Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:29, курсовая работа
Целью написания выпускной квалификационной работы исследование теоретических и прикладных аспектов потребительского кредитования и его развития в кредитных организациях Российской Федерации в современных экономических условиях.
Осуществление этой цели связано с решением комплекса задач, стоящих перед данным исследованием:
1) раскрыть сущность, особенности и формы потребительского кредитования в Российской Федерации;
2) отобразить основные нормативные акты ЦБ РФ, регулирующие вопросы потребительского кредитования в кредитных организациях;
Введение
Раздел 1 Теоретические основы потребительского кредитования в кредитной организации.
1.1 Нормативно-правовое регулирование рынка потребительского кредитования в Российской Федерации.
1.2 Экономическая сущность потребительского кредита, его виды.
1.3 Порядок оценки рисков, связанных с потребительским кредитованием, и методы управления ими.
1.4 Сравнительный анализ зарубежного и российского рынков потребительского кредитования.
Раздел 2 Порядок кредитования физических лиц, документальное оформление и отражение в учете операций по потребительскому кредитованию.
2.1 Порядок кредитования физических лиц, документальное оформление операций.
2.2 Отражение операций потребительского кредитования в бухгалтерском учете
2.3 Влияние доходов и расходов, получаемых по операциям кредитования физических лиц, на финансовый результат деятельности банка и исчисление налога на прибыль
2.4 Характеристика кредитных продуктов для физических лиц, предоставляемых ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
2.5 Анализ рынка потребительского кредитования на современном этапе в России, в том числе Орловской области.
Раздел 3. Рынок потребительского кредитования: проблемы и перспективы развития.
3.1 Повышение роли бюро кредитных историй в процедуре принятия решения о целесообразности выдачи кредита.
3.2 Проблемы потребительского кредитования в Российской Федерации
3.3 Перспективы развития кредитования физических лиц
Заключение
Библиографический список:
В свою очередь, в Орловской области объем кредитов, предоставленных физическим лицам занимает на 1 января 2010 года около 12% от общего объема размещенных кредитов. Размер кредитов, выданных населению на 1 января 2010 года, снизился на 62% по сравнению с 1 январем 2009 года и составил 2771, 3 млн. рублей. (Приложение П) Величина просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, возросла в 2, 5 раза по сравнению с началом 2009 года и составила в общей сумме просроченной задолженности 14,8%. (Приложение Р) С целью снижения кредитного риска банки использовали достаточно консервативные подходы при кредитовании населения области. Вместе с тем, по мнению участников мониторинга, проводимого Банком России, замедлилось ухудшение условий кредитования. Средневзвешенная процентная ставка размещения по сравнению с январем 2009 года снизилась на 2,68 процентных пункта и составила в декабре 15,53%. [23] (Приложение С)
Таким образом, финансовый кризис отразился на рынке потребительского кредитования сменой бурного роста на спад, выразившейся в снижении объемов кредитования физических лиц и росте просроченной задолженности по нему. Однако проведенные исследования показали, что, несмотря на снижение потребительского кредитования, большая часть нуждается в данной услуге для приобретения жизненно необходимых товаров.
Таким образом, кредитование физических лиц в ОАО АКБ «Пробизнесбанк» представлено 3 видами продуктов, а также кредитными картами. Финансовый кризис отразился как на рынке потребительского кредитования в целом, так и Орловской области в частности. Основными проявлениями являются снижение объемов кредитования и рост просроченной задолженности.
Рынок потребительского кредитования в последние годы стремительно развивался, ежегодно удваивая объемы выдаваемых ссуд. Во времена кредитного бума банки зачастую компенсировали принимаемые риски массой выданных займов. Однако финансовый кризис повлиял негативно на рынок потребительского кредитования и привел к сокращению количества выдаваемых кредитов и ужесточению требований банка к своим потенциальным заемщикам. И плохая кредитная история зачастую становится причиной отказа клиенту в получении ссуды.
По данным компании "Кредитмарт", основная причина отказов в выдаче кредита — негативная кредитная история, а количество одобренных банками заявок на кредит в конце 2008 года не превышало 20%. Около 80% всех отказов банков по потребительским кредитам происходит именно из-за плохой кредитной истории. [31] Заемщикам необходимо всегда помнить, что для банков наличие даже минимальных просрочек в условиях кризиса является негативным фактором и приводит к отказам.
Каждый банк формирует собственную базу данных о своих заемщиках, в которой отражаются все этапы выдачи и погашения ссуды. Поэтому при повторном обращении в тот же банк за кредитом отследить платежную дисциплину заемщика не трудно. Но нередко за следующим кредитом заемщик обращается в другой банк. В этом случае банк может запросить кредитную историю заемщика из бюро кредитных историй (БКИ).
Специализированные бюро кредитных историй собирают данные о заемщиках вот уже более четырех лет (первое такое бюро было зарегистрировано в начале 2006 года). в стране работает 33 бюро. [29] Причем, примерно 98% информации о заемщиках сконцентрировано в 5 крупнейших бюро, а на долю остальных, мелких региональных бюро, приходится не более 100 тыс. кредитных историй, и существенного влияние на рынок они не оказывают. [20]
Необходимость запроса кредитной истории в бюро зависит от внутренней политики банка. Но, как правило, большинство крупных банков запрашивает информацию по каждому заемщику, независимо от вида кредитной программы. При этом каждый заемщик вправе самостоятельно распоряжаться своей кредитной историей. И чтобы информация попала в одно из БКИ, самого факта наличия кредита недостаточно. Банк имеет право предоставить информацию о кредитной истории заемщика только с его документально подтвержденного согласия. Согласие заемщика потребуется и в том случае, если банк захочет ознакомиться с его платежной дисциплиной, направляя запрос в БКИ. Предоставлять свои данные или нет — дело добровольное, но шансы на получение ссуды у тех, кто не делится своей кредитной историей, чрезвычайно низки. Такие клиенты вызывают настороженность и чаще всего получают отказ. Впрочем, они встречаются редко, так как заемщики заинтересованы в создании собственного положительного имиджа не меньше банков.
Кредитная история заемщика, безусловно, является одним из важных показателей при принятии банком решения о выдаче кредита, но носит для банка скорее справочный характер. На кредитную историю заемщика влияет как количество, так и длительность просрочек по платежам. Однако сами просрочки оцениваются и с учетом психологии людей. Например, разный подход может быть при просроченных выплатах по одному из залоговых видов кредита и по овердрафту на кредитной карте. Обычно люди чаще и легче допускают просрочки по кредитным картам, платежная дисциплина в этом кредитном продукте в целом слабее. Поэтому и критерии оценки карточной кредитной истории чуть менее строги. Помимо предоставления кредитных историй некоторые БКИ помогают оценить платежные качества заемщика, разрабатывая собственные скорринговые методики.
Впрочем, окончательное решение о выдаче кредита все равно остается за Кредитным комитетом банка. Потому что в банках больше доверяют своим скорринговым методикам. Процедура разработки скорринговой карты очень деликатна, а данные, на основе которых принимаются решения о выдаче кредита, строго конфиденциальны. Поэтому подобный продукт, разработанный сторонней организацией, несет в себе высокие риски. Тем не менее, банки при помощи НБКИ могут проверить достоверность анкетных данных заемщика. Кроме того, это позволяет пресечь такие распространенные сегодня мошенничества с использованием подложных и краденых документов. Например, ОАО АКБ «Пробизнесбанк» активно сотрудничает с ОАО «Национальным бюро кредитных историй», что позволяет ему более тщательно оценивать кредитоспособность клиента. (Приложение Т)
Положительная кредитная история позволяет не только получить ссуду, но и оформить ее на льготных условиях. Получить пониженную процентную ставку или снизить размер комиссий можно лишь при наличии хорошей кредитной истории в том же банке, в котором оформляется повторный кредит. Заемщики стороннего банка в большинстве случаев на такие преференции вряд ли могут рассчитывать. Но бывают и исключения, когда равноценными считаются клиенты как ранее успешно погасившие кредит в банке, так и заемщики сторонних банков. Например, в ОАО АКБ «Пробизнесбанк» применение понятия «Положительный заемщик».
Каждая кредитная история имеет свой срок давности, она составляет 15 лет, после чего история удаляется как из БКИ, так и из Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ). [20] Несмотря на нормативы, ограничивающие сроки хранения документов, пользоваться собственной базой данных, которая формируется в электронном виде по каждому заемщику, банк может бессрочно. Впрочем, данные в кредитной истории могут быть некорректными. Чтобы снять спорные моменты, возникающие при ознакомлении с историей, например, если речь идет об ошибочной информации, заемщик должен обратиться в БКИ.
Таким образом, бюро кредитных историй приобретает все более весомую роль в процедуре принятия решения. Это связано с накопившимся за последние годы массивом информации о заемщиках и налаженными процедурами взаимодействия между банками и БКИ. Накопленный опыт работы БКИ в России позволяет банкам существенно повысить степень использования данных, получаемых от бюро, и принимать более взвешенные решения на их основе, необходимость в которых особенно остро ощущается в период кризиса.
Итак, состояние рынка потребительского кредитования постепенно начинает улучшаться, однако по-прежнему на рынке потребительского кредитования существует много проблем:
1) Просроченная ссудная задолженность. Размер просроченной задолженности по потребительскому кредитованию с 1 января 2008 года по 1 апреля 2010 года увеличился почти в 3 раза с 96,5 млрд. рублей до 261,2 млрд. рублей. [24] Следствием значительной просроченной задолженности явилось ужесточение условий предоставления заемных средств клиентам банков.
2) Динамика рынка потребительского кредитования прямо коррелирует с тенденциями финансового рынка в целом. И в настоящий момент, так же как и все остальные сегменты сферы кредитования, рынок потребительских кредитов сократился под воздействием кризиса ликвидности.
