Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:56, дипломная работа
за недооценки кредитного риска многие российские банки теряют значительную часть доходов, что отражается, прежде всего, на показателях их финансовой устойчивости и высоких процентах по потребительским кредитам.
Для эффективного управления кредитными рисками знать, за счет чего банки формируют кредитные и резервные фонды, а так же какие факторы оказывают на них наибольшее влияние. Риск- менеджеры банка должны иметь актуальную информацию о размерах и структуре собственных ресурсов банка, и постоянно следить за ситуацией на рынке розничных кредитов.....
Введение
Глава 1. Некоторые теоретические аспекты кредитования
1.1. Сущность и функции кредита, принципы кредитования
1.2. Виды кредитов, предлагаемых коммерческими банками физическим лицам
1.3. Этапы процесса управления кредитными рисками в коммерческом банке
1.4. Основные методы риск-менеджмента в банке
Глава 2. Особенность проведения оценки кредитоспособности физического лица на примере коммерческого банка ОАО «Альфа-банк»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Альфа-банк»
2.2. Механизм предоставления кредитов физическим лицам в ОАО «Альфа-банк»
2.3. Оценка кредитоспособности заемщика как инструмент снижения кредитного риска
2.4. Применение риск-менеджмента при кредитовании физических лиц в ОАО «Альфа-банк»
Глава 3. Пути совершенствования кредитования физических лиц в России
3.1. Современное состояние кредитования физических лиц в России
3.2. Проблемы кредитования физических лиц и пути их решения на современном этапе
3.3. Пути повышения эффективности деятельности банка на основе минимизации основных кредитных рисков
Заключение
Список использованных источников
Приложение
При экспертных оценках кредитоспособности клиента банк полагаются на общеэкономический подход, т.е. банк анализирует информацию с точки зрения банковских требований. Такой анализ предполагает взвешенную оценку как личных качеств, так и финансового состояния заемщика.
2. Балльная система оценки кредитоспособности клиентов. (Скоринг)
Балльная система оценки в ОАО «Альфа-банк» создана на основе факторного анализа. Эта система использует накопленную базу данных «хороших», «надежных» и «неблагополучных» кредитов, что позволяет установить критериальный уровень оценки заемщика.
Использование балльных систем оценки кредитоспособности клиентов – более объективный и экономически обоснованный метод принятия решений, чем экспертные оценки.
Кредитоспособность физического лица в ОАО «Альфа-банк» оценивается по системе скоринга. Программа определения целесообразности и условий выдачи потребительского кредита содержит три раздела: информация по кредиту, сведения о клиенте, финансовое положение клиента.
В первый раздел вносятся данные о служащем банка, выдающем кредит, номер досье клиента, вид и сумма кредита, периодичность его погашения, процентная ставка без страховых платежей, дата предоставления кредита, день месяца, выбранный клиентом для ее погашения, приводится ответ на вопрос о необходимости страхования, абсолютный размер ежемесячного погашения кредита со страховым платежом и без него, общий размер процентов и страховых платежей, которые будут уплачены банку.
Во второй раздел программы вводятся данные о профессии клиента, его принадлежности к определенной социальной группе, работодателе, чистом годовом заработке, расходах за год, стаже работы.
Третий раздел – финансовое положение клиента – содержит сведения об остатках на текущих и сберегательных счетах, соотношении доходов и расходов.
Система балльной оценки обладает тем несомненным преимуществом, что она позволяет быстро и с минимальными затратами труда обработать большой объем кредитных заявок, сократив, таким образом, операционные расходы. Кроме того, она представляют собой и более эффективный способ оценки заявок, т.е. может проводиться кредитными инспекторами, не обладающими достаточным опытом работы. Это позволяет сокращать убытки от выдачи безнадежных кредитов.
В системах скоринга обычно применяют дискриминантные модели или аналогичный по сути метод логистической регрессии (логит). В них используются несколько переменных, дающих в сумме цифровой балл каждого потенциального заемщика. Если такой балл превышает критический уровень, то при отсутствии другой компрометирующей информации кредит будет предоставлен. Если же балл потенциального заемщика не достигает критического уровня и нет смягчающих обстоятельств, в кредите будет отказано. В число важнейших переменных, используемых в подобных системах, входят рейтинги кредитного бюро, сведения о семейном положении, числе иждивенцев, наличие дома в собственности, об уровне дохода, о наличии домашнего телефона, количестве и видах банковских счетов, роде занятий и продолжительности работы на последнем месте.
Основополагающая идея применения балльной оценки кредита заключается в том, что банк способен вычленить финансовые, экономические и мотивационные факторы, обусловливающие отличие «хороших» кредитов от «плохих» путем анализа отношений с более крупными группами клиентов, являвшихся в прошлом заемщиками. В соответствии с этой идеей ряд определенных таким образом благоприятных факторов могут (с некоторой долей риска) быть приняты как свидетельство перспектив заключения хорошей кредитной сделки и в будущем. Очевидно, данное предположение – в случае кардинального изменения экономических условий или иных обстоятельств – может оказаться ошибочным. И это является одной из причин частого пересмотра испытанных систем балльной оценки, осуществляемого по мере выявления более точных показателей.
Применение скоринговой системы в ОАО «Альфа-банк». Кредитный скоринг в ОАО «Альфа-банк» базируется на данных заявки на потребительский кредит и предусматривает присвоение соответствующим пунктам некоторого балла (от 1 до 10). Осуществив ввод в компьютер необходимой информации, служащий ОАО «Альфа-банк» по сумме набранных баллов получает заключение, можно ли выдавать кредит.
Балльная система оценки кредитоспособности индивидуального заемщика учитывает наиболее значимые факторы, обусловливающие возможности заемщика полностью и в срок выполнить свои обязательства.
Данная система базируется на двухуровневой системе оценки.
На первом этапе сотрудник банка предлагает заемщику заполнить тест-анкету. Тест-анкета используется для предварительной оценки возможности предоставления заемщику кредита. При заполнении тест-анкеты от клиента не требуется паспортных данных, необходимы только общие сведения о заемщике, месте работы, имуществе, доходах и расходах.
Примеры формы такой тест-анкеты клиента приведены в Приложении 1 (в тест-анкете в скобках указаны баллы).
По результатам заполнения заемщиком тест-анкеты подсчитывается количество набранных заемщиком баллов и подписывается протокол оценки возможности получения им кредита. Если набранная сумма баллов составила менее 30, то в протоколе указывается, что заемщик не обладает достаточными возможностями для получения кредита на приобретение жилья. Протокол вместе с заполненной тест-анкетой передается заемщику.
Следующим шагом для осуществления комплексного анализа кредита физическому лицу является оценка качества кредитов, предоставляемых физическим лицам.
Кредиты физическим лицам оцениваются по следующим критериям:
- характер клиента;
- финансовые возможности клиента;
- достаточность незаложенного имущества клиента;
- обеспечение кредита;
- условия кредитования.
В каждый критерий входят показатели, формирующие оценку по критерию. Каждый показатель оценивается в баллах, оценка по критерию равна сумме оценок показателей, входящих в него. Оценка качества кредита равна сумме оценок всех критериев.
После этого начинается проверка платежеспособности клиента.
В ОАО «Альфа-банк» платежеспособность заемщика определяется следующим образом:
Р = Дч х К х Т, (1)
где Дч – среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев за вычетом всех обязательных платежей (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др.);
К – коэффициент, зависящий от величины Дч, а именно К = 0,3 при Дч в эквиваленте до 500 долл. США, К= 0,4 при Дч в эквиваленте от 501 до 1 ООО долл. США, К = 0,5 при Дч в эквиваленте свыше 2 000 долл. США;
Т – срок кредитования (в мес.)
Величина Дч может быть скорректирована в сторону уменьшения (с соответствующими пояснениями в заключении кредитного инспектора).
При предоставлении кредита в рублях платежеспособность рассчитывается в рублях. При предоставлении кредита в иностранной валюте платежеспособность рассчитывается в долларах США.
Максимальный размер предоставляемого кредита (S) рассчитывается в два этапа.
1. Определяется максимальный размер кредита на основе платежеспособности клиента
S = (1+i*n/m), (2)
где i – годовая процентная ставка;
n - срок кредитования в годах;
m – срок кредитования в месяцах.
2. Полученная величина корректируется с учетом: предоставленного обеспечения возврата кредита, информации, предоставленной в заключениях других подразделений банка, остатка задолженности по ранее полученным кредитам.
Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при оценке кредитоспособности заемщика огромную роль играет профессионализм служащих ОАО «Альфа-банк». Кредитный инспектор как сотрудник, несущий непосредственную ответственность за работу с конкретным заемщиком, должен быть уверен в том, что клиент сознает моральную ответственность за полное и своевременное погашение кредита. Зачастую намерения заемщика раскрываются в ходе анализа цели кредитования, указанной в заявке. Кредитный инспектор должен удостовериться в том, что клиент точно указал, на что будут использоваться полученные средства, а также оценить, насколько указанная цель согласуется с кредитной политикой банка и существует ли у заемщика искреннее желание выплатить кредит. Опытные кредитные инспектора советуют более молодым коллегам не жалеть времени и лично посетить каждого заемщика, поскольку в беседах зачастую можно оценить характер и искренность заемщика, – это напрямую определяет степень вероятности погашения кредита. Часто опытные кредитные инспектора сами заполняют заявку вместо того, чтобы позволить заемщику сделать это самостоятельно. Задавая клиенту соответствующие вопросы по мере заполнения заявки, квалифицированный инспектор может лучше понять, насколько данная заявка отвечает предъявляемым со стороны банка требованиям к качеству кредитов. Устные ответы клиента могут содержать гораздо больше информации о характере и истинной цели кредитования, чем сведения, изложенные в письменном виде. Инспектора по потребительскому кредитованию обращают особое внимание на увеличение долга относительно ежемесячного и ежегодного дохода клиента. Большинство кредитных инспекторов неодобрительно относятся к появлению «пирамиды долга», когда физическое лицо берет кредит у одного кредитора для уплаты в пользу другого кредитора, а также к значительной или растущей задолженности по кредитным карточкам, частому возврату чеков, выписанных со счета клиента. На основе подобных фактов делается вывод о наличии или отсутствии у клиента навыков управления денежными средствами. Клиенты, у которых подобные навыки отсутствуют, могут взять на себя слишком много долговых обязательств и столкнуться с серьезными трудностями в своих отношениях с банком.
