Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

 Элементами финансовых  систем являются отдельные источники  образования и направления расходования  денежных средств, налоги, платежи,  пошлины, штрафы, денежные санкции.  К видам деятельности , осуществляемой в рамках финансовой системы относят бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудиторское финансовое инспектирование. К финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, однако в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами.

 Не принято включать  в финансовые системы стран  денежные средства домохозяйств, хотя они образуются из финансовой системой и переливаются в нее.

 Финансовая система  характеризуется не только своими  субъектами, частями и функциями  частей, но и движением финансовых  ресурсов, потоками денежных средств,  связывающими агентов финансовых  отношений и реализующими денежные  расчеты между ними. Финансовая  система страны обладает развитыми  внешними связями в виде прямых  и обратных финансовых потоков,  устанавливающими отношения между  страной и правительствами, банками,  компаниями других стран, международными  финансовыми центрами, фондами.

 

6.ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ФИНАНСЫ И ИХ СТРУКТУРА

 

Общегосударственные финансы  – важнейшее звено финансовой системы государства.

 Центральным звеном  финансовой системы Республики  Беларусь является республиканский  бюджет. Бюджет - основной финансовый  план формирования и использования  денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов). Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

 Из средств республиканского  бюджета могут выделяться бюджетам  областей и города Минска дотации,  субвенции, субсидии при недостаточности  средств их бюджетов для финансирования  отдельных расходов и мероприятий. 

 Доходная часть республиканского  бюджета формируется, главным  образом, за счет государственных  налогов, сборов и других источников.

 На уровне республики  и административно-территориальных  единиц могут создаваться внебюджетные  фонды. Функционально они отличны  от бюджетов своей целевой  направленностью и не включаются  в бюджеты. Государственные внебюджетные  фонды являются составной частью  государственных финансовых средств  и представляют собой совокупность  финансовых ресурсов, используемых  по целевому назначению. Создание  государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования  и порядка использования осуществляются  актами Президента Республики  Беларусь и законами Республики  Беларусь.

 Средства государственных  внебюджетных фондов не являются  частью бюджетов всех уровней  и не подлежат изъятию. 

 Налоги и другие  обязательные платежи могут направляться  в государственные внебюджетные  фонды в порядке, установленном  актами Президента Республики  Беларусь и законами Республики  Беларусь.

 Для возмещения юридическим  и физическим лицам ущерба, причиняемого  природными катаклизмами и несчастными  случаями, создаются специальные  страховые фонды. Имущественное,  личное страхование, страхование  ответственности как звено финансовой  системы выполняют именно эти  функции. Страхование перестало  быть государственной монополией. По аналогии с развитыми странами, в республике, наряду с государственными, функционируют негосударственные страховые организации. Они находятся под контролем государства и занимают определенное место на страховом рынке республики

 

7. Финансы субъектов  хозяйствования и их место  в фин сист

Финансы субъектов хозяйствования выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной  деятельности и необходимых для  формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов.

Конкретное содержание финансов хозяйствующих субъектов проявляется  в их функциях. Общепринято, что финансы  выполняют две функции: распределительную  и контрольную. Следует отметить, что применительно к финансам субъектов хозяйствования необходимо, прежде чем что-то использовать (т.е. распределять) сформировать. Поэтому  правомерно признать за ними наличие  трех функций:

1. Формирование капитала, доходов и денежных фондов - необходимое  условие осуществления непрерывности  воспроизводственного процесса. За  счет первичного распределения  выручки от реализации товаров  образуются специальные фонды.

2. Использование капитала, доходов и денежных фондов  на цели предусмотренные в финансовом плане. Денежный фонд - обособившаяся часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное функционирование. Денежные средства - это более широкое понятие, чем денежные фонды, которые составляют только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия, т. е. это целенаправленное движение денежных потоков в текущей, инвестиционной и финансовой сферах деятельности.

3. Контрольная - использование за соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов предприятий. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, достоверность которой должна быть достаточно высокой. Только при таком условии можно принимать обоснованные управленческие решения. Степень и полнота реализации контрольной функции финансов во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в хозяйстве.

 

8. Сущность бюджета  гос-ва, его эк роль

Гос. бюджет  представляет  экономическую категорию, которая отражает формирование и распределение централизованного фонда финансовых ресурсов государства.  Материальной основой государственного бюджета являются финансовые ресурсы, которые образуются в результате распределения и перераспределения национального дохода. Этот процесс опосредствуют экономические отношения, возникающие между государством и отдельными звеньями хозяйства и населения.

Функции:

Распределительная

Посредством распределительной  функции происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между отдельными отраслями народного хозяйства,  материальной и социально- культурной сферой.

Финансирование  социальной сферы

Прямые методы выражаются в непосредственном бюджетном финансировании  социальной сферы, крупных программ в области экологии, развития наукоемких отраслей, фундаментальных научных  исследований,  финансовой поддержке  малого бизнеса,  и др. 

Регулирующая

Которая посредством применения разных методов влияет на  формирование доходной и расходной частей бюджета. В основном выделяют косвенные (налоги, субсидирование, выдачу беспроцентных или льготных кредитов) и прямые методы.

Финансирование  социальной сферы

Прямые методы выражаются в непосредственном бюджетном финансировании  социальной сферы, крупных программ в области экологии, развития наукоемких отраслей, фундаментальных научных  исследований,  финансовой поддержке  малого бизнеса,  и др. 

Контрольная

Осуществляется постоянный контроль за своевременной и полной  мобилизацией всех источников поступлений, а также за рациональным расходованием бюджетных ресурсов.  Этот контроль возложен на все органы управления, налоговые службы, финансовые структуры и непосредственных распорядителей кредитов. 

 

 

9. Бюджетное устройство  и принципы построения бюджетной  системы

Для выполнения своих функций  государственный бюджет  создает  разветвленную сеть самостоятельных  структур, которая содействует своевременной  аккумуляции финансовых ресурсов и  рациональному их распределению  между  отдельными звеньями и сферами  хозяйства.

Бюджетное устройство отражает государственное  устройство данной страны и  определяет содержание бюджетной системы, а  также принципы ее построения.   

В странах, с федеральным устройством   бюджетная система, как правило, включает в себя три звена:

- федеральный бюджет.

- региональные бюджеты отдельных  республик. 

- местные бюджеты.

В РБ, которая является унитарным  государством, бюджетная система  включает два уровня: республиканский и местные бюджеты.

Ведущим звеном бюджетной системы  Республики Беларусь является республиканский  бюджет, в котором концентрируется   примерно половина бюджетных ресурсов государства и социально- культурных учреждений республиканского подчинения.

Республиканский бюджет перераспределяет финансовые ресурсы между местными бюджетами (областями и городом  Минском) для выравнивания их экономического и социально- культурного развития.  

В целом, бюджетная система  Республики Беларусь строится на основе следующих принципов: единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь и определяются административно-территориальным делением Республики Беларусь.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, формой бюджетной документации, использованием общей бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированного бюджета, согласованными принципами бюджетного процесса.

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них в полном объеме всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.        

Реальность бюджетов подтверждается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.        

Гласность бюджетов достигается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.        

Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие  государственные органы.  Самостоятельность отдельных бюджетов заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом РБ, местных бюджетов - решениями соответствующих местных органов власти.  Соответственно   их  исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

10. Структура бюджетной  системы Республики Беларусь

Бюджеты областей


Бюджет Республики Беларусь

Местные бюджеты

Республиканский

Бюджет г. Минска

Бюджет области

Бюджет  городов областного подчинения, расположенных  на территории

области

Бюджеты районов

Областной бюджет

Районный  бюджет

Бюджеты го-родов районо-го подчине-ния, располо-женных на территории района

Бюджет 

сельских 

советов

Бюджеты

поселков 

городского  типа


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон «О бюджетной системе РБ и  государственных внебюджетных фондах»  от 15.07.1997 г. № 192-3, вносит новый признак  — территориальный уровень, в соответствии с которым местные бюджеты подразделяются на бюджеты: первичного уровня (сельские, поселковые, (городов районного подчинения)); базового уровня (районные и городские, (городов областного подчинения)); бюджеты областного уровня.

Закон РБ "О бюджетной  системе РБ и государственных  внебюджетных фондах" от 15 июля 1998 г. устанавливает следующие принципы:

 единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов.

1. Принцип — единства. Единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий уровень бюджетов для составления сводов бюджетов РБ, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней.

2. Принцип полноты БС- все бюджетные фонды, образующиеся на территории РБ, зачисляются в соответствующие бюджеты; относительно расходов этот принцип означает, что все государственные расходы, финансируемые из основного централизованного денежного фонда государства, осуществляются через соответствующие бюджеты. Принцип полноты означает законность источников доходов и направлений расходов бюджета. Законодательство устанавливает, что финансы предприятий и др.юр.лиц не являются частью бюджета и не могут включаться в состав бюджетов органов государственной власти.

3. Принцип реальности БС-реализуется:

а) реальность обеспечивается ее законодательным  закреплением и не может быть изменена любым субъектом бюджетных отношений  в одностороннем порядке.

Б) предусматриваемые в бюджете  показатели по доходам и расходам основаны на реальных возможностях экономики  произвести определенный объем ВВП  и НД.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"