Управление кредитными рисками в системе банковского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:56, дипломная работа

Описание работы

за недооценки кредитного риска многие российские банки теряют значительную часть доходов, что отражается, прежде всего, на показателях их финансовой устойчивости и высоких процентах по потребительским кредитам.
Для эффективного управления кредитными рисками знать, за счет чего банки формируют кредитные и резервные фонды, а так же какие факторы оказывают на них наибольшее влияние. Риск- менеджеры банка должны иметь актуальную информацию о размерах и структуре собственных ресурсов банка, и постоянно следить за ситуацией на рынке розничных кредитов.....

Содержание

Введение

Глава 1. Некоторые теоретические аспекты кредитования

1.1. Сущность и функции кредита, принципы кредитования

1.2. Виды кредитов, предлагаемых коммерческими банками физическим лицам

1.3. Этапы процесса управления кредитными рисками в коммерческом банке

1.4. Основные методы риск-менеджмента в банке

Глава 2. Особенность проведения оценки кредитоспособности физического лица на примере коммерческого банка ОАО «Альфа-банк»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Альфа-банк»

2.2. Механизм предоставления кредитов физическим лицам в ОАО «Альфа-банк»

2.3. Оценка кредитоспособности заемщика как инструмент снижения кредитного риска

2.4. Применение риск-менеджмента при кредитовании физических лиц в ОАО «Альфа-банк»

Глава 3. Пути совершенствования кредитования физических лиц в России

3.1. Современное состояние кредитования физических лиц в России

3.2. Проблемы кредитования физических лиц и пути их решения на современном этапе

3.3. Пути повышения эффективности деятельности банка на основе минимизации основных кредитных рисков

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

Предлагаемый метод прогноза потерь имеет 3 этапа:

На первом этапе сравниваются показатели о потерях (доля безнадежных ссуд в портфеле однородных ссуд) по поколениям кредитов в одном и том же периоде жизненного цикла (vintage-анализ). В частности, в диссертационном исследовании был проведен анализ поведения рисков по ссудам, предоставленным с августа 2006 г. по апрель 2007 г. Поколение кредитов представляет собой совокупность всех кредитов, оформленных в данном месяце, в данном регионе, в рамках определенной кредитной услуги (например, кредиты на приобретение автомобилей в торговых организациях-партнерах банка, предоставленные в московском регионе в августе 2006 г.). Анализ поведения последних поколений ссуд, выданных в марте и апреле 2007 года, позволяет сделать предположение о тенденции значительного увеличения убытков по ссудам: за первый месяц убытки банка составили более 1,1%, тогда как ранее максимальные потери за первый месяц были зафиксированы в размере 0,8% (поколение кредитов августа 2006 г.). Таким образом, можно констатировать возрастание кредитных рисков и необходимость увеличения размера резервов по последним поколениям ссуд (марта и апреля 2007 г.).

На втором этапе рассчитывается матрица относительных приращений потерь при переходе на следующий месяц (или темпов роста потерь за каждый месяц), которая затем преобразовывается в матрицу средневзвешенных относительных приращений. Средневзвешенные приращения отражают колебания потерь по каждому месяцу жизненного цикла поколения кредитов. Под относительным приращением потерь за месяц У понимается отношение величины потерь за этот месяц к величине потерь за предыдущий месяц. В частности, в рамках проведенной апробации прирост потерь в течение второго месяца по отношению к первому по поколению кредитов февраля 2007г. составил 35,6% (по поколению февраля 2006 г. – 19,2%). Средневзвешенные относительные приращения потерь по поколению Х за месяц У рассчитываются как отношение суммы приращений потерь по всем  поколениям кредитов, следующих за поколением Х включительно, за месяц У, к числу анализируемых поколений кредитов, следующих за поколением Х включительно, за месяц У. В частности, средневзвешенные относительные приращения потерь по поколению февраля 2007 г. 29,5% представляют собой отношение суммы приращений потерь за первый месяц по всем последующим поколениям кредитов (включая поколение февраля 2007 г.) к числу анализируемых поколений.

На третьем этапе вычисляется средняя величина средневзвешенных относительных приращений, а прогноз на каждый последующий период жизненного цикла текущего поколения делается следующим образом – предыдущее прогнозное значение (или базисное значение для первого месяца прогнозирования) умножается на соответствующий коэффициент роста (среднюю величину средневзвешенных относительных приращений). Например, кредитная организация прогнозирует величину потерь по поколению кредитов марта 2007 г. Фактически убытки банка  в апреле 2007 г. составили 1,11%, в мае 2007 г. – 1,36%. Прогнозное значение средневзвешенных потерь по поколению кредитов марта 2007 г. за третий месяц, исходя из проведенных расчетов,  составляет 20,7%. Принимая во внимание, что фактически потери за второй месяц жизненного цикла данного поколения составили 1,36%, прогнозное значение убытков банка за третий месяц должно составить 1,72%. В целом потери по поколению кредитов, предоставленных в марте 2007 г., исходя из исторического прогноза, будут 2,27%. Кредитная организация закладывала в процентную ставку потери в размере не более 1,8%. Учитывая изложенное, необходимо досоздать резерв в размере 0,47%.

