Тем
не мене, несмотря на все оказываемое
в последнее время внимание, со
стороны руководства государства,
на сегодняшний день осталось много
нерешенных проблем. В частности, до настоящего
времени не создана правовая база многоуровневой
системы профилактики правонарушений:
не принят закон «О профилактике правонарушений»,
отсутствует законодательное закрепление
понятия «профилактика правонарушений»,
не определены субъекты профилактической
работы, их полномочия. В стадии проекта
находится закон «Об участии граждан в
охране общественного порядка». Из всех
направлений профилактики правонарушений
на федеральном уровне урегулированы
только вопросы профилактики правонарушений
несовершеннолетних: есть соответствующий
федеральный закон, создана Правительственная
комиссия, определен механизм создания
комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав на уровне субъектов РФ
и муниципальных образований.
Многоуровневая
система профилактики правонарушений
– это единая, сбалансированная,
научно-обоснованная система государственных
органов, органов местного самоуправления,
общественных объединений, средств массовой
информации, а также представителей общественности,
деятельность которой направлена предупреждение
и пресечение правонарушений, а также
устранений причин и условий, способствующих
их совершению.
1.2. Структура многоуровневой
системы профилактики
правонарушений
Деятельность
по профилактике правонарушений осуществляется
органами законодательной и исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
при взаимодействии с территориальными
органами федеральных органов исполнительной
власти; правоохранительными и контролирующими
органами; органами и учреждениями здравоохранения,
образования, социальной защиты населения;
органами и учреждениями органов по делам
молодежи; органами по вопросам занятости
населения; органами местного самоуправления;
организациями, предприятиями и учреждениями
различных форм собственности; региональными
отделениями политических партий и общественных
движений; общественными организациями;
религиозными конфессиями; иными некоммерческими
организациями; средствами массовой информации;
гражданами.
Органы
государственной власти субъектов
Федерации и органы местного самоуправления
могут создавать в установленном порядке
государственные и муниципальные учреждения,
осуществляющие отдельные функции по
профилактике правонарушений.
Полномочия
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по профилактике
правонарушений:
- Осуществлять
государственную политику на территории
конкретного субъекта по профилактике
правонарушений;
- Принимать
на основании Конституции Российской
Федерации, федеральных законов и нормативных
актов Президента Российской Федерации,
нормативных актов субъектов Российской
Федерации, нормативные правовые акты
в области профилактики правонарушений
и обеспечивает их выполнение;
- Утверждать
положение о межведомственной комиссии
по профилактике правонарушений в субъекте
Российской Федерации и ее состав;
- Создавать
коллегиальные совещательные органы по
отдельным направлениям профилактики
правонарушений, утверждать положения
о них и их состав;
- Обеспечивать
взаимодействие исполнительных органов
государственной власти с органами местного
самоуправления, правоохранительными
органами, прокуратурой, органами военного
управления и иными органами и организациями
по вопросам профилактики правонарушений
на территории субъекта Российской Федерации;
- Координировать
работу по вопросам предотвращения на
территории субъекта Российской Федерации
террористических актов, чрезвычайных
ситуаций и массовых беспорядков;
- Разрабатывать
проекты целевых программ субъекта Российской
Федерации по профилактике правонарушений;
- Осуществлять
планирование и организацию мероприятий
по вовлечению организаций и граждан в
процесс профилактики правонарушений;
- Осуществлять
финансирование мероприятий по профилактике
правонарушений;
- Осуществлять
контроль за деятельностью по профилактике
правонарушений на территории субъекта
Российской Федерации;
- Устанавливать
порядок предоставления бесплатного социального
обслуживания и порядок оказания платных
социальных услуг в государственной системе
социальных служб, осуществляющих отдельные
функции по профилактике правонарушений;
- Осуществляет
в соответствии с действующим законодательством
сбор, хранение, обработку информации
по профилактике правонарушений и на основе
анализа указанной информации определяет
меры по повышению эффективности деятельности
по профилактике правонарушений;
- Осуществлять
информирование населения о мерах, принимаемых
в области профилактики правонарушений;
- Осуществляет
иные полномочия органов государственной
власти по профилактике правонарушений
в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъекта
Российской Федерации.
Участие
государственных и муниципальных
учреждений в деятельности по профилактике
правонарушений.
Государственные
и муниципальные учреждения осуществляют
отдельные функции в профилактике
правонарушений в соответствии с федеральными
законами и своими учредительными документами,
в том числе:
1.
Учреждения социального обслуживания
в установленном порядке:
- предоставляют
социальные услуги лицам, находящимся
в социально опасном положении или иной
трудной жизненной ситуации, на основании
обращений указанных лиц либо по инициативе
должностных лиц органов и учреждений
системы профилактики правонарушений;
- выявляют
лиц, находящихся в социально опасном
положении, а также семьи, члены которых
нуждаются в получении социальных услуг,
осуществляют социальную реабилитацию
этих лиц, оказывают им необходимую помощь
в соответствии с индивидуальными программами
социальной реабилитации;
- принимают
участие в пределах своей компетенции
в индивидуальной профилактической работе
с лицами, нуждающимися в социальной помощи,
в том числе путем организации их досуга,
развития творческих способностей в клубах
по интересам, созданных в учреждениях
социального обслуживания, а также оказывают
содействие в организации оздоровления
и отдыха лиц, нуждающихся в социальной
помощи;
- предоставляют
временный приют лицам без определенного
места жительства;
- предоставляют
социально-бытовое, социально-медицинское
и иное обслуживание лицам без определенного
места жительства;
- осуществляют
нестационарное социальное обслуживание
граждан пожилого возраста и инвалидов,
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных
детей, детей, оставшихся без попечения
родителей (за исключением детей, обучающихся
в федеральных образовательных учреждениях),
в том числе полустационарное социальное
обслуживание указанных категорий населения,
за исключением лиц, находящихся в государственных
полустационарных учреждениях социального
обслуживания;
- осуществляют
стационарное обслуживание детей с ограниченными
возможностями, безнадзорных детей, беспризорных
детей, несовершеннолетних, освободившихся
из специальных учебно-воспитательных
учреждений закрытого типа, детей, подвергшихся
насилию в семьях, беременных женщин, женщин
с грудными детьми, оказавшихся в социально
опасном положении;
- предоставляют
социальные услуги несовершеннолетним,
находящимся в социально опасном положении
или иной трудной жизненной ситуации,
в соответствии с законодательством в
сфере профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
2.
Учреждения культуры, досуга, спорта и
туризма в установленном порядке:
- привлекают
лиц, находящихся в социально опасном
положении, к занятиям в художественных,
технических, спортивных и других клубах,
кружках, секциях, способствуют их приобщению
к ценностям отечественной и мировой культуры;
- оказывают
содействие специализированным учреждениям
для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации;
3.
Учреждения органов по делам молодежи
в установленном порядке:
- оказывают
содействие детским и молодежным общественным
объединениям, социальным учреждениям,
фондам и иным учреждениям и организациям,
деятельность которых связана с осуществлением
мер по профилактике правонарушений;
- принимают
участие в пределах своей компетенции
в индивидуальной профилактической работе
с несовершеннолетними, находящимися
в социально опасном положении, в том числе
путем организации их досуга и занятости,
осуществления информационно-просветительских
и иных мероприятий, а также мероприятий
для родителей или законных представителей
указанной категории несовершеннолетних;
- разрабатывают
и реализуют программы воспитательного
сопровождения, социальной реабилитации
несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении, и защиты их социально-правовых
интересов;
- предоставляют
социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним;
- 4. Учреждения
здравоохранения в установленном порядке:
- распространяют
санитарно-гигиенические знания среди
населения субъекта Российской Федерации,
ведут пропаганду здорового образа жизни,
формируют установки на здоровый образ
жизни, отказ от факторов, пагубно влияющих
на здоровье: употребления спиртных напитков,
наркотиков, токсических веществ, других
психоактивных веществ и табака;
- оказывают
наркологическую, психологическую и психиатрическую
помощь, лечебно-профилактическую и реабилитационную
помощь лицам с психическими и поведенческими
нарушениями;
- оказывают
консультативную помощь работникам органов
и учреждений системы профилактики правонарушений;
- оказывают
специализированную диагностическую
и лечебно-восстановительную помощь лицам,
имеющим поведенческие нарушения;
- осуществляют
медицинское обследование лиц в целях
выявления фактов употребления наркотических
средств, психотропных веществ, алкоголя,
других психоактивных веществ и интоксикации
(опьянения) ими;
- осуществляют
диагностику, диспансерное наблюдение,
стационарное и амбулаторное лечение,
медико-психологическую реабилитацию
больных, страдающих наркологическими
и психическими заболеваниями, и лиц с
аддиктивными формами поведения;
- осуществляют
анализ заболеваемости населения на основе
государственных статистических форм
наблюдения (учета);
- проблемным
вопросом остается организация лечения
лиц, заболевших туберкулезом и иными
инфекционными заболеваниями в исправительных
учреждениях Федеральной службы исполнения
наказания (ФСИН) России.
- Образовательные
учреждения в установленном порядке:
- осуществляют
образовательный процесс, реализуют образовательные
программы, направленные на воспитание
и развитие обучающихся, овладение ими
чтением, письмом, счетом, основными навыками
учебной деятельности, элементами теоретического
мышления, простейшими навыками самоконтроля,
культурой поведения и речи, основами
личной гигиены и здорового образа жизни;
становление и формирование личности
обучающегося для развития его склонностей,
интересов и способности к социальному
самоопределению; развитие интереса к
познанию и творческих способностей обучающегося;
формирование навыков самостоятельной
учебной деятельности на основе дифференциации
обучения;
- обеспечивают
психологическую, медицинскую и социальную
реабилитацию детей и подростков с девиантным
поведением, включая коррекцию их поведения
и адаптацию в обществе, а также создают
условия для получения ими начального
общего, основного общего и начального
профессионального образования;
- создают необходимые
условия для удовлетворения потребности
личности в получении начального профессионального
образования и конкретной профессии (специальности)
с возможностью повышения общеобразовательного
уровня обучающихся, не имеющих среднего
(полного) общего образования, а также
ускоренного приобретения трудовых навыков
для выполнения определенной работы или
группы работ;
- оказывают
помощь семьям в воспитании детей, формировании
у них навыков самостоятельной жизни,
всестороннем раскрытии творческих способностей
детей;
- создают для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, благоприятные условия, приближенные
к домашним, способствующие умственному,
эмоциональному и физическому развитию
личности, обеспечивают социальную защиту,
медико-психолого-педагогическую реабилитацию
и социальную адаптацию воспитанников,
освоение образовательных программ, их
обучение и воспитание в интересах личности,
общества и государства, обеспечивают
охрану и укрепление здоровья воспитанников,
охрану прав и интересов воспитанников;
- способствуют
повышению образования несовершеннолетних
и ранее судимых лиц.
6. Участие
организаций, предприятий и учреждений
в деятельности по профилактике правонарушений.
Организации,
предприятия и учреждения различных
форм собственности, региональные отделения
политических партий и общественных движений,
общественные организации, религиозные
конфессии, иные некоммерческие организации,
средства массовой информации принимают
участие в деятельности по профилактике
правонарушений в соответствии с законодательством
Российской Федерации, законодательством
субъекта Российской Федерации на территории
которого они находятся и своими учредительными
документами.
Исполнительными
органами государственной власти субъекта
Российской Федерации им оказывается
государственная поддержка в формах, предусмотренных
действующим законодательством.
7.
Освещение деятельности по профилактике
правонарушений в средствах массовой
информации.
В
средствах массовой информации, учредителями
которых являются органы государственной
власти, в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
а также уставом и (или) договором, заключаемым
учредителем с редакцией средства массовой
информации, распространяются сообщения
и материалы о профилактике правонарушений,
направленные в том числе на:
- пропаганду
деятельности по профилактике правонарушений;
- пропаганду
участия граждан и организаций, предприятий
и учреждений различных форм собственности
в деятельности по профилактике правонарушений;
- обеспечение
распространения информации, направленной
на профилактику правонарушений, профилактику
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
воспитание граждан в духе соблюдения
законности и правопорядка, повышение
уровня доверия граждан к правоохранительным
органам и исполнительным органам государственной
власти;
- информирование
о деятельности органов и учреждений системы
профилактики правонарушений.
Таким
образом необходимо отметить, что
существенным препятствием для субъектов
профилактики правонарушений является
отсутствие какого-либо нормативного
закрепления их согласованной деятельности,
так как принятия каких либо мер по профилактики
правонарушений сопровождается бюрократическими
издержками.