий и граждан
в Пенсионный фонд. Одновременно с этим
будет увеличен процент отчислений с заработка
работающих. Кроме того, будет расширена
база сбора средств в Пенсионный фонд,
так как отчисления туда предполагается
собирать со всех видов доходов, включая
страховки и депозиты, с помощью которых
выплачиваются большие зарплаты в коммерческих
структурах.
Сейчас необходимо пересмотреть
систему взаимоотношений между
Пенсионным фондом, государством и
работодателями. Сейчас льготные пенсии
составляют 20 процентов бюджета ПФУ. Их
финансирование должно лечь на плечи отдельных
профессиональных систем. Надбавки
же к пенсиям таких категорий лиц, как
участники войны, должно выплачивать государство
из бюджета, а не Пенсионный фонд.
Особое значение имеет
законодательное обеспечение пенсионной
системы. Должна действовать четкая
система защиты интересов пенсионеров.
Не менее важно сформировать общественное
мнение, убедить людей в необходимости
реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.
Необходимая составляющая
политики экономического роста –
усиление социальной ориентации системы
государственного регулирования экономического
развития, сопряжение социальных гарантий
и финансовых возможностей. В политике
доходов предстоит путем усиления государственного воздействия
на распределительные процессы установить
оптимальное соотношение в распределении
вновь созданной стоимости по факторам
производства, повысить долю оплаты труда
в ВВП и издержках производства.
В ряду преобразований необходимо отметить формирование
современной структуры социальной поддержки
населения, гармонизацию интересов государства,
предпринимателей и граждан, расширение
страховых форм защиты доходов россиян.
Преобразования необходимо разделить
на три пункта:
а) требуется разработать
научный инструментарий для оценки
социальных рисков и обоснования
соответствующих уровней социальных
гарантий пенсионеров и для упорядочения
на этой базе организационных, финансовых
и правовых форм социального страхования,
личного страхования и социальной помощи.
б) необходимо предусмотреть
новый порядок сбалансированного
участия основных социальных субъектов
в финансовом обеспечении системы.
Речь идет о том, чтобы в объеме
затрат:
- повысить долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам) с 8 до 15-20 процентов;
- снизить долю работодателей с 90 до 70-75 процентов
- поднять с 2 до 10-15 процентов долю работников
в) нужно усилить взаимозависимость
между страховыми взносами и пенсиями.
Определение размера последних
должно быть связано с величиной страховых
накоплений, определяемой на протяжении
всего трудового периода.
Необходима целенаправленная
работа по созданию актуарной службы
в Пенсионном фонде Украины для
определения государственных обязательств
перед застрахованными лицами. Поскольку производится
переход на полное пенсионное страхование,
то соответственно необходимо четко проводить
эту политику и знать динамику численности
работающих, демографическую ситуацию
и другие необходимые данные. Исходя из
этих данных в дальнейшем можно было бы
выстраивать оптимальные схемы с возможными
системами дополнительного профессионального
пенсионного страхования
Необходимость проведения
пенсионной реформы в нашей стране
общепризнанна. Нынешняя пенсионная система
не удовлетворяет многих:
- пенсионеров –
из-за явно низкого размера
пенсий; работодателей – вследствие
непомерно высоких страховых
взносов в ПФУ;
- власть –
по причине недовольства значительной
части населения низким прожиточным
уровнем пенсионеров;
- регионы –
поскольку одни из них – доноры, должны
в существенной мере делится с другими,
а последние считают, что выделяемые
им дотации слишком малы;
- Пенсионный фонд
Украины – так как он в
одиночку не может решить задачу
сбора необходимых для пенсионного
обеспечения средств.
Список литературы.
- Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: ЮНИТИ, 1999.
- Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы, денежное обращение и кредит. — М.: ЮНИТИ, 2000.
- Банковское дело: Учебник/Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кро-ливецкой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.
- Банковское дело. Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.
- Биржевое дело: Учебник /Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. -М.: Финансы и статистика, 2000.
- Бригхэм Ю., ГапенскиЛ. Финансовый менеджмент. Полный курс в 2-х т. - Т. 2: Экономическая школа. - СПб., 1997.
- Бушмин Е. В., Нестеров В. В. и др. Бюджет государства и информационные технологии: Учебник / Под ред. Е. В. Буш-мина. — М.: Перспектива, 2001
-
Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — М., Юрайт, 2001.
- Беляев Ю. А. Финансы местного самоуправления // Финансы. 1997. № 11.
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. М. В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 1999.
- Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. А.М. Годин, Н. С. Максимов, И.В, Подкорина.: Дошков и К, 2003.
- Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин-М.: Дошков и К, 2002.
- Бюджетная система Российской Федерации: Учеб.пособие для вузов. Фетисов В.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы: Учебник. — М.: Маркетинг, 2002.
- Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы, денежное обращение, кредит. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ка", 2002.
- Войтилингэм Р. Руководство по использованию финансовой информации Ртапс1а1 Т1тез: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1999.
- Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. — М.: Маркетинг, 2001.
- Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал. № 10. 1996.
- Государственный бюджет: Учебное пособие / Под ред. М. И. Ткачука. Минск: Высшая школа, 1995.
- Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.
- Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994—1997 гг. // Вопросы экономики. 1998. № 2.
- Інструкція про порядок сплати і обліку страхових та інших внесків підприємств, установ, організацій і громадян до Пенсійного фонду України від 26.03.92 р.
- Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М. В. Романовского. М.: Юрайт, 1999.
- Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. 1998. № 3.
- Лушин С. И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы. 1998. № 5.
- Максимова Я. С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 1998. № 6.
- Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник /Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2000.
- Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.
- Налоги и налогообложение: Учебник / Т. Ф. Ютки-на. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Налоги: Учеб. пособие /Под ред. Д.Г. Черника. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2001.
- О единстве бюджетной системы // Финансы. 1997. № 5.
- Петров В. А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года // Финансы. 1998. № 5.
- Поляк Г. Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
- Постанова КМУ від 28.01.92 р. “Про затвердження Положення про Пенсійний фонд України”.
- Пронина Л. И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса // Финансы. 1998. № 6.
- Пансков В. Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации. - 4-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.
- Пыхова И. А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы. 1998. № 6.
- Романовский М. В., Врублевская О. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: Юрайт, 2000.
- Тренев И.И. Управление финансами: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.
- Хори Ван Э. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1996.
- Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. 1998. № 3.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др. / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997.
- Финансы: Учебное пособие / Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Финасы, денежное обращение и кредит: Учебник 2-ое изд. Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова-М.: Проспект, 2004г.
- Финансы: Учеб. пособие /Под ред. А.М. Ковалевой. - 4-е изд. -М.: Финансы и статистика, 2001.
- Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Акад.Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Финансы. Учебник / Под ред. проф.В. В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "ТК Велби", 2003.
- Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, О. В. Врублевской, Б.М. Сабанти-М.: Юрайт-М, 2002.
- Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Чернова-М.: Проспект, 2005г.
- Финансовый менеджмент. Теория и практика: Учебник / Е.С. Стоянова, Т.Б. Крылова, И.Т. Балабанов и др.; Под ред. Е.С. Стояновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 1997.
- Фисенко А. И., Кулешова Е. А. Казначейское исполнение государственного бюджета Российской Федерации. — Владивосток, 1999.
- Яров В. Ф. Прибыль в рыночной экономике. — М.: Финансы и статистика, 1997
- http://www.pfrf.ru Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации.
- http://www.Pension.kiev.ua Официальный сайт Пенсионного фонда Украины.