Помимо исследования проблем, связанных с практикой создания резервов на возможные потери по ссудам, необходимо остановиться и на вопросах функционирования бюро кредитных историй.

Основным недостатком действующего ФЗ «О кредитных историях» №218-ФЗ от 30.12.2004 г. (в ред. от 24.07.2007 г.), существенно снижающим возможности российском банковской системы в целом по минимизации рисков при кредитовании физических лиц, являются установленные требования к объему и параметрам передаваемой информации о заемщиках.

Анализ зарубежной практики показывает, что функционирование института бюро кредитных историй позволяет снизить риски данной сферы деятельности банков преимущественно не за счет получения негативной информации относительно заемщиков, а за счет создания скоринговых систем[38].

В то же время для построения скоринговой системы необходимы данные относительно социально-личностных параметров заемщиков (например, возраст, пол, сфера занятости, доход, длительность трудовых отношений). Однако действующий порядок сбора информации о частных лицах бюро кредитных историй предусматривает обязательность передаваемой информации только в отношении титульной части (т.е. касательно ФИО заемщика, его паспортных данных и т.д.). Остальные сведения являются необязательными. Соответственно, отсутствуют единые требования к объему и порядку передачи дополнительной информации, что не позволяет создавать полноценные скоринговые системы.

В этой связи целесообразно внести изменения в ФЗ «О кредитных историях», закрепляющие необходимость передачи информации о существенных для построения скоринговых моделей характеристиках заемщика (например, возраст, пол, сфера занятости, доход, длительность трудовых отношений).

Внедрение предлагаемых в работе научно-прикладных разработок позволит Банку России снизить риски коммерческих банков при кредитовании физических лиц и сблизиться с международной теорией и практикой. Внесение предложенных в диссертации изменений в практику управления рисками при кредитовании физических лиц окажет благоприятное воздействие на развитие данной сферы деятельности коммерческих банков.

 

 

 


Заключение

 

Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

Потребительский кредит в современных условиях оказывает двоякое влияние на экономические процессы. Потребительский кредит способствует развитию экономики, поскольку:

1. Стимулирует потребление населением товаров длительного пользования и услуг, и, как следствие, - их производство.

2. Способствует перераспределению доходов не только в пространстве (между различными участниками процессов производства и потребления), но и во времени.

3. Устанавливает баланс между совокупным спросом и совокупным предложением в краткосрочном периоде.

4. Сокращает временные разрывы между потребностью в определенных товарах и услугах и возможностью их оплаты.

6. Сокращает издержки обращения, связанные с хранением товаров.

7. Увеличивает скорость денежного обращения. С помощью кредита свободные денежные капиталы и сбережения помещаются их владельцами в банки, а последние путём предоставления ссуд пускают их в оборот. Оборот денег ускоряется также тем, что покупка товаров в кредит исключает необходимость предварительного накопления денег, а долг может оплачиваться после получения дохода.

8. Дает возможность производителям снять остроту проблемы перепроизводства товаров и услуг, скоординировать в будущем производственные планы с учетом прогноза потребительского спроса и избежать кризиса сбыта.

Программы потребительского кредитования должны играть важную роль в управлении банком и банковскими услугами. Причина этого заключается не только в том, что потребительские кредиты принадлежат к числу самых выгодных видов кредитования, но и в том, что по мере роста своего образовательного ценза клиенты все чаще прибегают к кредитованию для повышения уровня жизни и согласования планов своих расходов с ожидаемым доходом.

Потребительское кредитование в будущем станет процессом, в большей степени ориентированным на интересы потребителей, что позволит частным лицам получать более быстрый доступ к кредиту при одновременном сохранении достаточного контроля со стороны банка над заимствованиями клиента.

В развитых странах кредитование потребителей и выдача ипотечных кредитов (под залог недвижимости) относятся к разряду наиболее популярных финансовых услуг, предоставляемых банками. Данные виды кредитов помогают банку диверсифицировать свою клиентскую базу, привлечь депозиты и найти источники доходов, дополняющие и компенсирующие риск по кредитам и депозитам предпринимательских фирм. Многие банки уделяют все большее внимание потребительскому и ипотечному кредитованию с целью избежать или ослабить воздействие экономических циклов, приводящих к периодическому снижению объемов традиционного банковского кредитования предпринимательской деятельности.

Вместе с тем потребительское и ипотечное кредитование имеет и существенные недостатки. Процент невозвращенных кредитов подобного рода обычно выше, чем по другим видам банковских кредитов. Ключевыми факторами, обусловливающими предоставление качественных потребительских кредитов, выступают порядочность и чувство ответственности заемщика. Банк может оценить их с помощью анализа кредитной истории заемщика, но в нашей стране такого рода информация имеется на очень незначительное число клиентов банка.

