Учет и операционная деятельность в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:59, лекция

Описание работы

Формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям — руководителям, учредителям, участникам банка, — а также внешним пользователям — кредиторам, контролирующим органам, Банку России. Эта задача является наиболее актуальной для коммерческих банков, которым вменяется в обязанность публиковать ежеквартальную отчетность как на сайте Банка России, так и в средствах массовой информации. Открытость отчетности банка позволяет кредиторам и вкладчикам анализировать степень устойчивости банка, решать вопрос о доверии к банку

Работа содержит 1 файл

Учет в банке.docx

— 202.17 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи  и принципы бухгалтерского учета  в банках

 

Задачи бухгалтерского учета и  цели постановки бухгалтерского учета  в банке

 

Задачи  бухгалтерского учета в кредитных организациях формулируются в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и на основании Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Центральным Банком Российской Федерации 26 марта 2007 г. № 302-П, введенных в действие с 1 января 2008 г.

Выделяют  четыре основные задачи.

Формирование  детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной  организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям — руководителям, учредителям, участникам банка, — а также внешним пользователям — кредиторам, контролирующим органам, Банку России. Эта задача является наиболее актуальной для коммерческих банков, которым вменяется в обязанность публиковать ежеквартальную отчетность как на сайте Банка России, так и в средствах массовой информации. Открытость отчетности банка позволяет кредиторам и вкладчикам анализировать степень устойчивости банка, решать вопрос о доверии к банку. В свою очередь Банк России с целью поддержания устойчивости банковской системы страны должен анализировать состояние дел в каждом коммерческом банке, выявлять тенденции, преобладающие в банковской системе страны за каждый календарный период. Достоверность учета в коммерческом банке проверяется Банком России как компьютерными методами, так и путем проведения проверок непосредственно в банках.

Ведение подробного, полного и достоверного учета всех банковских операций, а  также наличия и движения требований и обязательств, использования банком материальных и финансовых ресурсов. Задача связана с детализацией бухгалтерского учета в коммерческих банках, которая  позволяет дать полную информацию по каждой группе операций, выполненных коммерческим банком за каждый рабочий день. Необходимость ежедневного составления отчетности в банке связана с тем, что ежедневный бухгалтерский баланс, составленный с использованием компьютерной техники, позволяет избежать ошибок при подготовке ежедневных выписок для многочисленных клиентов коммерческого банка. Выписки по лицевым счетам клиентов и вкладчиков распечатываются и оформляются в банке только после окончательной проверки и утверждения руководителем и главным бухгалтером банка ежедневного баланса.

Банковский  баланс имеет особенности, к нему Банк России предъявляет строгие  требования, установленные Инструкцией  Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков». Инструкцией установлены определенные обязательные соотношения между определенными статьями баланса, отражающими как состояние обязательств банка, так и его требований, в частности, обращенных как к заемщикам, так и к контрагентам по хозяйственным операциям. Любые ошибки, допущенные банком в бухгалтерском учете, искажают реальную ситуацию в банке, включая расчеты нормативов ликвидности.

Выявление внутрихозяйственных резервов для  обеспечения финансовой устойчивости банка и предотвращения отрицательных  результатов деятельности. К показателям  финансовой устойчивости банка относятся:

безубыточная  деятельность;

соблюдение  нормативов ликвидности, установленных  Банком России;

поддержание платежеспособности.

Внутрихозяйственные резервы банка позволяют обеспечивать выявление оптимального соотношения  имеющихся у банка ресурсов и  вложений в активы, приносящие максимальный доход при минимальном риске.

Использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений. Достоверная  отчетность банка позволяет выявлять все нарушения ликвидности, операции повышенного риска, недостаток ресурсов для совершения активных операций, потерю платежеспособности, что позволяет немедленно принять управленческие решения, направленные на предотвращение негативных явлений в последующие периоды.

Выполнение  указанных задач бухгалтерского учета должно обеспечить:

быстрое и четкое обслуживание клиентов;

своевременное и точное оформление банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности;

предупреждение  возможности возникновения недостач и неправомерного расходования денежных средств и ценностей;

сокращение  затрат труда на совершение банковских операций;

надлежащее  оформление документов, исходящих из банка.

Принципы бухгалтерского учета  в банках

Принципы  бухгалтерского учета в банках приближены к действующим принципам учета по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Рассмотрим основные принципы постановки бухгалтерского учета в банке, которые определяет Банк России в ч. 1 Положения № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

Непрерывность деятельности. Предполагается, что  коммерческий банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем  и не имеет предпосылок для  ликвидации или совершения операций на невыгодных для себя условиях.

Отражение доходов и расходов банка по методу начисления. Указанный принцип введен в действие 1 января 2008 г., до этого времени отражение доходов и расходов в банковском учете предполагало, что на соответствующие счета доходы будут отнесены только после их фактического поступления. Расходы отражались на счетах по учету расходов только после их фактического совершения. На сегодняшний день доходы должны отражаться в бухгалтерском учете на стадии их начисления в том периоде, за который они начислены. При изучении главы 10 «Учет результатов деятельности банка» этот принцип будет изложен более подробно.

Постоянство правил бухгалтерского учета. Коммерческие банки должны руководствоваться  в своей деятельности одними и  теми же правилами бухгалтерского учета, кроме возникновения случаев  существенных перемен в своей  деятельности, а также при изменении  законодательства Российской Федерации, корректирующего деятельность коммерческих банков. В указанных случаях банк должен обеспечить сопоставимость показателей  отчетности.

Принцип осторожности. Активы и пассивы, доходы и расходы коммерческих банков должны отражаться в бухгалтерском учете  с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить действующие  риски на следующие периоды. В  новой редакции, то есть в Положении  № 302-П также указано, что недопустимо завышение доходов и занижение расходов. Следует учесть, что при публикации отчетности за квартал в прессе и на сайтах Банка России отражение в отчетности убыточной деятельности банка может привести к оттоку средств со счетов клиентов и инвесторов, поэтому коммерческие банки при публикации отчетности стараются несколько «приукрасить» истинную картину, складывающуюся в результате их деятельности, что влечет за собой намеренное искажение отчетности.

Своевременность отражения операций. Операции в коммерческом банке в большинстве своем  отражаются в день их совершения, за исключением случаев, специально оговоренных  в нормативных актах Банка  России. Этот принцип, безусловно, связан с тем, что коммерческий банк составляет бухгалтерский баланс по своим операциям  за каждый рабочий день, чтобы обеспечить оперативность и исключить ошибки в выписках, выдаваемых клиентам банка.

Раздельное  отражение активов и пассивов банка. Это означает, что на уровне балансовых счетов первого порядка, то есть трехзначных счетов, в банковском учете существуют только активные или  пассивные счета. Активы и пассивы  оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде. В банковской практике отсутствуют активно-пассивные  счета, что действует в бухгалтерском  Плане счетов с января 1998 г.

Вместе  с тем в Плане счетов, действующем с 2008 г., образовался счет первого порядка 612 «Выбытие и реализация», который не имеет признаков активности или пассивности, в его составе выделяются пять балансовых счетов (61209, 61210, 61211, 61212, 61213).

Преемственность входящего баланса. Это означает, что остатки средств на балансовых и внебалансовых счетах банковского  учета на предыдущую отчетную дату должны соответствовать входящим остаткам на текущую дату. Следует отметить, что при смене руководителя коммерческого  банка или главного бухгалтера банка, указанные остатки принимаются  новым составом руководителей строго по акту, в котором отражаются факты  несоответствия указанных по счетам остатков подтверждающим документам.

Приоритет содержания над формой. Операции банка  отражаются в соответствии с их экономической  сущностью, а не в соответствии с  их юридической формой. В практике коммерческих банков России были факты  использования отдельных форм договоров, скрывающих сущность операций (договором  факторинга оформлялись операции по незаконному обналичиванию денежных средств со счетов юридических лиц).

Принцип открытости. Указанный принцип означает, что отчетность банка должна быть понятной информированному пользователю и избегать двусмысленности в  отражении позиции банка. Необходимо отметить, что действующая структура  Плана счетов позволяет для квалифицированных  пользователей полностью открыть  все операции банка, вместе с тем, широкий круг пользователей банковской информации (в частности, представители  клиентов — юридических лиц, контрагенты по хозяйственным операциям, страховые и инвестиционные компании) зачастую не в состоянии разобраться в показателях баланса банка из-за огромного объема информации и сложности бухгалтерского учета. Отчетность, публикуемая в прессе коммерческими банками, представляет собой достаточно обобщенную информацию, которая не дает возможности выявить действующие риски, угрожающие стабильности банка.

Составление сводного баланса. Банк ежедневно составляет сводный баланс в целом, включая  все операции своих филиалов и  отделений.

Оценка  активов и обязательств банка. Активы принимаются к бухгалтерскому учету  по их первоначальной стоимости, а в  дальнейшем оцениваются по текущей (по справедливой стоимости) с использованием отдельных корректирующих счетов для  их переоценки. Обязательства банка  отражаются в бухгалтерском учете  в соответствии с условиями договора. В отдельных случаях они переоцениваются  по текущей (справедливой) стоимости.

Ценности  и документы, учитываемые на балансовых счетах. Ценности и документы, учитываемые  на балансовых счетах, на внебалансовых  счетах не отражаются, кроме случаев, установленных нормативными документами  Банка России.

Счета, не имеющие признака счета, введены  в действие для контроля за своевременным  отражением операций, то есть в конце  рабочего дня не должны иметь остатков в балансе. Имеется в виду основной счет 612.

В конце  рабочего дня по активным счетам остаток  должен быть только дебетовым, а по пассивным счетам только кредитовым.

Действующий план счетов имеет следующую структуру:

главы;

разделы;

подразделы;

счета первого  порядка (трехзначные счета);

счета второго  порядка (пятизначные счета).

Таким образом, в банковском бухгалтерском учете  сформулированы пятнадцать принципов, которые необходимо осознать для  дальнейшего изучения логики построения бухгалтерского учета в банках. Указанные  принципы в полной мере будут раскрыты при изучении правил ведения бухгалтерского учета по отдельным группам банковских операций.

Учетная политика банка

Каждый  банк разрабатывает и утверждает учетную политику , которая должна включать документы, отражающие особенности деятельности каждого банка, а также масштабность выполняемых банком операций, условия деятельности его филиалов и отделений. В соответствии с Положением № 302-П подлежат утверждению в составе учетной политики банка следующие документы.

Рабочий план счетов банка, который представляет собой перечень лицевых счетов, открытых банком с момента его создания до ликвидации или реорганизации. Перечень фиксируется в книге лицевых  счетов, открытых в банке. Ежедневно  книга автоматически дополняется  распечаткой вновь открытых лицевых  счетов за рабочий день, а также  указываются лицевые счета клиентов, закрытые по их заявлению. Информация, содержащаяся в книге лицевых  счетов, является очень важной, так  как она включает информацию обо  всех операциях, выполненных коммерческим банком. Сокрытие указанной информации считается уголовным преступлением.

Формы первичных  учетных документов, используемых в  бухгалтерском учете коммерческого  банка, подлежат утверждению в альбоме  форм, который создается в банке  для удобства учета отдельных  банковских операций. В этом альбоме  не фиксируются формы, входящие в  альбомы Федеральной службы государственной  статистики, например, типовые расчетные  документы.

Порядок расчетов банка со своими филиалами  и отделениями, прочими структурными подразделениями. Эта позиция в  учетной политике очень важна, так  как позволяет контролировать деятельность отдельных подразделений банка, которые могут размещаться в других регионах Российской Федерации. Следует отметить, что отсутствие достаточного контроля за деятельностью филиалов банка в российской практике неоднократно приводило к разорению коммерческих банков.

Правила проведения учета отдельных банковских и хозяйственных операций. Эта  составляющая представляет собой не только перечень всех бухгалтерских  проводок на всех участках выполнения банковских и небанковских операций, а также по каждой группе операций излагается порядок учета всех операций, указывается этап, на котором операция фиксируется в компьютерном учете. Особенности составления этих правил зависят от действующего в банке  программного обеспечения, которое  приобретается банком непосредственно  у разработчиков. Например, программное  обеспечение, позволяющее обработать операции в отделениях Сберегательного  банка России, кардинальным образом  отличается от программного обеспечения, используемого в крупных коммерческих банках Москвы, так как бухгалтерский  учет выполняемых отделениями Сберегательного  банка операций ведется бухгалтерией на уровне районных отделений банка.

Информация о работе Учет и операционная деятельность в банке