Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы исследовать рыночную экономику, ее необходимость, сущность, пути перехода.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
• изучить рынок и условия его возникновения;
• выявить основные проблемы и цели рыночной организации;
• охарактеризовать российский и зарубежный опыт организации рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЫНОК И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ 5
2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
3.ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Rinoshnaya ekonomika kurs.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Актуальность данного исследования определяется тем, что рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой и эффективной современной экономической системой. Рыночная экономическая система является определяющей формой экономической жизни современного общества.

 Установление связей между многочисленными хозяйствующими субъектами, каждый из которых стремится реализовать  свой  экономический  интерес,  обеспечивает  нормальное  беспрерывное  функционирование  экономики.  Поэтому основополагающую характеристику рынка можно свести к следующему определению. Рынок как экономическая категория – это система экономических отношений между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности  всех  товаров и услуг. Такое определение рынка позволяет избежать упрощенных и по  своей  сути неверных его трактовок. Не следует понимать под рынком ни место, где происходят торговые операции, хотя оно и называется рынком, ни торговлю как вид деятельности, связанный с куплей и продажей товаров. Когда говорят о рынке, то непременно подразумевают всю совокупность структур экономических отношений между хозяйствующими субъектами на принципе платности предоставляемых товаров и услуг.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов товаров и услуг по поводу установления цены, обеспечивающий обмен продуктами труда.

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

По мере разложения натурального хозяйства  и развития производства товаров  на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Цель данной работы  исследовать рыночную экономику, ее необходимость, сущность, пути перехода.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • изучить рынок и условия его возникновения;
  • выявить основные проблемы и цели рыночной организации;
  • охарактеризовать российский и зарубежный опыт организации рыночной экономики.

Теоретической основой данной работы явилась учебная, специальная и  периодическая литература, а также труды ученых, таких как:   Абрамова М.А., Александрова Л.С., Булатов А., Герасимов Б.И., Журавлева Г.П., Камаев  В.Д., Плышевский Б., Пороховский А. и др.

 

  1. Рынок и условия его возникновения

 

Рынок - одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной  практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется  как всеми известное и не требующее  каких-либо пояснений. В действительности имеется самое различное толкование рынка у нас и за рубежом.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это  тем, что появился рынок еще в  период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесел и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова [16, с.56].

По мере углубления общественного  разделения труда и развития товарного  производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно считал, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей.

С дальнейшим развитием товарного  обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства - сфера обращения. В результате появляется новое толкование рынка как обмена, организованного по законам товарного производства и денежного обращения, как формы товарно-денежного обмена.

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, возникают новые определения рынка как совокупности покупателей (Ф. Котлер в кн. «Основы маркетинга») или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара [12, с.32].

Но это всего лишь одна сторона  рынка, такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

Рынок сегодня рассматривают как  тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

1)   натурально-вещественные, безвозмездные,  в соответствии с объемом и  структурой потребностей;

2) товарные связи, осуществляемые  посредством рынка.

Характерными чертами последнего типа отношений являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей.

Отсюда можно дать следующее  определение рынка. Рынок - это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами.

Внешне, на поверхности рынок выражает связь между продавцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, принимая во внимание воспроизводственный  аспект, рынок выступает как форма  конкурентной связи между производством и потреблением.

С таким определением рынка тесно  связано еще одно его понимание: рынок - это общественная форма организации  и функционирования экономики, при  которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без  посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей [15, с.61].

Возникновение рынка определяется историческими условиями, сделавшие рынок объективно необходимым.

Первое условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы наблюдаем зародыш бартера - одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению  денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимо и   третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений [6, с.43].

Данные условия являются необходимыми для возникновения рынка, но не достаточными для его функционирования. Для  того чтобы рыночная система могла  нормально функционировать и  развиваться, должны быть созданы дополнительные условия. К их числу относятся:

1.  Создание многообразия форм  собственности и форм хозяйствования. Любые формы собственности и  формы хозяйствования,  стимулирующие   предпринимательство,  конкуренцию   и  дальнейшее  развитие  рыночных  отношений, должны иметь право на существование.

2.  Формирование резерва факторов  производства. Функционировать и  развиваться рыночный механизм  может только тогда, когда есть  резервы средств производства  и рабочей силы, поскольку, для  того чтобы восстановить равновесие спроса и предложения в условиях роста цен, нужны не только дополнительные капиталы для вложений в производство, но и дополнительные факторы производства, которые можно приобрести на вложенные капиталы.

3.  Наличие  рыночной  инфраструктуры. Она  объединяет  три  основных  рынка:  рынок  товаров  и  услуг;  рынок факторов производства; финансовый  рынок. Рыночная инфраструктура обеспечивает мобильность ресурсов, поскольку необходимо постоянное движение ресурсов из отраслей менее эффективных в более эффективные отрасли. Она дополняет  рынок  и  представляет  собой  институты. Институты –  это  законы,  нормы,  традиции,  организационные  структуры  и прочие функциональные образования. Именно институты создают конкурентную среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов. Эта  система противодействует произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован производитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

4.  Государственное  участие  в  рыночной  экономике.  С  помощью  государства  выстраиваются  социально-экономические права населения и система социальных гарантий, налаживаются контакты с мировым рынком, совершенствуется  законодательно-правовое  поле,  через  структурную перестройку преодолевается  дефицит,  привлекается  иностранный капитал, ведется борьба с мафией, коррупцией, монополизмом и многое другое.

5.  Демократизация производства  при  сохранении  государственных  регуляторов. При  этом надо  исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию: нельзя полагаться на то, что капитализм развивается сам по себе [10, с.93].

Таким образом, понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок.

 

  1. Основные проблемы и  цели рыночной организации

Экономика – это постоянное движение массовых потоков товаров: они производятся и доставляются потребителям в самые  отдаленные точки, где в них нуждаются  люди. Казалось бы, при этом не избежать стихии и хаоса, а люди должны жить в неуверенности, под угрозой неминуемых срывов. Ведь в товарных потоках навстречу друг другу перемещаются потребительские продукты и капитальные товары производственного назначения. Товарное движение в производстве и обращении опосредуется рынками денег, ценных бумаг, новейших технологий, информации, знаний. Особое место в этой взаимосвязанной системе занимает рынок труда, услуг, оказываемых работниками самых разных специальностей.

В сложной  экономической системе имеется определенный порядок, все процессы подчиняются единым закономерностям. Экономика функционирует подобно системе со своеобразными встроенными механизмами координации, подчиняющими себе действия миллионов людей, производящих и потребляющих товары. Это означает, что всеми процессами, протекающими в экономики, присуща внутренняя организация. Любое общество, независимо от степени его экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или иной формы организации для решения многих проблем:

  • какие товары производить и в каком количестве?
  • когда их целесообразнее производить для удовлетворения текущих и бедующих потребностей?
  • какие капитальные товары и в каком соотношении надо произвести для возобновления и расширения производства?
  • применять ли живой труд или заменить его техникой?

Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода