Управление кредитными рисками на примере банка ОАО «Авангард»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:56, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение и разработка мер по совершенствования управления кредитными рисками коммерческого банка.
Поставленная цель продиктовала необходимость решения следующих логически связанных задач:
- проанализировать состояние экономики и кредитной системы России в современных условиях кризиса;
- рассмотреть процесс управления кредитным риском в условиях кризиса;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность банка ОАО «Авангард», рассмотреть организацию процесса управлениям кредитным риском в банке;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления кредитными рисками;
- разработать рекомендации по управлению кредитным риском в зависимости от показателя доходности заемщика.

Содержание

Введение 3
1. Кредитные риски в банковской системе России в современных условиях кризиса 7
1.1. Понятие кредитного риска и необходимость управления им 7
1.2. Современное положение в кредитном секторе России 15
1.3. Управление кредитным риском в условиях кризиса 25
2. Кредитные риски в коммерческом банке ОАО «Авангард» 36
2.1. Финансово-экономическая характеристика КБ ОАО «Авангард» 36
2.2. Анализ кредитных рисков коммерческого банка 44
2.3. Организация процесса управления кредитными рисками 49
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления кредитными рисками в банке «Авангард» 56
3.1. Рекомендации по управлению кредитными рисками 56
3.2. Рекомендации по управлению кредитным риском в зависимости от показателя доходности заемщика 61
3.3. Формирование фонда страхования кредитного риска как мера снижения кредитного риска банка 68
Заключение 75
Список литературы 80

Работа содержит 1 файл

Кредитные риски.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

     4) месячные формы:

     - 0409101 «Оборотная ведомость по  счетам бухгалтерского учета  кредитной организации».

     Наличие полных, согласованных и историчных данных является необходимым условием для функционирования систем риск-менеджмента. Именно поэтому планированию стоит уделить особое внимание. Требуется проанализировать состав и наличие необходимых данных в автоматизированных банковских системах (АБС), которые использует банк, а также наметить способы доставки недостающей информации. Для решения указанных задач используется технология хранилищ данных (ХД). Данная технология подразумевает внедрение базы данных, в которую при помощи специального программного обеспечения на ежедневной основе загружаются данные из разных информационных источников [5]. В проекте для построения ХД используется программное обеспечение Oracle. Процесс загрузки также подразумевает очистку и согласование данных полученных из различных источников. Одной из проблем является задача сопоставления сущностей из разных источников, например, необходимо было сопоставить информацию о клиенте, поступающую из MS Excel, со справочником клиентов из АБС. В рамках проекта специалистам банка приходится постоянно дорабатывать АБС, поскольку в ряде случаев она не обеспечивает возможность вносить необходимые данные. Ниже приведен перечень источников информации, загрузка из которых реализуется при анализе кредитного риска банка [35]:

     1) АБС банка: 

     - справочник клиентов;

     - договорная база;

     - справочник ценных бумаг и сделок с ними;

     - бухгалтерская база.

     2) Информационная система Reuters 3000Xtra:

     - история котировок ценных бумаг; 

     - история курсов обмена валют; 

     - история рыночных ставок.

     3) MS Excel и DBF файлы:

     - финансовая отчетность заемщиков;

     - экспертная оценка заемщиков.

     4) Пользовательский ввод:

     - ввод управляющей информации;

     - запуск алгоритмов;

     - указание дополнительных характеристик  объектов риска.

     Таким образом, для анализа кредитных  рисков используется предоставляемая в Банк России ежемесячная отчетность (в ее составе балансовый отчет и оборотные ведомости, охватывающие все стороны деятельности банка) и отчетности большей периодичности. Это затрудняет своевременное (превентивное) выявление негативного развития ситуации в банке до получения очередной месячной отчетности (из ежедневных форм используется форма 634).

     Для дальнейшей оценки кредитных рисков банка «Авангард» рассмотрим организацию процесса управления рисками.

 

2.3. Организация процесса управления кредитными рисками

      Управление рисками играет важную роль в банковской деятельности и деятельности банка. Основные риски, присущие деятельности банка, включают кредитные риски, риск ликвидности, риск изменения процентных ставок и курсов валют [32].

      Управление рисков занимается оценкой кредитных рисков, рисков, связанных с изменениями на рынке, и рисков ликвидности и осуществляет управление ими. Управление рисков представляет отчеты по оценке рисков органам управления, которые принимают решение о возможности проведения различных операций и осуществляют эффективный мониторинг внешних рисков и управление функциональными и финансовыми рисками.

      Результаты оценки управления кредитным риском банка показали следующее.

      Банк подвергается кредитному риску, т.е. риску неисполнения своих обязательств одной стороной по финансовому инструменту и, вследствие этого, возникновения у другой стороны финансового убытка.

      Банк устанавливает уровень своего кредитного риска за счет определения максимальной суммы риска в отношении одного заемщика или группы заемщиков, а также отраслевых (и географических) сегментов. Лимиты в отношении уровня кредитного риска по заемщикам, продуктам (отраслям экономики, регионам) ежемесячно утверждаются Правлением. Риск по каждому заемщику, включая банки и брокеров, дополнительно ограничивается сублимитами, охватывающими балансовые и внебалансовые риски, и устанавливаемые Кредитным комитетом. Ежедневно осуществляется мониторинг фактического размера рисков в сравнении с установленными лимитами.

      При необходимости, а также в отношении большинства ссуд банк получает залог, а также поручительства организаций и физических лиц, однако существенная часть кредитования приходится на ссуды физическим лицам, в отношении которых получение залога или поручительства не представляется возможным. Такие риски подвергаются постоянному мониторингу и анализируются с периодичностью не реже одного раза в год.

      Внебалансовые кредитные обязательства представляют собой неиспользованные кредитные линии, гарантии или аккредитивы. Кредитный риск по финансовым инструментам, учитываемым на внебалансовых счетах, определяется как вероятность потерь из-за невозможности заемщика соблюдать условия и сроки контракта. По отношению к кредитному риску, связанному с внебалансовыми финансовыми инструментами, банк потенциально несет убыток, равный общей сумме неиспользованных кредитных линий. Однако вероятная сумма убытка ниже общей суммы неиспользованных обязательств, поскольку в большинстве случаев возникновение обязательств по предоставлению ссуды зависит от того, соответствуют ли клиенты особым стандартам кредитоспособности. Банк применяет ту же кредитную политику в отношении условных обязательств, что и в отношении отраженных в балансе финансовых инструментов, основанную на процедурах утверждения выдачи ссуд, использования лимитов, ограничивающих риск, и текущего мониторинга. Банк следит за сроками погашения ссуд, т.к. долгосрочные обязательства несут больший кредитный риск по сравнению с краткосрочными.

      Максимальный размер кредитного риска банка может существенно варьироваться в зависимости от индивидуальных рисков, присущих конкретным активам, и общих рыночных рисков [21].

      В приложении 6 представлен максимальный размер кредитного риска по финансовым активам и условным обязательствам. Для финансовых активов максимальный размер кредитного риска равен балансовой стоимости этих активов без учета зачетов активов и обязательств или обеспечения. Для других условных обязательств максимальный размер кредитного риска представляет собой максимальную сумму, которую Банку пришлось бы заплатить в случае востребования ссуды.

      Финансовые  активы классифицируются с учетом текущих  кредитных рейтингов, присвоенных  международно-признанными рейтинговыми агентствами. Наивысший возможный рейтинг – ААА. Инвестиционный уровень финансовых активов соответствует рейтингам от ААА до ВВВ. Финансовые активы с рейтингом ниже ВВВ относятся к спекулятивному уровню.

      В приложении 7 представлена классификация текущих необесцененных финансовых активов банка по кредитным рейтингам.

      Организации банковского сектора в целом подвержены кредитному риску, возникающему в отношении финансовых активов и условных обязательств. Кредитный риск Банка в отношении ссуд, предоставленных клиентам, сосредоточен в Российской Федерации. Степень кредитного риска подвергается регулярному мониторингу, чтобы обеспечить соблюдение лимитов по кредитам и кредитоспособности в соответствии с утвержденной Банком политикой по управлению рисками.

      Комитет по управлению активами и пассивами осуществляет контроль за риском, связанным с изменениями в нормах законодательства, и оценивает его воздействие на деятельность банка. Данный подход позволяет банку свести к минимуму возможные убытки от изменений инвестиционного климата в РФ. Правление Банка устанавливает страновые лимиты, которые в основном применяются в отношении содружества независимых государств и стран Балтии.

      Информация о географической концентрации активов и обязательств представлена в приложении 8.

      Таким образом, управление рисками и их мониторинг осуществляется в установленных пределах Кредитными комитетами и Правлением банка. Перед любым непосредственным действием Кредитного Комитета, все рекомендации по кредитным процессам (ограничения, установленные для заемщиков, или дополнения к кредитному договору, и т.п.) рассматриваются и утверждаются менеджером подразделения по управлению рисками или Управлением рисков. Ежедневная работа по управлению рисками осуществляется руководителем Кредитного департамента или Кредитными службами подразделений.

      Управление  риском предусматривает выбор одной  из альтернатив: принятия риска, отказ от деятельности, связанной с риском или применение мер по снижению риска, на основе предварительной оценки степени риска. Особенностью управления риском является достижение поставленных задач посредством разработки научно обоснованной организационной процедуры, регулярно осуществляемой и носящей объективный характер.

      Управление  риском включает следующие этапы: идентификацию  риска, оценку риска, выбор стратегии риска (принятие решения о принятии риска, отказе от действий, связанных с риском или снижения степени риска), выбор и применение способов снижения степени риска, контроль уровня риска.

      В условиях отсутствия возможности свести риск к нулю, задачей управления риском является ограничение его  негативного влияния. Перед сотрудниками кредитного подразделения банка ставится задача ограничить размер потерь в результате реализации кредитного риска на допустимом для банка уровне, являющемся естественной платой за совершение активных операций. Управление кредитным риском в банке можно определить как организованное воздействие субъекта управления (сотрудники банка, осуществляющие деятельность по кредитованию заемщиков; руководящий персонал) на объект управления (кредитный риск; деятельность сотрудников, задействованных в кредитных операциях) с целью снижения (поддержания на допустимом уровне) показателей кредитного риска банка.

      Управление  кредитным риском является основным содержанием работы банка в процессе осуществления кредитных операций и охватывает все стадии этой работы – от анализа кредитной заявки потенциального заемщика до завершения расчетов и рассмотрения возможности возобновления кредитования. Управление кредитным риском составляет органичную часть управления процессом кредитования в целом.

      В структуру кредитного риска входят риск конкретного заемщика и риск портфеля. Факторы кредитного риска носят как внешний характер по отношению к банку, так и внутренний. Факторы, носящие внешний характер, связаны с возможностью реализации кредитного риска по причине, не зависящей от деятельности персонала кредитного подразделения банка. Заемщик может не вернуть кредит, несмотря на добросовестные действия сотрудников банка. Напротив, факторы, носящие внутренний характер связаны с ошибками персонала, допущенными в ходе оформления кредитной документации, ошибками при оценке кредитоспособности заемщика, нарушениями должностных инструкций и ошибками, заложенными в самих правилах осуществления кредитования.   

      Управление  кредитным риском банка, входящее в  качестве составляющего элемента кредитной деятельности банка в каждую из описанных областей кредитного процесса, имеет свои особенности. Разделение труда, необходимое для повышения его эффективности, обуславливает различный характер деятельности сотрудников. Задачей сотрудников, непосредственно взаимодействующих с клиентами, и осуществляющими процесс кредитования индивидуальных заемщиков, является точное следование разработанным инструкциям и предписаниям, разработанным для стандартизирования операций, уменьшения ошибок. В рамках процесса кредитования заемщиков осуществляется управление кредитным риском индивидуального заемщика. Задача сотрудников - управление кредитным риском индивидуального заемщика, обусловленного внешними факторами риска. Задачей сотрудников, осуществляющих управление кредитным портфелем банка, является также точное следование разработанным инструкциям и предписаниям, разработанным для стандартизации операций, уменьшения ошибок, вызываемых т.н. «человеческим фактором». Однако, в отличие от первой сферы кредитного процесса, видом кредитного риска, подлежащего управлению, в этой сфере кредитного процесса, является риск портфеля. Задача сотрудников - управление кредитным риском портфеля банка, обусловленного внешними факторами риска. Сотрудники, осуществляющие деятельность по разработке инструктивно-методического материала не заняты непосредственно в осуществлении кредитных операций. Их задачей является разработка процедур, позволяющих снижать степень кредитного риска, обусловленного внутренними факторами реализации кредитного риска, а также предоставлять непосредственным участникам кредитного процесса со стороны банка действенный инструментарий для управления кредитным риском, обусловленным внешними факторами. Задача сотрудников, занимающихся административной деятельностью, заключается в общем управлении работой сотрудников, непосредственно занятых в кредитном процессе, а также сотрудников обеспечивающих их деятельность.

Информация о работе Управление кредитными рисками на примере банка ОАО «Авангард»