Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:43, диссертация
Анализируя в целом содержание общей юридической и специальной ведомственной литературы по указанной проблеме, важно отметить, что не рассмотренным остается значительное число основополагающих вопросов организационно-правового обеспечения профилактической деятельности ОВД в рамках многоуровневой системе профилактики правонарушений.
Таким образом, исследование проблем правового и организационного обеспечения деятельности ОВД, их взаимодействия с другими субъектами системы профилактики правонарушений, эффективности данной деятельности имеет как теоретическое, так и практическое значение, что определило выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования являются регулируемые административно-правовыми средствами общественные отношения, связанные с профилактической деятельностью ОВД и иных специализированных субъектов многоуровневой системы профилактики правонарушений,
Предмет исследования – механизмы административного регулирования многоуровневой системы профилактики правонарушений
Цель исследования – моделирование многоуровневой системы профилактики правонарушений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………………….
1.1. Понятие и цели многоуровневой системы профилактики правонарушений……………….......................................................................
1.2. Структура многоуровневой системы профилактики правонарушений…………………………………...........................................
1.3. Роль органов внутренних дел в многоуровневой системе профилактики правонарушений.....................................................................
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………….........
2.1. Проблемы правового регулирования многоуровневой системы профилактики правонарушений.....................................................................
2.2. Особенности реализации многоуровневой системы профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних…….
2.3. Участие общественности в реализации многоуровневой системы профилактики правонарушений…………………………………..
ГЛАВА 3. Механизмы реализации системы профилактики правонарушений в ОВД (УВД) Омской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
-в процессе преподавания курсов «Административное право», «Гражданский процесс», «Уголовный процесс», «Арбитражный процесс» в вузах юридического профиля.
Апробация результатов исследования. Апробация работы и изучения материалов исследования осуществлялись в процессе всего периода обучения; на международном форуме «Демократизация работы с молодежью в России и за рубежом» в мае 2010года. С работой на тему« Ювенальная юстиция как основа системной помощи несовершеннолетнему в трудной жизненной ситуации »; в 2х публикациях.
Структура диссертации. Диссертация
состоит из введения, трех глав, параграфов,
заключения, списка использованной литературы,
нормативно-правовых актов и приложения.
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
1.
1. Понятие и цели многоуровневой
системы профилактики
правонарушений
Наиболее значимым для общества является профилактическое направление в деятельности государства в сфере снижения влияния преступности на социальную жизнь вообще и каждого индивида в частности. Действительно, целесообразней и проще предупреждать совершение преступлений, чем задействовать колоссальные экономические и человеческие ресурсы в деятельности по восстановлению социальной справедливости, исправлению оступившихся членов общества и т.д.
Практика показывает, что единая, сбалансированная, научно-обоснованная система профилактики преступности и иных правонарушений на современном этапе в нашей стране не создана. Ее формирование требует поэтапного решения множества разноплановых проблем: создание структурной иерархии, необходимой для установления функциональных связей среди субъектов системы; организация эффективной координации и взаимодействия субъектов профилактики; построение единой для субъектов информационно-справочной базы данных по объектам профилактического воздействия; выработка принципиально новых форм и методов профилактической работы; кадровое, финансовое обеспечение; криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности.
Сложилось ненормальное положение, при котором основную тяжесть воспитательной и профилактической работы, ответственность за нее несут ОВД, по природе своей наделенные функциями и методами, в основном, карательного характера, рассчитанными, прежде всего, на взрослое население страны, ведущее противоправный образ жизни. Переход же профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету ранне - профилактических мер еще только начинается.
Министр внутренних дел РФ Р. Нургалиев сообщил о том, что в МВД России разработана новая стратегия профилактики преступности, в основе которой - опережающий удар по криминалу, создание системы упреждающих радикальных мер. «Считаю, - отметил он, что отправной точкой должна стать забота государства о воспитании и защите человека с момента его рождения. Надо формировать детскую психологию, вкладывать основы правосознания на начальном жизненном этапе маленького человечка - в детских садах и школьных учреждениях»4.
