Приватизация как условие перехода к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы - раскрыть на основе мирового и отечественного опыта потенциал приватизации в ходе перехода к рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности 5
1.1. Сущность, способы и формы разгосударствления
1.2. Сущность, цели и основные принципы приватизации
1.3. Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации
1.4. Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации 5
2. Мировой опыт приватизации 16
2.1. Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах
2.2. Опыт приватизации в Российской Федерации
3. Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
3.1. Характерные черты приватизационных процессов в их начале и сегодняшние
3.2. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь
3.3. Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь
3.4. Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь 29 31
Заключение 34
Список использованных источников 38
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая на сдачу.docx

— 83.53 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

Кафедра экономической теории и маркетинга 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  макроэкономике  

на тему: «Приватизация как условие перехода к рыночной экономике» 
 
 
 
 

      Выполнила

                       Студентка  гр. Мн-22 Ермачкова Кристина Сергеевна 
 

                                Руководитель     Селезнёва Юлия Михайловна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВИТЕБСК

      2011

 

      СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3
  1. Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
5
1.1. Сущность, способы и формы разгосударствления

1.2. Сущность, цели и основные принципы приватизации

1.3. Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации

1.4. Финансовые  источники средств для приватизации  государственной собственности  и способы приватизации

5

6

9 
 

13

  1. Мировой опыт приватизации                                                                    
16
    1. Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах 
2.2. Опыт приватизации в Российской Федерации

3. Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь

3.1. Характерные черты приватизационных процессов в их начале и сегодняшние

3.2. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь                                                            

 
16

19

19

24 

24 

25

3.3. Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь

3.4. Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь

      29 

     

      31

Заключение 34
Список  использованных источников 38
Приложения 40
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Наша  Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и  поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.     

В последние годы правительства более  восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.     

Приватизация  означает смену государственной  формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов  деятельности из рук государства  в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.      

Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с  прагматическими соображениями  на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить  децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в ходе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.     

Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и  имеет свои специфические особенности  в зависимости от доли государственной  собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности  государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.     

Таким образом, цель данной работы - раскрыть на основе мирового и отечественного опыта потенциал приватизации в ходе перехода к рыночной экономике.      

Задачи  курсовой работы:

  • изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
  • изучить организацию приватизации;
  • изучить методы и способы приватизации;
  • изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
  • проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
  • изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
  • выявить проблемы приватизации в Республике Беларусь;
  • изучить причины медленной приватизации.
 

 

    1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    1.1. Сущность, способы и формы разгосударствления

Разгосударствление  – процесс отстранения государства  частично или полностью (в том  числе путем приватизации) от функций  непосредственного прямого управления хозяйствующими субъектами.      

Разгосударствление  охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (льготы, субсидии, выгодные цены и т.д.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др.      

Разгосударствление  экономике в нашей республике – это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация  управления. Освобождение государства  от функций прямого хозяйственного управления. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике,  уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства.      

Основными формами разгосударствления являются:      

- аренда государственных предприятий;     

- преобразование госпредприятий  в акционерные общества;     

- ограничение  вмешательства государства в  управление собственностью [4, с.46].     

Процесс разгосударствления основывается на следующих  принципах: добровольность, экономическая  заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.     

Основными способами разгосударствления являются:

  • сокращение доли государственного сектора в экономике;
  • уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;
  • либерализация рынков и устранение государственной монополии на внешнюю торговлю;
  • коммерциализация, т.е. перевод государственных предприятий на коммерческий расчет и ориентацию на максимизацию прибыли;
  • переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков;
  • денационализация собственности.
 

     Одним из путей разгосударствления является приватизация, т.е. смена государственной  формы собственности на частную. Частная собственность наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства. 

    1.2. Сущность, цели и  основные принципы  приватизации

Под приватизацией следует понимать процесс передачи права собственности  на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащие государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими.     

Приватизация  является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.     

В развитых западных странах, с одной  стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства  на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.     

Важным  основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, необходимо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними[15, с.56-66].     

К главным целям приватизации, следует  отнести:

  • формирование новых форм собственности: частной и собственной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
  • создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
  • формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
  • развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
  • сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
  • уменьшение расходов на государственное управление;
  • становление слоя частных собственников (среднего класса).

Информация о работе Приватизация как условие перехода к рыночной экономике