Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:01, дипломная работа
Цель работы – разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности компьютерной фирмы. Повысить эффективность деятельности компьютерной фирмы путем формирования стратегии конкурентоспособности.
Основные задачи исследования:
Рассмотреть особенности конкуренции предприятий;
Исследовать повышение конкурентоспособности ООО «Волшебный мир компьютеров».
Разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих конкурентоспособность компьютерной фирмы «Волшебный мир компьютеров».
Введение 5
Глава 1.Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1.Конкурентоспособность как важнейший инструмент в развитии экономики………………………………………………………………………….7
1.2. Методы оценки конкурентоспособности.. 10
1.3. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий…………..16
Вывод по главе 1..………………………………………………………………..19
Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Волшебный мир компьютеров»
2.1. Характеристика ООО «Волшебный мир компьютеров»…………………21
2.2. Анализ внутренней среды ООО «Волшебный мир компьютеров»……………………………………………………………………29
2.3. Анализ внешней среды ООО «Волшебный мир компьютеров». ………..43
2.4. Расчет конкурентоспособности ООО «Волшебный мир компьютеров»……………………………………………………………………46
2.5. SWOT-анализ конкурентных позиций…………………………………….53
Вывод по главе 2.………………………………………………………………..59
Глава 3. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих конкурентоспособность ООО «Волшебный мир компьютеров»
3.1. Внедрение новой должности - менеджер по ключевым клиентам……...62
3.2. Повышение конкурентоспособности фирмы за счет стимулирования сбыта товара ООО «Волшебный мир компьютеров» ………………………...71
3.3. Разработка предложений по продвижению товаров ООО «Волшебный мир компьютеров»………………………………………………………………75
Вывод по главе3.……………………………………………………….………...80
Заключение 83
Список литературы 86
7
Содержание
Введение 5
1.2. Методы оценки конкурентоспособности..
Вывод по главе 1..………………………………………………………………..
Вывод по главе 2.………………………………………………………………..59
Вывод по главе3.……………………………………………………….…
Заключение 83
Список литературы 86
Приложение..………………………………………………
Введение
В современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного вида деятельности.
Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делает актуальной тему данного дипломного проекта.
В процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их товаров и услуг;
сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности.
Цель работы – разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности компьютерной фирмы. Повысить эффективность деятельности компьютерной фирмы путем формирования стратегии конкурентоспособности.
Основные задачи исследования:
Рассмотреть особенности конкуренции предприятий;
Исследовать повышение конкурентоспособности ООО «Волшебный мир компьютеров».
Разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих конкурентоспособность компьютерной фирмы «Волшебный мир компьютеров».
Объектом исследования дипломного проектирования является общество с ограниченной ответственностью «Волшебные мир компьютеров» (далее – ООО «ВМК»). Компания работает на рынке г. Пскова и осуществляет реализацию компьютерной техники, комплектующих, расходных материалов к ней, и сервисное обслуживание.
Предметом исследования являются мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы исследования: анализ, группировка, сравнение, расчетно-аналитические методы, структурно-динамические методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулирован ряд конкретных предложений по повышению конкурентоспособности конкретного предприятия.
Под «конкурентоспособностью предприятия» понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения. Понятно, что «рыночная сила» предприятия зависит от ряда факторов эффективности ведения бизнеса компании, которые являются преимуществами («сильными сторонами») по сравнению с конкурентами, как-то, эффективность системы продаж (маркетинговой и сбытовой инфраструктуры); уровень цен на реализуемую продукцию, зависящий от себестоимости производства и реализации продукции предприятия; качественные характеристики производимой продукции и ряд других. За счет своих рыночных преимуществ, предприятие получает возможность потеснить конкурентов на рынке, повысить собственные объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет манипулирования объемом продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли).[23,с.37]
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
качество продукции и услуг;
наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
уровень квалификации персонала и менеджмента;
технологический уровень производства;
налоговая среда, в которой действует предприятие;
доступность источников финансирования.[9,с.80]
Параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия:
1. производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);
2. финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
3. имидж предприятия – моральный капитал предприятия;
4. товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
5. научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
6. инвестиционный потенциал;
7. трудовые ресурсы;
8. управленческий и информационно-аналитический потенциал;
9. бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) – установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.
Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления, которые можно представить в виде следующей классификационной структуры:
конкурентное преимущество, основанное на экономических факторах определяется лучшим общеэкономическим состоянием рынков, объективными факторами, стимулирующими спрос (большая и растущая емкость рынка);
конкурентное преимущество, основанное на нормативно-правовых актах (льготы, иные привилегии, которые предоставляются региону или отдельному предприятию, органов власти и управления, исключительные права на интеллектуальную собственность);
конкурентное преимущество структурного характера определяется высоким уровнем производства и реализации на предприятиях, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка;
конкурентное преимущество, связанное с административными мерами, определяется ограничениями со стороны органов власти (выдачи лицензий, патентов);
конкурентное преимущество, определенное уровнем развития инфраструктуры предприятия, возникает при разной степени развития необходимых средств коммуникации, организованности и открытости рынков труда и капитала;
конкурентное преимущество технические (технологические) определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли;
конкурентное преимущество, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных (о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка);
конкурентное преимущество, основанное на географических факторах – выгодное географическое положение, недоступность транспортных средств для перемещения товаров;
конкурентное преимущество, основанное на демографических факторах;
конкурентное преимущество не правового порядка, достигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей.
Главным элементом конкуренции на любом рынке является продукция, с помощью которой потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает требуемую ему прибыль, следовательно, конкурентоспособность именно продукции, а не предприятия или отрасли, является базовым понятием конкуренции. [10,с.77]
Под конкурентоспособностью понимается способность торгового предприятия сформировать и использовать в долгосрочной перспективе совокупный потенциал, обеспечивающий предприятию устойчивое рыночное положение, экономические преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами рынка и реализацию его приоритетных целей. [26,с.180]
На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов.
Конкурентоспособный продукт должен обеспечить не только продаваемость на рынке, но и доходность бизнеса. Согласно теории эффективной конкуренции, более конкурентоспособными являются предприятия, где наилучшим образом организована сбытовая деятельность, эффективность управления финансами и персоналом организации.
Качество управления финансами предприятия можно оценить с помощью показателей, отражающих предприятия от внешних источников финансирования; способность организации рассчитываться по своим долгам; возможность стабильного развития предприятия в будущем. Некоторые показатели конкурентоспособности сбыта и финансов предприятия рассмотрены в приложении 1.
Для изучения конкурентоспособности предприятия используются бухгалтерская и статистическая отчетность изучаемого предприятия, данные опросов потребителей об их отношении к товарам и марке фирмы, выявление потребительских предпочтений, анализ экспертных оценок товаров и персонала фирмы.
Для оценки конкурентоспособности предприятия в целом существует множество методов. Некоторые из них рассмотрим далее.
В настоящее время менеджерам российских организаций все чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных конкурентных преимуществ. В этой связи тема оценки конкурентоспособности становится очень актуальной. По каким критериям оценивать и сопоставлять с конкурентами свои товары (услуги) и свою организацию, какие методы при этом использовать, - эти и многие другие вопросы ежедневно решаются специалистами тысяч российских организаций.
Существуют следующие методы определения конкурентоспособности фирмы:
метод исследования конкурентов на основе SWOT- анализа;
концепция «4Р»;
финансовый метод;
метод, базирующийся на теории конкурентоспособности товара;