Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:43, диссертация
Анализируя в целом содержание общей юридической и специальной ведомственной литературы по указанной проблеме, важно отметить, что не рассмотренным остается значительное число основополагающих вопросов организационно-правового обеспечения профилактической деятельности ОВД в рамках многоуровневой системе профилактики правонарушений.
Таким образом, исследование проблем правового и организационного обеспечения деятельности ОВД, их взаимодействия с другими субъектами системы профилактики правонарушений, эффективности данной деятельности имеет как теоретическое, так и практическое значение, что определило выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования являются регулируемые административно-правовыми средствами общественные отношения, связанные с профилактической деятельностью ОВД и иных специализированных субъектов многоуровневой системы профилактики правонарушений,
Предмет исследования – механизмы административного регулирования многоуровневой системы профилактики правонарушений
Цель исследования – моделирование многоуровневой системы профилактики правонарушений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………………….
1.1. Понятие и цели многоуровневой системы профилактики правонарушений……………….......................................................................
1.2. Структура многоуровневой системы профилактики правонарушений…………………………………...........................................
1.3. Роль органов внутренних дел в многоуровневой системе профилактики правонарушений.....................................................................
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………….........
2.1. Проблемы правового регулирования многоуровневой системы профилактики правонарушений.....................................................................
2.2. Особенности реализации многоуровневой системы профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних…….
2.3. Участие общественности в реализации многоуровневой системы профилактики правонарушений…………………………………..
ГЛАВА 3. Механизмы реализации системы профилактики правонарушений в ОВД (УВД) Омской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
§ 3. Роль органов внутренних дел в многоуровневой
системе профилактики
правонарушений
Органы внутренних дел являются центральным звеном многоуровневой системы профилактики правонарушений, выражается это прежде всего в наличии у него координационных полномочий.
Учитывая криминологическую сущность предупреждения преступности, главным направлением достижения требуемого результата в деятельности органов внутренних дел является устранение и нейтрализация криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений. Хорошо известно, что предупредить правонарушение как с социальной, так и с правоохранительной и, что интереснее всего, с экономической точек зрения гораздо предпочтительнее, нежели иметь дело с его последствиями. Вряд ли найдется специалист, который стал бы отрицать сей факт. Тем не менее долгие годы мысль о предупреждении как главном направлении борьбы с преступностью, к сожалению, была лишь лозунгом. Взялся ли кто-нибудь подсчитать, во что правоохранительным органам обходится совершение одного, самого заурядного преступления, например, кражи или угона автомашины? А потерпевшему? Его родственникам? Государству, наконец? Такой подсчет необходим, для того чтобы определить, как соотносятся затраты на предупреждение преступлений и на работу, связанную с их последствиями, что для правоохранительной системы является более выгодным. Дело в данном случае не только и не столько в финансах, сколько в людях, работающих и живущих рядом с нами.
Работники органов внутренних дел должны осознавать, что они призваны с общечеловеческих и государственных позиций прежде всего защищать людей, их законные интересы, имущество от преступных посягательств, а уже потом гордиться количеством пойманных и привлеченных к ответственности правонарушителей. Как бы часто ни приводились цифры, свидетельствующие о раскрытии преступлений (даже доведенные до 100%, как это у нас бывало в не столь далекие годы), людей это не успокоит. Специалисты, наделенные правоохранительной властью, должны сделать все возможное, чтобы люди, живущие в районе, городе, республике, стране, почувствовали, что они находятся под надежной защитой от преступников. Безусловно, у каждого из них своя работа, каждый — профессионал своего дела, будь то оперативник, следователь, эксперт и т.д. Однако каждый из них должен знать, что для населения он прежде всего — представитель власти, призванный обеспечить личную безопасность граждан, жизнь, здоровье и имущество которых объективно находятся в опасности.
Это — первая и основная заповедь полицейского в демократическом государстве, залог снижения страха людей перед преступниками, а следовательно, снижения социальной напряженности, улучшения криминологической обстановки, роста авторитета органов внутренних дел.
(Закон о полиции)
Не секрет, что сегодня высока вероятность любого человека стать жертвой какого-либо преступления. Однако с виктимологической точки зрения есть группы населения, в большей или меньшей степени подверженные криминальной опасности. Это, разумеется, не означает, что одних надо защищать, а другие могут обойтись без такой защиты. Важно распределить силы, средства и внимание работников органов внутренних дел исходя из виктимологических характеристик социальных групп, проживающих на обслуживаемой территории. Достаточно сказать, что с позиции общей социальной незащищенности, а следовательно, повышенной опасности стать жертвами преступлений, наиболее уязвимы пенсионеры и несовершеннолетние. Кроме того, весьма интенсивно растет криминальное внимание к представителям развивающегося класса предпринимателей. Поэтому, прежде чем выяснять, кто и где на обслуживаемой территории проживает из числа так называемого криминогенного элемента, следует изучить, какие категории людей и в какой степени нуждаются в защите от него.
Помимо виктимологического изучения населения для организации целенаправленного предупреждения правонарушений в качестве мероприятий, обеспечивающих личную безопасность граждан, жизни, здоровью или имуществу которых может быть нанесен ущерб, органы внутренних дел:
— выявляют владельцев огнестрельного оружия, включая лиц, владеющих им незаконно, уклоняющихся от соответствующей регистрации; принимают меры по изъятию такого оружия и привлечению виновных к ответственности; проводят разъяснительную работу о необходимости добровольной сдачи незаконно хранящегося оружия;
— участвуют в разработке проектов нормативно-правовых актов;
— изучают условия, способствующие незаконному изготовлению, а также хищению на предприятиях, в мастерских холодного и огнестрельного оружия, принимают меры к устранению этих условий;
— выявляют лиц, страдающих психическими заболеваниями, склонных к агрессии и совершению насильственных действий; вносят в медицинские учреждения предложения по госпитализации таких лиц, организации за ними необходимого контроля;
— совместно с органами здравоохранения изучают условия способствующие распространению венерических заболеваний и половых преступлений, принимают меры к устранению таких условий;
— выявляют конфликтные ситуации, возникающие на бытовой почве, принимают меры к их нейтрализации;
— немедленно принимают меры к обеспечению безопасности лиц, на жизнь и здоровье которых готовится покушение, предупреждают и пресекают подготовку покушений; задерживают граждан, имеющих подобные намерения, решают вопрос об их ответственности;
— ведут разъяснительную работу среди населения о целесообразности оборудования квартир и других жилых помещений и мест хранения материальных ценностей средствами охранной и пожарной сигнализации; проводят аналогичную работу среди владельцев автомототранспортных средств; оказывают помощь в организации стоянок автомототранспорта;
— проверяют состояние сохранности вещей и ценностей, сдаваемых гражданами на хранение, в гардеробы и раздевалки предприятий, организаций, учреждений, в местах массового отдыха, требуют от их администрации устранить обнаруженные недостатки и др.
Разумеется, это далеко не полный перечень. Все другие предупредительные меры, осуществляемые органами внутренних дел, в той или иной степени служат обеспечению безопасности граждан и сохранности их имущества. Выполнению этой первостепенной задачи предшествует глубокий анализ криминологической обстановки, исходя из которой органы внутренних дел создают условия, объективно препятствующие совершению преступлений и административных правонарушений на определенной территории (объекте).
В целях создания таких условий проводится следующая работа:
— анализируются данные о совершенных преступлениях и иных правонарушениях, которые группируются по видам, месту, способу и времени совершения, похищенным предметам и объектам противоправного посягательства, а также по лицам, их совершившим (место работы, образование, возраст, судимость и т.п.);
— систематически обследуются расположенные на обслуживаемой территории объекты, места массового отдыха, где наиболее часто совершаются преступления и иные правонарушения, а также проводятся специальные рейды, проверки;
— изучаются соответствующие материалы печати, сообщения должностных лиц, представителей общественности, письма и заявления граждан;
— анализируются материалы, отражающие результаты работы общественных организаций, участвующих в охране общественного порядка;
— осуществляются оперативно-розыскные мероприятия путем личного сыска и с использованием возможностей негласных сотрудников.
