Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".
- аннулирование
4.текущий и последующий контроль за соблюдением законодательства по формированию и распределению государственного долга, а также постоянный мониторинг за рациональным расходованием средств централизованного фонда. Непрерывный контроль осуществляется также за своевременным погашением обязательств и своевременной уплатой установленных процентов.
16. Понятие финансовой политики государства, ее содержание, цели, задачи.
Финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства включает:
Основой финансовой политики являются финансовые отношения между государством и субъектами хозяйствования по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.
Основными целями финансовой политики являются: наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества; повышение уровни доходности на душу населения; увеличение бюджетной обеспеченности жителей; выполнение социальных стандартов, повышение жизненного уровня населения страны.
Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, приватизацию, определение приоритетных направлений развития страны. Базируется финансовая политика на соблюдении ряда требований: научный подход; учет конкретных исторических условий; тщательный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности; применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики для выполнения поставленных задач конкретного этапа развития; повышение эффективности использования финансовых ресурсов; прогнозирование результатов финансовой политики с учетом многовариантности расчетов; анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях предприятия и т.д. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
17. Элементы финансовой политики: структура и тактика
Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики государства, определенный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией развития страны.
Финансовая тактика - это комплекс мероприятий, направленных на решение задач конкретного этапа развития государства на основе разработанной финансовой стратегии, связанных с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из потребностей страны.
Стратегия и тактика неразрывно связаны между собой. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, определяя наиболее острые проблемы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения финансовых отношении, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией. Финансовая стратегия в Республике Беларусь как элемент финансовой политики государства регламентирована следующими основными документами:
® Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года;
Основные направления финансовой стратегии Республики Беларусь следующие:
-концентрация бюджетных средств с целью реализации государственных программ;
-оптимизация и
Финансовую стратегию в нашей стране определяют органы государственного управления - парламент; Администрация Президента; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и другие.
18. Основные составляющие
Фин политика гос-ва состоит из следущих основных частей: бюджетная политика, ценовая политика, денежно-кредитная политика, налоговая политика.
Бюджетная политика - это стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, с помощью которых осущ-ся мобилизация доходов в государственный бюджет для выполнения функций государства. Она связана с распределением фонда денежных средств государства, дальнейшим его использованием по целевому, отраслевому, территор. назначению и ориентирована на достижение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, ни преодоление бюджетного дефицита. Налоговая политика- это стратегия и тактика государства по выработке фирм финансовых отношений, позволяющих производить прямое изъятие части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет страны. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующие функции. Фискальная фцикция реализуется посредством изъятия доходов хозяйст-их субъектов и населения для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через эконом. рычаги воздействия (мотивация к труду, экономия финансовых ресурсов; финансовая поддержка рын реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие. Ценовая политика-стратегия и тактика гос-ва по регулированию процесса ценообразования и выработке форм финансовых отношений, связанных с получением доходов в бюджет государства.
Основную роль по реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь выполняет Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам. Денежно- кредитная политика - это стратегия и тактика государства в лице Национального банка РБ по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для достижения и поддержания высокого уровня экономики страны, стабилизации цен; укрепления национальной денежной единицы, уменьшении инфляции. Текущая денежно-кредитная политика направлена на: предоставление кредитов субъектам хозяйствования и населению на более привлекательных условиях; развитие финансового рынка; повышение устойчивости белорусского рубля; внедрение инноваций в банковскую сферу; привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
19.Понятие и виды финансового контроля.
Финансовый контроль — важнейший этап управления финансовыми ресурсами в процессе их образования, распределения и использования. Его главное назначение — обеспечить выполнение принятых программ, проектов и решений в соответствии с принципами законности и экономической целесообразности.
На всех этапах исторического развития финансовый контроль рассматривался органами власти и управления как главное средство проверки соблюдения законодательства и целевого использования финансовых ресурсов.
Можно выделить следующие виды контроля по времени проведения:
Предварительный контроль осуществляется при обосновании намечаемых решений и задач, т.е. до их реализации. Это могут быть экономические расчеты, прогнозирование альтернативных проектов для выбора оптимального.
Текущий контроль отождествляют с оперативной проверкой в коротком периоде времени выполнения различных операций и заданий для выявления отклонений и установления эффективности использования запланированных ресурсов.
Последующий контроль направлен в основном на оценку результатов хозяйственно-финансовой деятельности за прошедший период в масштабах всего государства. Его главная задача — анализ выполнения плана доходов и расходов государственного бюджета, использования и погашения государственного долга и т.п. Выводы из проведенного анализа, обобщающие как вскрытые недостатки, так и позитивные явления в оцениваемой сфере, используются при разработке проектов бюджета отдельных общегосударственных программ на предстоящий год и перспективу.
По способу проведения:
По субъекту, осуществляющему контроль:
20.Методы и формы финансового контроля.
Финансовый контроль — важнейший этап управления финансовыми ресурсами в процессе их образования, распределения и использования.
Основные формы финансового контроля можно классифицировать по ряду критериев:
По времени проведения: предварительный контроль; текущий контроль; последующий контроль.
По методу проведения контроля: проверка; обследование; мониторинг; надзор; ревизия; экономический анализ; финансовая диагностика.
По способу проведения: обязательный контроль; инициативный контроль.
По субъекту, осуществляющему контроль: общегосударственный контроль; ведомственный контроль; внутрихозяйственный контроль; аудиторский контроль; общественный контроль.
Методы контроля во многом зависят от его конкретной цели, задач, объекта и периода проведения.
Проверка — производится по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и других документов; выявляет нарушения финансовой дисциплины, целесообразность использования конкретных методов аккумуляции и расходования финансовых ресурсов.
Обследование — охватывает отдельные участки деятельности субъектов хозяйствования; предполагает контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Мониторинг — постоянное наблюдение за ходом, законностью и своевременностью поступления денежных ресурсов и их рациональным использованием.
Надзор — контроль со стороны контролирующих органов за соблюдением установленных правил и нормативов экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид деятельности (страховую, инвестиционную, банковскую и др.). Вскрытое нарушение влечет за собой отзыв лицензии.
Ревизия — глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности, эффективности. В процессе ревизии выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Экономический анализ — детальное изучение годовой (как правило) финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности субъекта за прошедший период, определяющих его финансовое состояние и перспективы развития. 92
Финансовая диагностика — совокупность исследовательских процедур по оценке результативности финансовой деятельности соответствующих субъектов.
Аудиторский контроль — форма независимого финансового контроля за достоверностью бухгалтерской отчетности и других финансовых документов.
Общественный контроль — осуществляется отдельными физическими лицами или группами (профсоюзами, садоводческими и другими общественными организациями) в отношении финансово-хозяйственной деятельности отдельных организаций.
21.Аудиторский контроль, его сущность и назначение
Аудит зародился в недрах старейшей цивилизации на Ближнем Востоке примерно в III—V вв. до н.э. Его главным назначением была проверка достоверности учета доходов и расходов государства. Высокоорганизованные страны (Греция, Китай, Рим) использовали систему контроля над расходованием общегосударственных средств, взиманием налогов. XIII—XVI вв. встречаются упоминания об аудиторах Великобритании, Италии и Франции. Постепенно расширялся предмет аудита, его объектом стала обязательная проверка отчетов муниципалитетов, частных землевладельцев, ремесленных гильдий. В конце XVII в. независимым аудиторам доверялась проверка правильности составления письменной документации. Однако только в конце XIX в. в условиях развития капитализма независимый аудит был признан одной из важнейших форм финансового контроля.В 1994 г. был принят и введен в действие первый Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», установивший правила и порядок проведения внешнего аудита отдельными аудиторскими организациями и аудиторами, а также определивший функции аудиторской палаты.