Существует также проблема информированности населения. Потребительские кредиты хотя и предоставляются в некоторых российских банках, но лишь немногие люди знают о них достаточно для того, чтобы ими пользоваться. Возможно, что в этом виноваты сами банки – .ведь люди получают чрезвычайно мало информации как о банковских услугах вообще, тал и о возможности получения кредита в частности.

Современная российская практика кредитования индивидуальных клиентов на потребительские цели далека от совершенства. Необходимо вести работу как в плане объектов кредитования, так и дифференциации условий предоставления кредитов. Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции в частности позволит населению шире использовать банковские кредиты для решения жизненно важных проблем.

 

 

 

 

 


Список использованных источников

 

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 г. №51-ФЗ, часть 1 // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.

2.      Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 23.12.2003 №185-ФЗ // Российская газета, 10.02.1996, №27.

3.      Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Российская газета, 13.07.2002, №127.

4.      Инструкция ЦБ РФ "Об обязательных нормативах банков" от 16.01.2005 №110-И // Вестник Банка России, 11.02.2005, №11.

5.      Аветисов М. Пути повышения доходности в потребительском кредитовании // Банковские услуги. 2006. № 1. С. 22-24.

6.      Андреева Г. Скоринг как метод оценки кредитного риска // Банковские технологии. 2005. №5. С. 17-23.

7.      Балабанов, И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Инфра-М, 2005. – 432 с.

8.      Банки и банковское дело / под ред. И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

9.      Банковское дело. / под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 228 с.

10. Беляев М. К. Специфические риски потребительского кредитования // Банковское дело. 2006. №5. С. 54-56.

11. Богданов С.И. Что ждет потребительское кредитование в России? // Национальный банковский журнал. 2006 №2. – С. 43-48.

12. Бригхем, Ю., Гапенски, Л. Финансовый менеджмент. - СПб.: Нева, 2008. – 192 с.

13. Васильев И. Брать кредит становится нормой для россиян. // Деньги и кредит. 2006. №2. С.10-14

14. Вигман, С.Л. Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2006. – 344 с.

15. Глущенко, В.В. Управление рисками. Страхование. – М.: Проспект, 2005. – 232 с.

16. Горинов М.Н., Земцова Н.В., Салихов Ш.М. Методическое пособие по подготовке и защите основных учебных работ. – Ижевск, Изд-во ИжГТУ, 2006. – 50 с.

17. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. / под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Банки и статистика, 2007. – 386 с.

18. Ермаков С. Л. Рынок потребительского кредитования в России: современные тенденции развития // Финансы и кредит. 2006. № 21. С. 31.

19. Жаровская, Е.П. Банковское дело: Учебник. – М.: Инфра-М, 2006. – 290 с.

20. Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском: Учеб. Пособие. – М.: Новое знание, 2008. – 336 с.

21. Ковалев, А.П., Колбачев, Е.Б. Финансы и кредит для студентов вузов. – Ростов н/Д, 2006.

22. Колесов А. И. О некоторых вопросах развития потребительского кредитования // Деньги и кредит. 2005.№ 7. С. 20-22.

23. Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – М.: Перспектива, 2006. – 342 с.

24. Куваев М.К. Анализ проблем потребительского кредитования в России. // Финансы. 2005. № 12. С. 59-67.

25. Максутов Ю. Скоринг: возможности и ограничения // Банковское дело в Москве. 2007. №12. С.31-38.

26. Масленников, В.В, Соколов, Ю.А. Национальная банковская система: Научное издание. – М., 2007. – 184 с.

27. Овчаров, А.О. Риск - менеджмент // Риск. 2007. №3-4. С. 18.

28. Севрук, В.Т. Риски финансового сектора Российской Федерации: Практическое пособие. – М.: Инфра-М, 2006. – 322 с.

29. Скогорева А. Потребительское кредитование – двукратный рост по итогам года // Банковское обозрение. 2006. №3. С. 43-51

30. Стародубцева Е. Б. Потребительское кредитование в России // Банковские услуги. 2006. № 6. С. 12.

31. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: Дрофа, 2005. – 412 с.

32. Финансы и кредит. Учеб. Пособие / под ред. А.М. Ковалевой. – М., 2006.

33. Ходжаева И., Ларин С. Оценка кредитоспособности физических лиц с использованием деревьев решений.// Банковское дело. 2005. №3. С. 24-32.

34. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.

35. Шустова О.Ю. Потребительское кредитования в начале 2008 г. //Деньги и кредит. 2008. № 2. С. 21-19.

36. Щукин Д.Ф. Банковский портфель: оценка риска, управление с помощью опционов //Аудит и финансовый анализ. 2006. №1. С.76-131.

 

Интернет-источники:

1.      Романов, B.C. Понятие рисков в экономической деятельности. http://www.aup.rU/articles/finance/l.htm.

2.      Севрук, В.Т. Риски финансового сектора Российской Федерации: Практическое пособие. – М., 2006.

3.      Судаков А.А. Оценка и управление рисками, раскрытие информации в международных стандартах финансовой отчетности. http://www.bankclub.ru/seminar-article.htm?seminar

Информация о работе Управление кредитными рисками в системе банковского менеджмента