Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:29, дипломная работа
Огромная роль энергетики в развитии экономики определяется тем, что любой производственный процесс во всех отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, все виды обслуживания населения страны связаны со всё возрастающими масштабами использования энергии.
Специфика энергетики такова, что, являясь одним из немногих монополистов на рынке, она испытывает, как никто, трудности, связанные с риском неоплаты за поставленную потребителям продукцию.
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.
Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» закрепляет за собой эффективные нормы, помогающие более быстро взыскать задолженность с граждан и юридических лиц. Так, например, Статья 9 главы 1 данного нормативно-правового акта расширяет права взыскателей, то есть теперь он может самостоятельно, без участия службы судебных приставов, направить исполнительный документ о взыскании денежных средств, не превышающих 25.000 руб., в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.
В Федеральном законе
закреплена правовая регламентация
извещений и вызовов в
В главе 5 предусмотрено
положение о возбуждение
В главе 7 закреплены нормы,
согласно которым теперь судебный пристав-исполнитель
вправе обратиться в регистрирующий
орган для проведения в установленном
порядке государственной
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на закрепленную в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» ответственность за нарушение законодательства РФ об исполнительном производств (главы 15, 16). К данным мерам отнесены исполнительский сбор (денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем), штраф и взыскание с должника расходов по совершению исполнительских действий. [6]
Все это упрощает работу судебного пристава и ускоряет реальное поступление денежных средств на счет взыскателя.
Исполнительные действия
в отношении должников ЖКХ, реализуются
посредством использования
В Управлениях Федеральной службы судебных приставов каждый год увеличивается количество исполнительных документов по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
То есть это – долги населения, различных предприятий и организаций за услуги ЖКХ. Исполнять такие производства непросто: большое число должников не имеет ни доходов, ни имущества, на которое судебный пристав-исполнитель может обратить взыскание. Но кто-то в состоянии оплачивать свой долг – например, через ежемесячное удержание из заработной платы. Подобных должников судебный пристав должен сначала найти (застать дома), а затем либо убедить оплатить задолженность наличными, либо сообщить свое место работы. При этом, судебный пристав-исполнитель проводит профилактическую работу, разъясняет, к чему может привести неоплата долгов по услугам ЖКХ. Как показывает статистика, наиболее дисциплинированными плательщиками являются пенсионеры и семьи со средним достатком. В то же время, наиболее злостными неплательщиками, чаще всего, являются асоциальные семьи и, как ни странно, граждане с высоким уровнем доходов.
По истечении трех месяцев непогашенной задолженности у должников может быть арестовано и продано их имущество в счет долга. Эта мера, как показывает практика, является наиболее эффективной. Как правило, одного посещения судебных приставов и ареста имущества большинству должников хватает, чтобы найти деньги и рассчитаться с имеющейся задолженностью. Помимо ареста имущества существуют и другие меры воздействия на неплательщиков. Комплекс мер, который предусмотрен действующим законодательством, позволяет планомерно осуществлять взыскание задолженности. Это может быть, помимо ареста имущества должника, обращение на взыскание на имущество, находящееся на вкладах в банках, кредитных учреждениях, имущества в виде транспортных средств и т.д. Подобные меры приводят к положительным результатам, и должники оплачивают все в полной мере, либо ее значительную часть.
Кроме ареста имущества в отношении неплательщиков применяются такие меры воздействия как: запрет выезда должников за пределы Российской Федерации, производство исполнительных действий по фактическому месту нахождения должников, выехавших за пределы Российской Федерации.
Но, конечно, до сих пор самым суровым наказанием для должников является выселение их в менее благоустроенное жилье.
Специалистам предприятий ЖКХ, отвечающим за взыскание задолженности, следует проводить беседу с потенциальными должниками и злостными неплательщиками, рассказывая о последствиях неуплаты в виде возбуждения исполнительного производства, в случае выигрыша дела в суде. Как показывает практика, должники не так боятся судебных тяжб, как реального взыскания денежных средств и ареста имущества судебными приставами-исполнителями Федеральной службы судебных приставов.