В правосознании личности, как и в общественном правосознании, выделяются два уровня: психология и идеология. Первый, или как еще иногда говорят, нижний уровень включает психологическую часть сознания. Она связана с чувственными, эмоциональными свойствами человека. Другой, идеологический, уровень сознания - это представления, взгляды и понятия о праве и правовых явлениях. Данный уровень правосознания отличается осознанностью, осмысленностью, основан не на чувственном восприятии событий, а на научном познании права, форм его проявления. Он играет решающую роль в мотивации поступков человека. Об эффективности, содержательности правовоспитательных мероприятий можно говорить лишь в том случае, если они воздействуют на обе названные стороны правосознания.
В значительной мере правовое воспитание непосредственно ориентируется на борьбу с правонарушениями, предупреждение преступлений и административных правонарушений. Такое социальное назначение правового воспитания нельзя недооценивать, его ориентация на устранение дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц вполне обоснована. Правовоспитательные мероприятия в таких случаях воздействуют на те многочисленные стороны правового сознания, которые отражают правовые явления, непосредственно не связанные с применением карательных, принудительных мер.
Хотя правовое воспитание и профилактика правонарушений осуществляются в комплексе, они не идентичны. Общим для этих видов деятельности является то, что каждая из них представляет собой составную часть деятельности по обеспечению законности, они направлены на искоренение правонарушений, способствуют их сокращению. Общими для этих видов деятельности являются также и цели - укрепление правопорядка, неуклонное и добровольное соблюдение всеми гражданами предписаний правовых норм. Сближает эти виды деятельности и то, что одним из основных методов их осуществления является убеждение.
Содержанием социальной профилактики правонарушений является выявление и устранение причин и условий совершения правонарушений, то есть предотвращение их возникновения. Содержанием правоохранительной деятельности является выявление и устранение самих правонарушений и применение предусмотренных законом мер воздействия к лицам, их совершившим, то есть борьба с правонарушениями.
В этом едином комплексе правовое воспитание и профилактика правонарушений во всех их формах занимают относительно самостоятельное место. В связи с этим для правильной их организации необходимы: учет и анализ состояния дисциплины и правопорядка в коллективе; планирование правового воспитания и профилактика правонарушений, охватывающие определение направления, методов и форм этой деятельности; организация исполнения намеченных планов при правильном взаимодействии администрации, общественности и коллектива.
Государство располагает многими средствами реализации своей политики предупреждения преступности: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика и уголовно-правовое предупреждение. Важнейшим вопросом в политике является выбор приоритетных из перечисленных выше средств. Поскольку преступность - явление социальное, то и основную роль в ее предупреждении должна играть социальная профилактика.
В
практике профилактики правонарушений
различаются методы общего, локального
и индивидуального
Общее предупреждение правонарушений используется в тех случаях, когда профилактическое мероприятие проводится в отношении более или менее широкого, неопределенного по составу круга лиц.
Метод локального предупреждения правонарушений используется при проведении профилактического мероприятия в отношении заранее определенной группы лиц.
Метод
индивидуального предупреждения применяется
при необходимости
Суть общей профилактики состоит в том, что она осуществляется в процессе решения крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством, включена в реализацию этих задач. Субъекты общего предупреждения преступности, - это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.
Общее
предупреждение преступности (профилактическая
деятельность) включает в себя сложную,
имеющую несколько уровней
Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, по качественному уровню соответствующих требованиям праоввого государства, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.
Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.
Гуманизм
и справедливость профилактики преступности
означает, что профилактика начинается
с наиболее щадящих мер воздействия,
и лишь при их недостаточности
применяются более строгие
Научность
означает базирование и сопровождение
всех уровней и направлений
Общее
предупреждение напрямую не связано
с преступностью. Оно основывается
на том, что позитивное развитие общества,
совершенствование его
Профилактика правонарушений - система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Деятельность по профилактике правонарушений - деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений по применению системы социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основными задачами деятельности по профилактике правонарушений являются:
29 июня 2007 г. в г. Ростове на выездном заседании Государственного Совета Российской Федерации впервые в истории России в прямой постановке был рассмотрен вопрос о создании государственной системы профилактики преступлений и других правонарушений5. Выработан ряд определяющих направлений по созданию в стране такой системы.
Среди
них - создание законодательной базы,
обеспечивающей устойчивое функционирование
государственной системы
Основные цели и задачи создания многоуровневой системы профилактики правонарушений были обозначены В.В. Путиным: