Управление кредитными рисками на примере банка ОАО «Авангард»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:56, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение и разработка мер по совершенствования управления кредитными рисками коммерческого банка.
Поставленная цель продиктовала необходимость решения следующих логически связанных задач:
- проанализировать состояние экономики и кредитной системы России в современных условиях кризиса;
- рассмотреть процесс управления кредитным риском в условиях кризиса;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность банка ОАО «Авангард», рассмотреть организацию процесса управлениям кредитным риском в банке;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления кредитными рисками;
- разработать рекомендации по управлению кредитным риском в зависимости от показателя доходности заемщика.

Содержание

Введение 3
1. Кредитные риски в банковской системе России в современных условиях кризиса 7
1.1. Понятие кредитного риска и необходимость управления им 7
1.2. Современное положение в кредитном секторе России 15
1.3. Управление кредитным риском в условиях кризиса 25
2. Кредитные риски в коммерческом банке ОАО «Авангард» 36
2.1. Финансово-экономическая характеристика КБ ОАО «Авангард» 36
2.2. Анализ кредитных рисков коммерческого банка 44
2.3. Организация процесса управления кредитными рисками 49
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления кредитными рисками в банке «Авангард» 56
3.1. Рекомендации по управлению кредитными рисками 56
3.2. Рекомендации по управлению кредитным риском в зависимости от показателя доходности заемщика 61
3.3. Формирование фонда страхования кредитного риска как мера снижения кредитного риска банка 68
Заключение 75
Список литературы 80

Работа содержит 1 файл

Кредитные риски.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

     Совокупность субъектов и факторов кредитного рынка, влияющих на отношения между кредитором и заемщиком, формируют конкурентную среду.  Если кредитный рынок ненасыщен или монополизирован, на нем преобладает конкуренция покупателей, а если перенасыщен, то возникает конкуренция продавцов. Спецификой конкуренции на кредитном рынке выступают эндогенные (ограниченность в пределах рентабельности кредитора) и экзогенные силы (государственное воздействие), сужающие возможности ценовой конкуренции. Неценовая конкуренция, прежде всего, связана с изменениями качества кредитных продуктов, внедрением инновационных технологий их производства и продвижения на рынках.

     В современных условиях форма рынка  может быть лишь приближена к модели совершенной конкуренции. Это связано  с тем, что органы надзора обычно регулируют рынок таким образом, чтобы позволить кредиторам получать прибыль несколько выше уровня рынка совершенной конкуренции, но несколько ниже уровня, обеспечиваемого  установлением монопольных цен на кредит [26].

     Сфера конкуренции кредитного рынка очень обширна, а конкурентная среда многообразна, разнородна и включает следующие уровни:

     - конкуренцию между различными  типами и видами банков;

     - конкуренцию банков с небанковскими  финансовыми институтами;

     - конкуренцию банков с нефинансовыми организациями.

     Структурный анализ российского кредитного рынка  показал, что ведущие позиции занимают банки, в том числе на основных его сегментах. В связи с этим конкурентная борьба осуществляется между банками.

     Осуществленная  количественная оценка состояния конкурентной среды выявила, что российскому кредитному рынку в сегменте кредитования реального сектора экономики присуща  «размытая» олигополия, включающая 26 банков-олигополистов. Явным лидером выступает Сбербанк России, его доля (29,9%) на рынке резко граничит с долями других лидеров: ВТБ – 5,4%, Газпромбанк – 4,5%, Внешэкономбанк – 3,8%, Альфа-банк – 3,8%, Банк Москвы – 3,0% [24]. Между данными банками наблюдается максимальная конкуренция, поскольку их доли на рынке не имеют значительной разницы.

     В сегменте кредитования физических лиц  кредитного рынка России действует  модель монополистической конкуренции. Исходя из долей, занимаемых банками в данном сегменте рынка можно отметить, что на российском рынке кредитования физических лиц выделяются два явных лидера – Сбербанк России (29,7%) и Банк Русский Стандарт (14,6%) со значительным отрывом от других крупных банков: ХКФ Банк – 5,6%, ВТБ-24 – 4,2%, УРСА Банк – 2,4%, Банк Москвы – 2,3% [18].

     Наличие монополистической конкуренции  на рынке кредитования физических лиц свидетельствует об относительно свободном доступе на рынок для других кредитных организаций. «Размытая» олигополия на рынке кредитования реального сектора экономики  предполагает соперничество относительно равных конкурентов. В тоже время, интенсивность конкуренции зависит также от характера развития рынка – динамических характеристик спроса и предложения, выражающихся в темпах роста объемов кредитных продуктов. Исходя из годовых темпов роста рынка кредитования реального сектора экономики (134%) и рынка кредитования физических лиц (179%) видно, что конкуренция в розничном сегменте менее интенсивна, т.к. увеличение рыночной доли банков происходит за счет увеличения количества потребителей кредитных продуктов и роста емкости данного рынка. Интенсивность конкуренции в корпоративном сегменте более высокая, т.к. целью конкурентной борьбы является перераспределение рыночных долей банков-конкурентов.

     Экспертами  выявлены факторы, оказывающие влияние  на функционирование кредитного рынка. При этом активизируют инвестиционную составляющую кредита ряд экономических факторов, таких как преимущественно долгосрочный характер источников кредитных ресурсов, рост рентабельности предприятий и уровня накоплений (сбережений), усиление конкурентности рынка, развитие системы страхования кредитных рисков; политических факторов, а именно, политическая стабильность, предсказуемость экономической политики, система государственных гарантий; а также правовых факторов: наличие законов, регулирующих содержание и порядок осуществления организации кредитования, отсутствие ограничений появления новых участников рынка; и социально-психологических факторов: взаимное доверие кредиторов и заемщиков, предпочтения и ожидания субъектов рынка.

     В настоящее время на кредитном  рынке происходит рост инвестиционной активности российских банков, что позволяет говорить о повышении степени вовлечения временно свободных денежных ресурсов общества в экономику через кредитный рынок. Так, удельный вес банковских кредитов нефинансовым организациям в ВВП на 01.01.05 г. составлял 18,7%, а к 2009 г. данное соотношение выросло до уровня 27,4% [12]. Однако доля долгосрочных кредитов пока еще мала и не отвечает инвестиционным потребностям предприятий. Российские банки по-прежнему специализируются на удовлетворении краткосрочных текущих потребностей, а не на трансформации сбережений в инвестиции. Тем самым посредническая функция кредитного рынка реализуется слабо, что определяется недостаточностью долгосрочных  источников кредитных ресурсов, а также отсутствием механизма перераспределения кредитных рисков между участниками рынка.

     Ценообразующая  функция российского кредитного рынка реализуется под влиянием регулирования монетарных властей, снижения денежных накоплений экономических субъектов, монополистического поведения банков, низкой рентабельности реального сектора экономики. В результате средневзвешенные ставки по банковским кредитам реальному сектору экономики остаются выше средней рентабельности реального сектора. Цены на продукты других участников кредитного рынка зачастую выше, чем у банков (по факторингу – 18-35%) [24].

     Высокие цены на кредитные продукты обусловлены  в свою очередь высокими кредитными рисками, недостаточной реализацией  информационной функции кредитного рынка. Нередко в категорию малопривлекательных клиентов заемщики попадают не по причине неудовлетворительных показателей своей деятельности, а из-за высокой асимметрии информации.

     Реализация  регулирующей функции российского  кредитного рынка определяется развитием конкурентной среды, активизацией деятельности его участников, созданием кредитных продуктов, удовлетворяющих потребности заемщиков. Сдерживающими факторами выступают: направление использования кредита (потребительское и кредитование в оборотные средства), несогласованность интересов субъектов рынка, препятствующие инвестиционному развитию экономики [2].

     Санирующая  функция российского кредитного рынка реализуется посредством освобождения от неустойчивых, нежизнеспособных участников. Так, в результате обострения конкуренции, активизации процессов слияния и поглощения численность банков за 2007-2009 г. сократилась на 12,6% , численность страховых компаний – на 14,6% за аналогичный период [15].

     Анализ  современного состояния кредитного рынка России показал, что достичь  повышения уровня банковских кредитов экономике возможно благодаря развертыванию деятельности государственных институтов развития, усилению долгосрочной составляющей в банковском кредитовании.

     В настоящее время в рамках государственной  стратегии развития кредитного рынка необходимо предусмотреть: 

     - модернизацию его институциональной  структуры с целью усиления  роли субъектов, способных к  аккумуляции долгосрочных ресурсов  и трансформации их в инвестиции. Положительную роль в этом сыграет расширение перечня разрешенных активов для инвестирования средств пенсионных накоплений, снижение ограничений в инвестировании страховых резервов;

     - законодательное оформление  факторингового  и лизинговго бизнеса, предусматривающее  лицензирование, данных видов деятельности, определяющее соответствующего регулятора;

     - развитие системы гарантий органов  власти в части обязательств  по кредитам предприятий малого  и среднего бизнеса;

     - адекватного оформления деятельности  микрофинансовых организаций (МФО). В этой связи необходимо принять закон о МФО; разработать и внедрить в практику специальную систему их централизованного рефинансирования; определить федерального регулятора за их деятельностью;

     - создание системы доверия, обеспечивающей  уверенность в стабильной и эффективной работе участников российского кредитного рынка [18].

     Для успешного функционирования кредитного рынка в рамках инновационного развития российской экономики необходимо выполнение условий, стимулирующих финансовые инновации: финансовая и операционная прозрачность; овладение информационными технологиями; капитал банков (его адекватность); успешность борьбы за клиента; степень риска.

     В целях создания информационной прозрачности кредитного рынка целесообразно  развивать внешние источники  информации кредитоспособности заемщика, включающие: эффективное функционирование кредитных бюро, активизацию деятельности  информационно-аналитических институтов, рейтинговых агентств, коллекторских служб.

     Овладение информационными технологиями будет  способствовать обеспечению доступности кредита посредством использования мобильной связи. В результате появляется возможность использования мобильного телефона в качестве инструмента электронной ликвидности. В связи с этим необходимо адекватное законодательное оформление понятия «электронные деньги», «электронная ликвидность» [3].

     При внедрении инновационных кредитных  продуктов стратегии коммерческих банков должны быть направлены, прежде всего, на удовлетворение потребительских предпочтений клиентов, повышение мотивации клиентов предложением сверхвыгодных условий. В тоже время необходим выбор клиентов, сопоставимых с банком по масштабам бизнеса, для формирования между банком и клиентами партнерских отношений.

     Одним из направлений, способствующим снижению кредитных рисков может стать  оценка перспективности и кредитоспособности заемщика, предусматривающая возможность сохранения его состоятельности в долгосрочной перспективе, а также расчет показателей вероятности дефолта.

     В структурных преобразованиях российского  кредитного рынка важную роль сыграет  развитие рынка корпоративных облигаций, ипотечных облигаций, производных ипотечных облигаций, что восполнит недостаток ликвидных и надежных инструментов инвестирования. Данное обстоятельство  в свою очередь расширяет возможности банков по привлечению инвестиций, но сужает их возможности в сфере кредитования, по мере своего развития создавая предпосылки для снижения процентных ставок по кредитам, увеличения сроков кредитования, разработки и внедрения новых кредитных продуктов.

     В целях усиления конкуренции на российском кредитном рынке необходимо предусматривать развитие различных по масштабу деятельности, статусу, функциям, целям и задачам финансово-кредитных организаций, связанных взаимно дополняемыми функциями и преследующих общую цель – организацию кредитования, при этом необходимо определить границы деятельности каждого из них.  Основными тенденциями развития в данном направлении выступают, с одной стороны, консолидация банковского, страхового, консалтингового и др. видов бизнеса, с другой, – сохранение малых и средних банков, создание условий для функционирования микрофинансовых организаций, развитие специализированных факторинговых и лизинговых компаний [14].

     Таким образом, ведущие позиции в сфере кредитования занимают банки, в том числе на основных его сегментах. Явным лидером выступает Сбербанк России, его доля (29,9%) на рынке резко граничит с долями других лидеров: ВТБ – 5,4%, Газпромбанк – 4,5%, Внешэкономбанк – 3,8%, Альфа-банк – 3,8%, Банк Москвы – 3,0%. 

     В сегменте кредитования физических лиц  выделяются два явных лидера – Сбербанк России (29,7%) и Банк Русский Стандарт (14,6%) со значительным отрывом от других крупных банков: ХКФ Банк – 5,6%, ВТБ-24 – 4,2%, УРСА Банк – 2,4%, Банк Москвы – 2,3%.

     Видно, что конкурентная борьба осуществляется между банками. Для достижения высокого уровня банковских кредитов необходима финансовая и операционная прозрачность, овладение информационными технологиями, успешность борьбы за клиента.

     Таким образом, состояние современного кредитного рынка России характеризуется ростом инвестиционной активности банков. Это позволяет говорить о повышении степени вовлечения временно свободных денежных ресурсов общества в экономику через кредитный рынок. Однако доля долгосрочных кредитов пока еще мала и не отвечает инвестиционным потребностям предприятий. Российские банки по-прежнему специализируются на удовлетворении краткосрочных текущих потребностей, а не на трансформации сбережений в инвестиции. Тем самым посредническая функция кредитного рынка реализуется слабо, что определяется недостаточностью долгосрочных  источников кредитных ресурсов, а также отсутствием механизма перераспределения кредитных рисков между участниками рынка. Для того, чтобы рассмотреть все аспекты управления рисками, необходимо проанализировать управление ими в кризисной ситуации. 

Информация о работе Управление кредитными рисками на примере банка ОАО «Авангард»