Рынок потребительского кредитования: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы исследование теоретических и прикладных аспектов потребительского кредитования и его развития в кредитных организациях Российской Федерации в современных экономических условиях.
Осуществление этой цели связано с решением комплекса задач, стоящих перед данным исследованием:
1) раскрыть сущность, особенности и формы потребительского кредитования в Российской Федерации;
2) отобразить основные нормативные акты ЦБ РФ, регулирующие вопросы потребительского кредитования в кредитных организациях;

Содержание

Введение
Раздел 1 Теоретические основы потребительского кредитования в кредитной организации.
1.1 Нормативно-правовое регулирование рынка потребительского кредитования в Российской Федерации.
1.2 Экономическая сущность потребительского кредита, его виды.
1.3 Порядок оценки рисков, связанных с потребительским кредитованием, и методы управления ими.
1.4 Сравнительный анализ зарубежного и российского рынков потребительского кредитования.
Раздел 2 Порядок кредитования физических лиц, документальное оформление и отражение в учете операций по потребительскому кредитованию.
2.1 Порядок кредитования физических лиц, документальное оформление операций.
2.2 Отражение операций потребительского кредитования в бухгалтерском учете
2.3 Влияние доходов и расходов, получаемых по операциям кредитования физических лиц, на финансовый результат деятельности банка и исчисление налога на прибыль
2.4 Характеристика кредитных продуктов для физических лиц, предоставляемых ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
2.5 Анализ рынка потребительского кредитования на современном этапе в России, в том числе Орловской области.
Раздел 3. Рынок потребительского кредитования: проблемы и перспективы развития.
3.1 Повышение роли бюро кредитных историй в процедуре принятия решения о целесообразности выдачи кредита.
3.2 Проблемы потребительского кредитования в Российской Федерации
3.3 Перспективы развития кредитования физических лиц
Заключение
Библиографический список:

Работа содержит 1 файл

ИТОГОВЫЙ ДИПЛОМ.doc

— 981.00 Кб (Скачать)

В сегменте потребительского кредитования этому способствует несколько причин:

— смягчение требований к заемщикам. Многие банки изменили подход к расчету максимально возможной суммы кредита, отменили требования к обязательному наличию справки 2−НДФЛ, лояльнее подходят к стажу работы и возрасту клиента. И в дальнейшем собираются продолжить взвешенную кредитную политику.

— уровень ставок. Под давлением ЦБ, как административным (требованием снижать ставки по привлекаемым ресурсам), так и рыночным (снижением ставки рефинансирования), банки начали менять условия кредитования. [37]

Необходимо также отметить, что под влиянием кризиса большинство банков убрали экспресс-кредиты из своих продуктовых линеек, поэтому их возвращение — важный симптом. В посткризисный период продукт стал доступнее, но цена его по-прежнему высока. Банки уменьшают стоимость кредитов преимущественно обеспеченных, более перспективных с точки зрения возврата. Осторожна и маркетинговая политика. В основном кредитные программы предлагаются в рамках зарплатных проектов, для давних клиентов, успешно погасивших прежние обязательства, а также для вкладчиков банков. Число предложений для этих групп клиентов растет, в рамках стандартных программ им предоставляются более низкие ставки и комиссии. Очевидно, отношение будет меняться по мере улучшения платежеспособности клиентов, а это в наибольшей степени зависит от состояния их работодателей. [37]

Тенденция к росту активности банков и их клиентов, пусть даже умеренная, свидетельствует о стабилизации ситуации в банковской сфере. Оттаивающий после кризиса рынок розничного кредитования стал объектом усиленного внимания со стороны российских банков. Так, например, Сбербанк поделился с общественностью своими планами занять 38-40% рынка розничных кредитов вместо нынешних 32%. Конкуренты не отстают: предложения о сниженных процентные ставках и смягчённых условиях кредитования поступают постоянно от различных банков. За 2009 год подобные действия были предприняты рядом банков, среди которых Банк Москвы, Юникредитбанк, Юниаструмбанк, Газпромбанк, Райффазенбанк, Запсибкомбанк, Ханты-Мансийский банк и другие. Ситуацию на рынке к началу 2010-го года некоторые эксперты называют ренессансом потребительского кредитования.

В 2010 году, в России, вопрос о том, как снизить процентные ставки на рынке потребительского кредитования, как никогда актуален. «Правительство ставит перед собой такую задачу, чтобы в ближайшие несколько лет в нашей банковской системе ставка по кредитам составляла где-то 6%», – заявил премьер-министр Владимир Путин на инвестиционном форуме в Сочи. [27]

Однако в существующей экономической ситуации трудно прогнозировать, насколько выполнима поставленная задача. Ведь для того, чтобы она была реализована, необходимы два условия: низкий уровень инфляции и полная экономическая стабильность. И если первое из них успешно достигнуто, то сказать, в какие сроки Россия выйдет из экономического кризиса, в настоящее время не может ни один эксперт. Ясно одно: в краткосрочной перспективе не удастся достичь поставленной цели. [27]

Возможно, правительство и не стремится выполнить задуманное в короткие сроки. Доступные кредиты – это, скорее, одно из базовых условий, которое в совокупности с решением других сложных экономических задач позволит в среднесрочной перспективе поставить российскую экономику на рельсы устойчивого развития. Чтобы банки могли кредитовать под 6%, им необходимо иметь ресурсы стоимостью порядка 3% и очень надежных заемщиков. Первое достижимо лишь при снижении инфляции хотя бы до трехпроцентного уровня, второе требует преодолеть кризис. Сейчас и инфляция снижается, и кризис отступает. Если данные тенденции сохраняться, то достижение цели возможно за 4–5 лет. [27]

Уровень риска и стоимость ресурсов для кредитора – таковы основные факторы, от которых зависит размер ставки по потребительскому кредиту. Поэтому для того, чтобы снизить ее, правительство должно, прежде всего, разработать программы целевой финансовой поддержки банковской системы по сегменту розничного кредитования и обеспечить возвратность выдаваемых средств.

Кроме того, стоимость потребительских кредитов будет зависеть не только и не столько от законодательных инициатив, сколько от многих внешних условий. Чтобы ставки снизились до 6%, необходимы: снижение уровня кредитных рисков, снижение стоимости долгосрочного фондирования (которого в массовом объеме сейчас вообще нет), стабилизация ситуации на рынках и в экономиках стран.

В целом, по мнению экспертов, рынок потребительского кредитования восстановится и вернется на докризисный уровень гораздо быстрее остальных, потому что на краткосрочные мелкие займы спрос гораздо выше, чем на крупные долгосрочные кредиты.

Мнения аналитиков по поводу перспектив потребительского кредитования расходятся. По словам Первого заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева антикризисная политика будет сворачиваться, цены вместе с инфляцией – падать, а Банк России продолжит дальнейшее снижение ставки рефинансирования. Кроме того, кредитование увеличится на 20% в 2010 году.

Однако по словам Главы Сберегательного банка Германа Грефа в 2010 году будет наблюдаться значительный объём просроченной задолженности, до 20% в виде реструктурированные банками в кризис кредитов. В результате банковская система может стать убыточной, если не сумеет обеспечить соответствующий объём резервов на возможные потери.

Мнения аналитиков весьма неоднозначны, как и состояние рынка потребительского кредитования. Но статистические данные указывают на наличие положительной тенденции постепенного восстановления докризисного состояния банковской системы, как и всей экономики, а значит, России следует ожидать оживления и подъёма, которые закономерно сменят депрессию, вызванную финансовым кризисом. [37]

Таким образом, перспективы развития потребительского кредитования положительны в случае решения существующих проблем на рынке потребительского кредитования. Достижение низких процентных ставок в долгосрочной перспективе помогли бы оживить отечественный рынок. Однако говорить о том, насколько благодаря данной инициативе возрастет конкурентоспособность условий кредитования на мировом уровне, нельзя.

Таким образом, можно сказать, что перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост данного сегмента. Устранение большинства факторов путем вступления в действие ФЗ «О потребительском кредитовании» должно обеспечить значительное улучшение состояния рынка потребительского кредитования, его дальнейшее развитие и укрепление, которое в перспективе, возможно, приведет к значительному снижению процентных ставок вплоть до 6%, а, следовательно, к повышению спроса населения на услуги кредитования, росту его объемов, а значит и прибыли кредитных организаций в данной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, необходимо отметить, что цель написания выпускной квалификационной работы была достигнута. В работе исследованы теоретические и прикладные аспекты потребительского кредитования и его развития в кредитных организациях Российской Федерации в современных экономических условиях. Все поставленные задачи выполнены.

Итак, потребительский кредит является одной из наиболее удобных форм кредитования физических лиц. В России к потребительским ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды. В отличие от российской трактовки потребительские ссуды в западной банковской практике определяют несколько иначе, а именно: потребительскими называют ссуды, предоставляемые частным заемщикам для приобретения потребительских товаров и оплаты соответствующих услуг. Существуют различные формы потребительского кредитования, которые с каждым годом расширяются. Классификация потребительских ссуд заемщиков возможна по ряду признаков, в том числе по субъектам кредитной сделки, по целевому направлению, по видам обеспечения, по способу предоставления, по срокам и методу погашения.

Потребительское кредитование регулируется в Российской Федерации различными нормативно-правовыми актами, однако не существует специальных действующих законов, регулирующих конкретно данную область кредитования. В связи с чем, взаимоотношения между заемщиком и банком выстраиваются на основании общих норм российского гражданского и банковского законодательства, а также законодательства о защите прав потребителя, что является явно не достаточным.

                  При кредитовании возникают риск не возврата заемщиком суммы кредита, риск  невыплаты процентов по ней, а также  риск несвоевременной уплаты основной суммы долга и процентов, кроме этого существует риск неисполнения  заемщиком каких-либо пунктов договора кредита. Кредитные операции важны для банков, а, значит, важным становится и разработка комплекса мероприятий по снижению риска кредитных операций и управление кредитным риском, которые включают:

                  Оценка кредитоспособности заемщика.

                  Страхование кредитов.

                  Привлечение достаточного обеспечения.

                  Выдача дисконтных ссуд.

                  Уменьшение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику.

Наиболее актуальным направлением является оценка кредитоспособности заемщика, который основывается на бальной оценке ссудополучателя для определения его рейтинга. Существуют различные методы оценки: скорринговая оценка, изучение кредитной истории, оценка на основе финансовых показателей платежеспособности. Поскольку платежеспособность заемщика – физического лица не является единственным фактором и показателем его кредитоспособности, требуется дополнительная защита от кредитного риска при помощи поручителей, платежеспособность которых также рассчитывается. Обеспечением возврата ссуды может выступать и ликвидное имущество.

В зарубежных странах система потребительского кредитования уже “сформировалась” в то время как в России она находится в стадии становления. В целом техника предоставления кредита одинакова во всех странах, однако существуют некоторые отличия. Для широкого распространения потребительского кредитования в Российской Федерации необходимо произвести  нормализацию политического и экономического климата в стране, включая упорядочение и четкое соблюдение хозяйственного законодательства, принимая во внимание опыт зарубежных стран, в которых потребительский кредит обеспечивает всестороннее удовлетворение потребностей населения.

В данной работе был рассмотрен порядок осуществления кредитования физических лиц на примере ОАО АКБ «Пробизнесбанк», его документальное оформление и отражение в учете. Данная кредитная организация активно занимается оказанием населению услуг потребительского кредитования и предоставляет различные кредитные продукты, в том числе и кредитные карты. Было выявлено, что доходы и расходы кредитной организации по операциям кредитования физических лиц напрямую влияют на ее прибыль, а следовательно и на исчисление налога на прибыль.

В 2006-2008 годы потребительское кредитование в России развивалось стремительными темпами, количество банков на рынке потребительского кредитования росло в геометрической прогрессии, однако в недавнем времени, в эпоху финансового кризиса, ситуация начала меняться. Рост рынка заметно приостановился, и наметились тенденции отрицательной динамики развития.

В начале 2010 года рынок стал оживать в связи с улучшением общего экономического состояния страны. Стала прослеживаться положительная динамика развития рынка: незначительно, но постепенно начали возрастать объемы кредитования, замедляются темпы роста просроченной задолженности, снижение процентных ставок и создание новых кредитных продуктов банками, а также повышение потребности населения в кредитах. Однако перспективы развития кредитования неоднозначны. И неизвестно через какой период времени состояние рынка потребительского кредитования выйдет на докризисный уровень, так как в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет увеличения количества невозвращенных кредитов.

Для скорейшего преодоления последствий влияния финансового кризиса на рынок потребительского кредитования кредитным организациям предлагается:

- расширять объемы кредитования путем повышения спроса населения на него за счет создания новых кредитных продуктов, совершенствования условий уже существующих, снижения стоимости кредитных ресурсов, создания эффективных рекламных программ и др.;

- сокращение количества затрат на осуществление кредитных операций за счет привлечения более дешевых ресурсов; увеличение числа заемщиков, обладающих высокой степенью платежеспособности, не требующей создания резерва на возможные потери; увеличение удельного веса стандартных ссуд; принятие в обеспечение легкореализуемого залога, надежных поручительств, гарантий и других способов обеспечения выполнения обязательств по кредитному договору;

- снижение кредитного риска путем применения качественных и эффективных методик его оценки, а также постоянное усовершенствование систем управления кредитными рисками;

- снижение размера просроченной задолженности путем передачи дел клиентов по безнадежным к взысканию ссудам в арбитражный суд для принудительного взыскания, рассмотрения возможности реализации залога по ним, списания за счет резерва на возможные потери, продажи безнадежных ссуд коллекторским агентствам.

Кроме того, кредитным организациям необходимо не допустить дальнейшего роста просроченной задолженности благодаря:

Информация о работе Рынок потребительского кредитования: проблемы и перспективы развития