Переход к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности целевых фондов (Пенсионного фонда Украины в соответствии с проводимой пенсионной реформой и других фондов).
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие основных целевых фондов (государственного пенсионного обеспечения и социального страхования) в Украине;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Украины;

Работа содержит 1 файл

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей ф.doc

— 877.50 Кб (Скачать)

негосударственные пенсионные  фонды (открытые, корпоративные, профессиональные).

   Конституцией  Украины провозглашено право  каждого гражданина на труд. Государство  обязано создавать условия для  полного осуществления гражданами  этого права, гарантировать ровные  возможности в выборе профессии  и рода трудовой деятельности реализовывать программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров соответственно общественным потребностям.

При планировании пенсионной реформы возникает  необходимость учета украинской специфики в организации пенсионного обеспечения. Этот вопрос исключительно важен в свете того факта, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, характеризуются многообразием национальных особенностей.

В Украине отсутствуют  какие-либо сверхспецифические цели, для  достижения которых нужны из ряда вон выходящие решения. Были апробированы некоторые способы решения  проблемы поддержки нетрудоспособных лиц, и  для правильного построения пенсионной системы необходимо правильно подобрать имеющиеся в мировой практике и в Украине подходы, которые в наибольшей степени отвечали бы условиям нашей действительности.

Во всем мире пенсионные системы, характеризуемые многочисленными  национальными особенностями, которые обусловлены процессами исторического развития и влиянием тех или идей, переживают в настоящее время период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование возложенных на них функций. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в Украине  является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

Кризис пенсионной системы  Росси – это кризис формационного  свойства: происшедшие в стране формационные изменения по времени значительно  опередили требуемые институциональные  изменения пенсионной системы. Продолжающая существовать в прежних формах пенсионная система не соответствует изменившимся экономическим, правовым и социальным условиям, и она обречена на воспроизводство кризисных ситуаций, и сама является элементом тормозившим социальное и экономическое развитие страны /42/.

Часть из мероприятий, намеченных реформой, реализована, и прежде всего, в форме перехода на персонифицированный  учет в системе государственного пенсионного страхования.

Однако намеченные мероприятия  по созданию трехуровневой системы пенсионного обеспечения и центрального её ядра в форме государственного страхования пенсий, оказались не выполненными.

Исходя из роли пенсионной системы в обществе, принятую Правительством Программу необходимо рассматривать  с разных позиций, наиболее важные из которых – социальная и финансовая /49/. Так социальная позиция предполагает:

  • сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами за предыдущие периоды;
  • установление более справедливых правил определения размера пенсий;
  • поддерживание приемлемого для общества уровня пенсий и размера страховых взносов;
  • усиление заинтересованности граждан в контроле за финансированием пенсий и как часть – за уплатой страховых взносов.

С точки зрения финансовой позиции  необходимо:

  • привлечение средств отраслей для пенсионного обеспечения работавших в отрасли;
  • привлечение инвестиционного дохода от операций на финансовом рынке.

Факторами обеспечивающими  стабилизацию финансового положения  пенсионной системы в переходный период, будут служить:

  • более жесткая привязка размера пенсионных выплат к величине поступлений в Пенсионный фонд;
  • учет ожидаемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных и именных накопительных счетов;
  • обеспечение более четкого разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом России и другими источниками, включая федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды;
  • увеличение сбора страховых взносов в результате внедрения системы условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов.

Для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается провести ряд дополнительных мероприятий:

  • повысить собираемость пенсионных взносов, главным образом за счет расширения базы плательщиков и значительного повышения доли отчислений, уплачиваемой непосредственно работником;
  • оптимизировать технику доставки пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению оборачиваемости пенсионных средств, уменьшению задержек с выплатой пенсий, сокращению расходов на доставку.

Также необходимо провести серию комплексных расчетов и  дополнительных исследований вариантов  дальнейшего реформирования пенсионной системы и по их результатам пересмотреть основные параметры переходного периода – его начало и окончание, последовательность дальнейших шагов, ставки отчислений, направляемых на финансирование накопительных пенсий и при разработке законодательных актов основываться на результатах этих исследований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. .  Значение  и развитие системы персонифицированного учета в новой пенсионной системе   Украины.

 

За период, прошедший  после утверждения Правительством Украины реформы системы пенсионного  обеспечения, был разработан и принят ряд новых нормативных актов, направленных на реализацию её положений.

Он постепенно создает  основы новой инфраструктуры пенсионной системы и обеспечивает информационную базу для того, чтобы стимулировать  всех работающих платить страховые  взносы. Введение персонифицированного учета осуществляется в опережающем порядке, так как он формирует предпосылки последующих преобразований.

Суть персонифицированного учета заключена в введении для  каждого работающего на территории страны гражданина лицевого счет, содержащего  сведения о его стаже и заработке.

Персонифицированный учет позволяет установить зависимость  размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, создает заинтересованность у работодателя и у самих работающих в своевременной и полной уплате страховых взносов. Однако необходимо заметить, что персонифицированный учет, как показывает опыт зарубежных стран, эффективен в случаях, если работник уплачивает на пенсионное страхование сумму равную или приближенную к взносам работодателя.

Эксперты Международного валютного фонда, изучавшие на примере  Украины этот вопрос, также полагают, что когда имеется задолженность  по выплате пенсий и существующая государственная пенсионная программа может быть переделана и сужена, то население может и не поверить долгосрочным прогнозам и тем пенсионным обещаниям, которые заложены в основе персонифицированного учета.

Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и пересчета пенсий с ориентацией на использование данных лицевых счетов. В были внесены изменения в нормативные акты предусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных индивидуальных лицевых счетов.

С точки зрения практической реализации программы пенсионной реформы  наиболее сложными являются меры, связанные  с внедрением персонифицированного учета пенсионных страховых взносов, и систему персонифицированного учета нужно существенно видоизменить. Дело в том, что для формирования пенсии на новых условиях, заложенных в программу, потребуется целый ряд новых информационных компонентов, не предусмотренных нормативными актами о персонифицированном учете. Изменения связаны в основном с введением условно-накопительных и именных пенсионных счетов.

Условно-накопительные  счета представляют собой лицевые  счета, которые открываются гражданам  в Пенсионном фонде и служат для отражения пенсионных страховых взносов, уплаченных за работников их работодателями. Отражаясь на этих счетах, взносы, тем не менее, не накапливаются на них физически, не являются живыми деньгами. Это просто условные записи на счетах. Сами же деньги будут использоваться Пенсионным фондом для выплаты текущих пенсий.

Граждан ждет новый механизм исчисления размера их пенсии. Его  смысл в том, что главным фактором, влияющим на размер пенсии, будет не стаж или размер заработка, а непосредственно объем страховых взносов, отраженных на условно-накопительном счете работника. Причем итоговая сумма будет определяться суммой взносов и процентом на них, который постепенно накапливался в процессе ежегодной индексации. Необычным в этом будет то, что также будет приниматься во внимание при назначении пенсии один элемент системы. Это актуарный фактор – ожидаемая среднестатистическая продолжительность жизни человека на момент назначения ему пенсии в соответствии с его возрастом. То есть, если человек выходит на пенсию в 60 лет, то для расчета его пенсии применяется количество месяцев, которые в среднем 60-летний человек в Украине имеет шанс прожить. При этом для определения размера пенсии могут быть применены самые разные формулы, но они пока только обсуждаются и об  таких подробностях говорить ещё рано. Принцип довольно простой – вся сумма условных накоплений, которые отражены на счете работника будет делиться на количество месяцев его жизни после выхода на пенсию. Результатом станет его ежемесячная пенсия. Важная особенность этого необычного метода в том, что заведомо известно, что продолжительность жизни в Украине будет расти, и становится ясно, что при одном и том же уровне поступлений в Пенсионный фонд, платить одни и те же пенсии большому числу пенсионеров, что неизбежно в условиях роста продолжительности жизни, Пенсионный фонд не может.

Другой особенностью нового механизма определения размера  пенсии, является тот момент, что  каждому человеку одновременно с  открытием условно-накопительного счета будет начисляться на этот счет величина, так называемого первоначального капитала. Все дело в том, что долгое время на пенсию будут выходить люди, у которых большая часть трудовой деятельности приходится на период, когда персонифицированный учет страховых взносов еще отсутствовал. Размеры пенсионных взносов за этот период, конкретно выплаченных за них работодателями, неизвестны. Поэтому в законодательстве необходимо предусмотреть ещё и определенные переходные положения. Именно за это период трудовой деятельности и придется осуществить расчет условно-накопительного капитала.

Также важной особенностью новой пенсионной программы является тот момент, что не должно существовать ограничение максимальной пенсии. Любая  сумма взносов, оказавшаяся у  человека на момент выхода на пенсию на счете, деленная на ожидаемую продолжительность жизни, исчисленную актуарно, дает размер его пенсии, который может быть достаточно большим.

Одновременно с введением  условно-накопительных принципов  назначения страховых пенсий программа  предусматривает и начало поэтапного внедрения накопительных элементов финансирования пенсий. Однако в первые пять лет после начала этой части пенсионной реформы выход на пенсию с использованием средств накопительного элемента не предусматривается, так как за первые пять лет объем накоплений на счетах у работников будет столь незначительным, что вряд ли сможет серьёзно отразиться на величине назначаемой пенсии.

Персонифицированный счет - это именной накопительный пенсионный счет, фактически реальный типа банковского депозита, на котором будут присутствовать реальные деньги. Эти взносы будут инвестироваться по специальным правилам Пенсионным фондом через систему управляющих компаний. Тот инвестиционный доход и накопления, которые будут формироваться за счет инвестирования этих средств, будут регистрироваться и распределяться между всеми владельцами именных накопительных пенсионных счетов.

Уже с 2004 года работники, выходящие на пенсию,  получают пенсию из двух источников. Этот пенсия, назначаемая  с помощью условно-накопительных счетов, реальные деньги, которые он получит в момент выхода на пенсию в форме аннуитета. Пенсия на принципах аннуитета будет назначаться также как и на условно-накопительных счетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Пенсионная  система Украины и направления ее реформирования.

   Организация финансирования пенсионных расходов дом разных слоев населения имеет важное значение в структуре государственных финансов. Система пенсионного обслуживания является сложной и включает разные формы финансирования. Кроме государственных учреждений в предоставлении услуг по мобилизации финансовых ресурсов и организации выплаты пенсий принимают участие и негосударственные юридические лица. Практика развития пенсионного обеспечения выявила также целесообразность использования обязательного и добровольного формирования пенсионных фондов. В условиях недостаточности финансовых ресурсов государство должно обеспечить выплату гражданам минимальные доходы с выходом на пенсию.

Информация о работе Переход к рыночной экономике