3) Изменение мотивации клиентов, оформляющих потребительский кредит. Раньше одолженные средства использовались исключительно напрямую, то есть на неотложные нужды. Теперь заемщиками гораздо чаще стала рассматриваться возможность перекредитования. Это особенно актуально для тех, кто оформлял кредиты в валюте, в том числе на покупку, например, автомобиля.
4) Отсутствие достаточного регулирования законодателем правоотношений в области потребительского кредитования, что приводит на практике к возникновению различного рода судебных споров между кредитором и заемщиком.
5) Низкая капитализация. Именно проблема низкой капитализации остается основным препятствием на пути развития отечественного потребительского кредитования. Рынок развивается, в основном, за счет крупных игроков. Большое количество средних и мелких банков не могут осуществлять потребительское кредитование из-за недостаточности средств.
6) Недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.
7) Насыщение рынка. Практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может или по каким-либо причинам не хочет брать новые.
Частично решить имеющиеся на текущий момент проблемы в сфере потребительского кредитования должен ФЗ "О потребительском кредитовании", законопроект которого уже подготовлен в окончательном варианте Минфином.[27] Его целями являются защита прав и законных интересов заемщиков - физических лиц и кредиторов, укрепление доверия к банковской системе РФ, повышение устойчивости финансовой системы, создание условий для предотвращения недобросовестной конкуренции в сфере потребительского кредитования.
В соответствии с положениями рассматриваемого законопроекта подготовительный этап при заключении договора потребительского кредита состоит из нескольких составляющих элементов. В силу специфичности рассматриваемых правоотношений указанные составляющие элементы представлены структурно в виде схемы (Приложение У).
Такая структура правоотношений кредитной организации, оказывающей финансовые услуги потребителям, представляется оптимальной и в достаточной степени сбалансированной. Она позволяет, как достаточно эффективно защитить права потребителя на рынке, так и не подразумевает ущемления прав банка-кредитора. Последнее является крайне важным, так как довольно часто складывается ситуация, при которой высокая степень защиты прав потребителей достигается значительным сокращением прав кредиторов.
Согласно законопроекту, заемщик получает право отказаться от исполнения кредитного договора в течение 2 недель с момента заключения договора (период охлаждения). Данное право является безусловным. Заемщик получает право на досрочное погашение кредита. Особые условия могут предусматриваться для ипотечных и жилищных кредитов. Заемщик получает также право отказаться от кредита при обнаружении существенных недостатков товаров (услуг), приобретаемых за счет кредитных средств (например, договора купли-продажи). При определенных в законе условиях кредитная сделка и финансируемая за счет кредита сделка признается связанными, при этом отказ от одной из них дает заемщику право отказаться и от другой.
Как отмечается в законопроекте, в оказании услуг заемщику на рынке потребительского кредитования, помимо кредитных организаций, принимает участие широкий круг лиц: страховые компании, кредитные брокеры, оценщики, бюро кредитных историй, коллекторы, финансовые и налоговые консультанты и т.д. Закон вводит понятие кредитного брокера, устанавливает его права, обязанности и ответственность. Закон регулирует особенности деятельности коллекторских агентств при взыскании просроченной задолженности по потребительским кредитам, защищая граждан от произвола коллекторов. [27]
Кроме того, в законопроекте предусмотрено, что закон исключает широкие возможностей для злоупотребления правом со стороны кредитора. Это, в частности, происходит при начислении пеней и штрафов, изменении процентной ставки, установлении повышенных, так называемых штрафных процентов, изменении подсудности (договорная подсудность, установлении договорной очередности списаний со счета заемщика и т.п. Закон исключает также неограниченное право кредитора требовать возврата кредита при незначительном нарушении заемщиком условий договора. Такое право возникает, если заемщик просрочил несколько последовательных платежей или размер просрочки превысил 10% кредита.
Таким образом, в потребительском кредитовании существует множество проблем, мешающих его поступательному развитию. Однако вступление в силу рассматриваемого ФЗ «О потребительском кредитовании» должно устранить многие из них, а также уменьшить количество судебных споров между потребителем и кредитором.
В последние годы потребительское кредитование в России развивалось стремительными темпами, количество банков на рынке потребительского кредитования росло в геометрической прогрессии, однако в недавнем времени ситуация начала меняться в связи с финансовым кризисом. Рост рынка заметно приостановился и наметились тенденции отрицательной динамики развития. Однако по итогам совместного опроса порталов Bankir.Ru и Ipocredit.ru, в 2010 году по мнению респондентов активнее всего будет восстанавливаться потребительское кредитование (33%). (Приложение Ф)
С начала 2010 года состояние рынка потребительского кредитования начинает постепенно улучшаться, объемы кредитования возрастать, процентные ставки уменьшаться, банки создают новые виды продуктов, а суммарный объем просроченной задолженности снижает стремительные темпы своего роста. Все эти факторы свидетельствуют о постепенном стремлении к восстановлению докризисного состояния рынка кредитования физических лиц.
Информация о работе Рынок потребительского кредитования: проблемы и перспективы развития