В территориальных подразделениях органов внутренних дел изучение криминальной ситуации нередко ограничивается статистическим анализом основных показателей преступности. В то же время надежный способ получения более интересной с профилактических позиций информации о состоянии криминологической обстановки — изучение общественного мнения. Достаточно подготовить скромную анкету с краткими вопросами о страхе населения перед преступлениями и какими именно, объектах и территориях, где чувство страха усиливается, о мероприятиях органов внутренних дел, наиболее предпочтительных для людей в плане их защищенности. Аналогичные вопросы следует включить в анкету для сотрудников ОВД. Опросы можно проводить силами участковых инспекторов с привлечением молодежи: студентов, учащихся и др. Организация подобного исследования по инициативе органа внутренних дел сама по себе дает профилактический эффект, не говоря уже о ценности полученной информации.
Подготовка и создание условий, препятствующих совершению преступлений, должны в обязательном порядке учитывать специфику объекта преступного посягательства, будь то конкретный человек, его жизнь, здоровье, имущество, законные интересы; интересы государственной или общественной организации; экономические интересы предприятия и т.д. Успех работы во многом зависит от качества и полноты соответствующей информации. Предупреждению преступлений способствует прежде всего умелая реализация оперативно-розыскной информации о лицах, подготавливающих преступление, с целью принятия необходимых мер для склонения их к отказу от доведения преступления до конца.
По свидетельству практиков, первой части этой профилактической меры (реализации информации) сотрудники органов внутренних дел уделяют внимание, нередко забывая о цели — склонить профилактируемого к отказу от совершения преступления. Задача не только в том, чтобы просто убедить человека не преступать закон, хотя иногда бывает достаточно и убеждения. Необходимо создать ситуацию, затрудняющую либо полностью исключающую доведение преступления до конца. В профилактической работе в зависимости от специфики объекта профилактики следует применять оба метода, оптимально сочетая интенсивность реализации того и другого.
Общей цели предупреждения преступности служат реализуемые в практике органов внутренних дел меры, направленные на розыск и задержание лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания. Это гарантия реализации одного из основных принципов юридической ответственности — неотвратимости наказания и в то же время самостоятельное направление деятельности оперативных аппаратов криминальной милиции. Оно связано с проведением комплекса специальных оперативно-розыскных и следственных мероприятий. Кроме того, необходима активизация использования в розыске преступников средств массовой информации. Сегодня без широкого освещения названной информации, а также предложения гарантий и стимулов для людей, готовых помочь милиции в розыске преступников, правоохранительный успех вряд ли возможен.
Своевременное принятие к правонарушителям мер уголовно- и административно-правового воздействия как реакция правоохранительной системы на ставшие им известными факты совершения преступлений и правонарушений возможно лишь на основе соответствующего накопления и систематизации информации о лицах, совершивших преступления или административные правонарушения. Такие факты становятся известными правоохранительным органам в результате визуального контроля за состоянием правопорядка, а также получения информации из различных сторонних источников. Иногда единственное сообщение, дошедшее до органа внутренних дел, содержит в себе необходимый объем информации для соответствующей правовой оценки и принятия предусмотренных законом мер. В других случаях ее оказывается недостаточно. Для этого существует система накопления, систематизации и использования информации о лицах, как подготавливающих, так и уже совершивших правонарушения, с целью привлечения их к уголовной либо административной ответственности.
Когда речь идет о подготавливаемых правонарушениях, накопление информации осуществляется в рамках дел оперативного и профилактического учетов. Основу их составляет оперативно-розыскная информация, целенаправленно собираемая работниками ОВД. Если же информация о преступлении оказывается достаточной для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, она накапливается в рамках конкретного уголовного дела, результаты расследования которого реализуются судом. Что касается административных правонарушений, информация о них реализуется в соответствующих материалах, в итоге рассмотрения которых органами внутренних дел или судом применяются меры принуждения.