Итоги 2009 года показывают, что действующая в ОАО «Альфа-банк» полнофункциональная система мониторинга и управления рисками, основанная на требованиях Банка России, рекомендациях аудиторских компаний и Базельского комитета по банковскому надзору, а также на опыте ведущих зарубежных и российских финансовых институтов, обеспечивают стабильную работу банка в условиях существенных изменений на финансовых рынках.
В рамках принятой политики управления рисками Банк стремится к поддержанию достаточного уровня ликвидности, сбалансированности структуры активов и пассивов по срокам и видам валют, обеспечению необходимого уровня диверсификации по регионам, отраслям, клиентам и размерам инвестиций.
Оценка уровня основных видов рисков производится с использованием таких инструментов, как Value-at-Risk (VaR), стресс-тестирование и сценарный анализ, включая возможные изменения индикаторов финансового рынка, структуры активов и пассивов банка.
Действующая в ОАО «Альфа-банк» система управления рисками позволяет с запасом выполнять основные нормативы Банка России, в том числе:
максимальный размер на одного заемщика или группу связанных заемщиков – Н6 = 23,7% (max = 25%);
максимальный размер крупных кредитных рисков – Н7 = 198,8% (max = 800%).
Согласно «Политике Альфа-банка по управлению рисками» банк определил для себя кредитный риск как риск возникающий вследствие несвоевременного и/или неполного исполнения или неисполнения контрагентом своих обязательств перед банком.
В условиях ускорения темпов роста кредитного портфеля, его нарастающей доли в активах и высокой чувствительности финансового результата к качеству ссудного портфеля банк уделяет особое внимание контролю и управлению кредитным риском. Работа в этом направлении осуществляется в соответствии с «Политикой Альфа-банка по управлению кредитными рисками». Указанный документ определяет порядок идентификации, анализа и оценки кредитных рисков, мероприятия по их ограничению, снижению и предупреждению, процесс мониторинга принятых рисков, контроль соблюдения установленных процедур и решений, составление и анализ отчетности о принятых рисках. Деятельность банка направлена на расширение круга контрагентов и предоставляемых кредитных продуктов, на повышение конкурентных преимуществ банка за счет реализации системного подхода к управлению кредитными рисками, оптимизации отраслевой, региональной и продуктовой структуры кредитных портфелей ОАО «Альфа-банк».
При оценке кредитного риска контрагента учитываются факторы, отражающие его организационную структуру, кредитную историю и деловую репутацию, финансовое состояние, эффективность системы управления, позиции на рынке, перспективы развития, производственное оснащение, использование современных технологий, региональные, социально-экономические и другие факторы. Одним из основных инструментов ограничения кредитного риска является установление лимитов на основные группы контрагентов и операции банка.
Об эффективности действующей в банке системы управления кредитными рисками свидетельствует сохранение высокого качества ссудного портфеля. За 2009 год прибыль от ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям) составила 54 555 687 тыс. рублей, против 32 881 156 тыс. рублей в 2008 году.
Положительная динамика эффективного управления кредитными рисками в ОАО «Альфа-банк», что прослеживается на протяжении 2003 – 2008 годов, приведена в табл. 4.
Таблица 4.
Динамика ссудной задолженности и кредитного риска
| Остаток ссудной задолженности, млрд. руб. | Доля просроченной задолженности в остатке ссудной, % | Уровень кредитного риска, % | |
1 января 2003 г. | 28,1 |
| 2,3 | 6,2 |
1 января 2004 г. | 42,7 |
| 1,7 | 5,5 |
1 января 2005 г. | 59,6 |
| 1,8 | 5,1 |
1 января 2006 г. | 86,3 |
| 1,6 | 5,2 |
1 января 2007 г. | 140,4 |
| 1,4 | 3,7 |
Информация о работе Управление кредитными рисками в системе банковского менеджмента