Также представители предприятий ЖКХ имеют право участвовать в исполнительских действиях, интересоваться ходом работы приставов. Для более эффективного взыскания и плодотворной работы сотрудников Федеральной службы судебных приставов, многие организации предлагают и свою помощь (Предоставление автотранспорта, поиск понятых, вывоз и хранение арестованного имущества).
При слаженной работе специалистов Федеральной службы судебных приставов и помощи представителей предприятий ЖКХ взыскание денежных средств с должников может происходить в более краткие сроки, и на много эффективнее.
Таким образом, судебный акт о взыскании с должника дебиторской задолженности, вынесенный судом, приводится в исполнение после вступления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Данные случаи установлены в первую очередь процессуальным законодательством и иными федеральными законами. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выданного исполнительного документа и осуществляется ФССП и ее территориальными органами. Общий срок на предъявление исполнительных документов ограничен тремя годами и исчисляется с момента вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Для возбуждения исполнительного производства с целью взыскания дебиторской задолженности с должника кредитору следует предъявить заявление и исполнительный документ в территориальные органы ФССП, после чего судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению, должнику устанавливается срок для добровольного исполнения, который не может превышать 5 дней. В противном случае решение суда исполняется принудительно в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы можно сделать выводы, что возникновение и рост дебиторской задолженности за отпущенные энергоресурсы является одной из самых актуальных проблем в энергосистемах России на современном этапе. Состояние дебиторской задолженности, ее размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние предприятия, так как представляют собой средства временно отвлеченные из оборота предприятия.
Как показал анализ общероссийской динамики дебиторской задолженности, несмотря на рост её общей величины, доля просроченной дебиторской задолженности год от года сокращается, что позволяет судить об эффективных методах возврата долгов, укреплении законодательных норма права о стабилизации финансовых отношений в России.
Изучение теоретических основ управления дебиторской задолженностью, исследованные в первой главе работы, позволили провести анализ дебиторской задолженности и финансового состояния ОАО «Пензаэнергосбыт», которое в работе выступает как объект исследования.
Основной целью деятельности ОАО «Пензаэнергосбыт» является получение прибыли, при осуществлении любых видов деятельности, не запрещённых законодательством РФ, в том числе:
В числе клиентов компании около 14 тыс. предприятия и порядка 1,3 млн. жителей Пензенской области. Структура ОАО «Пензаэнергосбыт» представлена 28 районными службами сбыта, охватывающими все районы Пензы и области. Органами управления Общества являются: Общее собрание акционеров; Совет директоров; Генеральный директор.
В работе был проведён анализ финансового состояния ОАО «Пензаэнерогосбыт» за 31.03.2011-30.06.2012 гг., который установил, что:
Таким образом, ОАО «Пензаэнергосбыт» признано финансово неустойчивым предприятием, поскольку его баланс, неликвиден, показатели финансового состояния и деловой активности не соответствуют нормативным значениям и имеют отрицательную динамику.
При этом стоит отметить, что ОАО «Пензаэнеросбыт» проводит не мало мероприятий по управлению дебиторской задолженности, среди которых, оповещение информационными сообщениями неплательщиков о сумме долга и возможных вариантов их погашения, размещение социальной рекламы в СМИ, направленной на погашение задолженности, возможность оплаты услуг через Интернет. Однако подобных мероприятий, как оказалось, недостаточно. Поэтому, ОАО «Пензаэнергосбыт» на перманентной основе необходимо:
Расчёты, проведённые
в работе, показали, что предприятию
необходимо сократить, как минимум
до 1104798 тыс. руб., что позволит сократить
оборачиваемость дебиторской
Кроме того, для улучшения финансового состояния, предприятия необходимо сократить кредиторскую задолженность, в том числе за счёт: