Теоретические аспекты анализа финансовой устойчивости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:54, дипломная работа

Описание работы

Целью выполнения дипломной работы являлось проведение оценки финансового состояния предприятия и выявление путей повышения его финансовой устойчивости на основе данных, полученных при проведении анализа.
Задачи дипломного исследования:
Изучить теоретические и методические вопросы анализа финансового состояния предприятия.
Провести анализ финансового состояния ООО «Интерсервис-Посуда».
Внести предложения по улучшению финансового состояния ООО «Интерсервис-посуда».

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Теоретические аспекты анализа финансовой устойчивости предприятия.
Понятие, сущность финансовой устойчивости и его задачи.
Классификация методов и приемов финансового анализа.
Информационная база.
Системный подход к анализу финансовой устойчивости предприятия.
Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия.
ГЛАВА II. Методы оценки финансовой устойчивости.
2.1. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия.
2.2. Оценка деловой активности.
2.3. Оценка рентабельности.
2.3. Сущность, методика анализа и планирования активов
ГЛАВА III. Оценка финансовой устойчивости на примере ООО «Интерсервис-Посуда».
3.1. Краткая характеристика предприятия.
3.2. Анализ финансового состояния.
3.3. Анализ имущественного положения предприятия и оценка эффективности использования его активов.
3.4. Анализ источников финансирования.
3.5. Анализ платежеспособности и ликвидности.
3.6. Оценка кредитоспособности.
3.7. Оценка потенциального банкротства.
Заключение…………………………..

Работа содержит 1 файл

fin.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

Вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с дилеммой «хорошо кушать или спокойно спать?». Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение высокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте — наоборот. Одним из показателей рискованности бизнеса как раз и является коэффициент финансовой зависимости — чем выше его значение, тем более рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие.

Третья особенность связана  с проблемой оценки. В частности, числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены (в некотором смысле) в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель показателя, т. е. прибыль, динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. Знаменатель показателя, т.е. собственный капитал, складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценки, которая может весьма существенно отличаться от текущей оценки.

Кроме того, учетная оценка собственного капитала не имеет никакого отношения к будущим доходам. Действительно, далеко не все, может быть отражено в балансе; например, престиж фирмы, торговая марка, современные технологии, классный управленческий персонал не имеют денежной оценки в отчетности.

В систему прибылей и доходов  отечественного торгового предприятия  входят: прибыль от реализации товаров, прибыль от прочей реализации, прибыль  от реализационных операций.

При анализе используются следующие  показатели прибыли: прибыль от реализации, балансовая (прибыль отчетного периода), налогооблагаемая, чистая прибыль.

Прибыль от реализации (торговая прибыль) определяется как разность между  валовыми доходами и издержками обращения (рис.2).


Рис.2 Схема формирования прибыли от реализации товаров.

 

Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации и других видов деятельности, доходы и расходы  от внереализационных операций (рис.3.).


Рис.3.Схема формирования балансовой прибыли

 

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом по специальным  ставкам, затрат, учитываемых при  исчислении льгот по налогу на прибыль, в соответствии с действующим законодательством.

Чистой называют прибыль, которая  остается в распоряжении предприятия  после уплаты всех налогов (рис.3.).

2.4. Сущность, методика анализа и планирования оптового товарооборота.

Специфика финансов сферы товарного  обращения состоит в том, что предприятия и организации торговли, будучи связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Поэтому от того, как осуществляются издержки обращения в зависимости от длительности времени реализации товаров покупателю, зависит финансовое состояние торговых организаций.

Особенность функционирования торговых организаций заключается в том, что в их деятельности сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка, упаковка и т.д.) с операциями непроизводственного характера, связанными со сменой форм собственности, т.е. непосредственно с реализацией продукции. Торговые организации как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на два крупных вида: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои особенности в формировании финансовых ресурсов.

Система торговли в России в настоящее  время состоит из государственной и муниципальной, кооперативной и частной торговли.

В 2006 г. в общем объеме розничного товарооборота государственная и муниципальная торговля занимала 2,7, негосударственная - 97,3%.

Общий объем розничного товарооборота  в 2006 г. составил 5 597 703 млн руб. Валовой доход крупных предприятий розничной торговли достиг 170 181,8 млн руб., среднегодовая численность работников розничной торговли и общественного питания составляет 1 132 тыс. чел., в том числе в розничной торговле — 953 тыс.

Для торговли характерно то, что в  ней не создаются дополнительные потребительские стоимости. Стоимость товара увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда на операции производственного характера и реализацию товаров. Эти затраты внутри отрасли составляют издержки обращения, проблема сокращения которых имеет важное значение.

Особенность торговли заключается  также в том, что в структуре  основных фондов на долю фондов торгово-производственного назначения приходится 80, в структуре оборотных средств 90% занимают товарные запасы и товары отгруженные.

Наряду с крупными и специализированными  магазинами существуют сети средних и мелких магазинов.

Кроме того, в отличие от других отраслей экономики выручка от реализации товаров поступает, как правило, в налично-денежной форме, что заставляет усиливать контроль за правильным ее использованием.

Особенности издержек обращения торговых организаций. Издержки обращения торговых организаций представляют собой различные затраты живого и овеществленного труда, выраженные в денежной форме и связанные с процессом движения товаров от мест производства до потребления.

В издержки обращения входят расходы  на транспортирование, хранение, доработку, фасовку товаров, заработная плата торговых работников, отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизация основных фондов и нематериальных активов и др.

Отличие издержек обращения от себестоимости  заключается в том, что в затратах торговой организации отсутствуют  стоимость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потребителей.

Особенность оборотных активов  торговых организаций. В отличие  от других отраслей экономики в составе  и структуре оборотных средств  торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы. Это вызвано следующими причинами, связанными с особенностью торгового обслуживания: равномерностью процессов обращения; сезонностью производства и потребления; неравномерностью размещения производства и районов потребления; непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства; преобразованием производительной продукции в торговую; необходимостью образования страховых резервов, а также другими причинами.

Товарные запасы представляются в  абсолютных и относительных измерениях.

Абсолютный объем товарных запасов  может быть выражен в натуральных или стоимостных единицах.

Абсолютный объем товарных запасов  непостоянен. Он все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании важное значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях. Этот показатель относительный, он характеризует объем товарного запаса, находящегося на предприятии торговли на определенную дату и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов.

Оптовая торговля связывает производство и розничную торговлю, обеспечивая рациональную организацию товародвижения и регулярное снабжение товарами разных торговых предприятий. От организации оптовой торговли во многом зависит эффективность всей торговли.

Основные функции оптовой торговли:

    • снабжение товарами розничных торговых фирм;
    • комплектация ассортимента товаров в соответствии с требованиями розничных торговых организаций;
    • организация современного завоза товаров;
    • изучение спроса населения;
    • воздействие на промышленность с целью производства товаров в соответствии со спросом, в необходимом потребительском ассортименте и высокого качества;
    • организация поставки товаров на экспорт;
    • хранение запасов товаров.

 

 

ГЛАВА III Оценка финансовой устойчивости.

3.1.Краткая характеристика предприятия

Полное официальное название Общество с ограниченной ответственностью «Интерсервис-Посуда». Зарегистрировано Инспекцией МНС РФ № 25 по Южному административному округу г. Москвы 3 февраля 1993 года.

Средняя списочная численность  работников 72 человека.

Основной вид деятельности – оптовая и розничная торговля.

ООО «Интерсервис-Посуда» – российская компания, специализирующаяся на торговле изделиями из стекла, керамики, фарфора и нержавеющей стали для сервировки стола. В своей работе, специалисты ООО «Интерсервис-Посуда» стараются идти в ногу со временем, применяя новейшие рыночные технологии, используя нестандартные приемы рыночного поведения.

Компания сотрудничает как с  оптовыми, так и мелкооптовыми  клиентами во всех регионах России и ближнего зарубежья. Ассортимент товаров продвигаемых компанией насчитывает более 3500 наименований продукции, пользующейся устойчивым спросом.

В 2006 году предприятие оказывает  услуги предоставления в сублизинг  транспортных средств, складского оборудования.

Основные классы покупателей продукции:

    • Реализация предметов посуды осуществляется  на основании договоров купли-продажи, оказание услуг осуществляется на основании договоров сдачи имущества в аренду и сублизинг.
    • Покупателями и потребителями услуг ООО «Интерсервис-Посуда» являются юридические лица, резиденты, а также нерезиденты из стран ближнего зарубежья.

Основной источник доходов общества – выручка от реализации посуды.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия через обеспечение неукоснительного выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, а так же иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.

Источником формирования имущества  предприятия является: доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а так же от других хозяйственной деятельности; кредиты банков и других кредиторов; иные источники, не запрещённые законом.

Средства предприятия направляются в установленном порядке на финансирование   мероприятий,   осуществляемых   предприятием,   в соответствии со стоящими перед ними задачами.

3.2. Анализ финансового состояния

Анализ финансового состояния  предприятия - это совокупность методов, которые позволяют определить состояние дел на предприятии в результате оценки его деятельности на определенном интервале времени. Анализ финансового состояния позволяет получить представление об экономическом потенциале и перспективах его изменения на основе использования определенного числа финансовых показателей.

Цели финансового анализа:

      • выявление изменения показателей финансового состояния;
      • определение факторов, влияющих на финансовое состояние;
      • оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;
      • оценка финансового положения на определенную дату.

Устойчивость финансового положения  предприятия в значительной степени  зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Активы динамичны по своей сути и их величина и структура претерпевают постоянные изменения. Для ознакомления с общей картиной финансового состояния данного общества в 2006 году проведу структурный анализ средств предприятия (активов) и источников их формирования (пассивов). Для данного анализа я воспользовалась бухгалтерским балансом (Ф. №1) и отчетом о прибылях и убытках (Ф. №2).

Бухгалтерская отчетность позволяет  достаточно подробно проанализировать наличие, состояние и изменение основных средств, а также показателей, характеризующих динамику и состояние нематериальных  активов.  Именно поэтому анализ осуществляется в основном по данным квартальной и годовой отчетности, в первую очередь по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. Последовательность анализа отражена на рисунке № 1.

Финансовое состояние предприятия  характеризуется системой показателей, отражающих использование финансовых ресурсов. Чтобы представить общую картину эффективности работы фирмы ООО «Интерсервис-посуда» необходимо сравнить основные финансовые показатели за несколько периодов. В своей дипломной работе я сравнила данные бухгалтерской отчетности за 2 года: 2006 и 2007.

 

Рис.1. Последовательность анализа  по данным бухгалтерской отчетности.

3.3. Оценка имущественного положения предприятия и анализ эффективности использования его активов.

Финансовое состояние предприятия  и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким  имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они приносят.

Анализ структуры имущества  организации осуществляется на основе информации, содержащейся в активе баланса организации.

В процессе анализа определяют удельный вес оборотных активов и удельный вес внеоборотных активов в общей сумме имущества организации (валюте баланса). Затем проводят детальный анализ оборотных и внеоборотных активов.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств определяет их структуру (таблица №1)

Таблица №1.

Структура оборотных  средств

Оборотные средства

Оборотные фонды

Фонды обращения

1.Производственные запасы

2.Незавершенное производство

3.Расходы будущих периодов

1.Готовая продукция

2.Дебиторская задолженность

3.Деньги в кассе и на расчетном  счете


 

Активы предприятия состоят  из оборотных и внеоборотных активов. Общую структуру характеризует коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, рассчитываемый по формуле:

Значение данного показателя в  большей степени обусловлено отраслевыми   особенностями   кругооборота   средств   анализируемой организации. В ходе внутреннего анализа структуры активов, следует выяснить причины резкого изменения коэффициента за отчетный период.

Для ООО «Интерсервис-Посуда» коэффициент соотношения равен (все показатели рассчитываются в рублях):

Информация о работе Теоретические аспекты анализа финансовой устойчивости предприятия