Пути совершенствования внешнеэкономической деятельности и валютно-кредитных операций в АО «АТФ Банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности, валютных операций, конвертируемости валют и более подробно, в практической части, рассмотреть внешнеэкономическую деятельность АО «АТФ Банка».
Задачи, поставленные для достижения цели:
Изучить понятие внешнеэкономической деятельности банка.
Охарактеризовать межбанковские корреспондентские отношения.
Проанализировать обслуживание внешнеэкономической деятельности в АО «АТФ Банк».
Исследовать пути совершенствования внешнеэкономической деятельности и валютно-кредитных операций в банках.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты банковского обслуживания внешнеэкономической деятельности 5
1.1 Понятие внешнеэкономическая деятельность банка 5
1.2 Межбанковские корреспондентские отношения как основа международных расчетов 8
1.3 Виды внешнеэкономических операций банков 13
2 Анализ обслуживания внешнеэкономической деятельности АО «АТФБанк» 24
2.1 Характеристика деятельности АО «АТФБанк» за 2007– 2010 гг…………..24
2.2 Анализ внешнеэкономических операций АО «АТФБанк» 28
2.3 Анализ деятельности дочерних организаций АО «АТФБанк» 34
3 Пути совершенствования внешнеэкономической деятельности и валютно-кредитных операций в АО «АТФ Банк» 38
3.1 Развитие банковских услуг в иностранной валюте для клиентов банка 38
3.2 Развитие операций банка на биржевом и межбанковском валютном рынках 50
Заключение 54
Список используемой литературы 56

Работа содержит 1 файл

Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности.doc

— 797.50 Кб (Скачать)

    Расширен  перечень оснований для приобретения иностранной валюты юридическими лицами-резидентами  на внутреннем валютном рынке и исключено  ограничение для юридических  лиц-нерезидентов на покупку иностранной  валюты только на средства в тенге, полученные в результате проведения текущих валютных операций.

    Была  продолжена работа по совершенствованию  экспортно-импортного валютного контроля. Национальным Банком были разработаны  предложения по совершенствованию  механизма экспортно-импортного валютного контроля, а также проект новой редакции Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.

    В проекте Инструкции нашли отражение  вопросы, ранее не урегулированные  законодательством: порядок осуществления валютного контроля по экспортно-импортным сделкам, предусматривающий использование вексельной формы расчетов; основания и порядок закрытия паспортов сделок. Кроме того, разграничены компетенция, функции и полномочия органов и агентов валютного контроля, а также изменены направления информационных потоков между ними.

    Для усиления мониторинга за движением  иностранной валюты по проводимым экспортно-импортным  операциям, введены два новых  вида лицензируемых операций – зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц, а также получение резидентами экспортной валютной выручки в срок свыше 120 дней.

    Таким образом, за прошедшее десятилетие  в Республике Казахстан сделаны  значительные шаги в достижении основных целей валютного регулирования, сформулированных как обеспечение укрепления платежного баланса страны, устойчивости национальной валюты и развитие внутреннего валютного рынка. Проводимая валютная политика Национального Банка способствовало укреплению тенге, возросшее к нему доверие послужило использованию его в качестве валюты платежа в международных расчетах, особенно в сделках с приграничными с Казахстаном странами.

    Согласно  Концепции либерализация валютного  режима базируется на ряде принципов, ключевыми из которых являются, во-первых, разделение субъектов валютных операций на сектора экономики, во-вторых, оценка достаточности и эффективности альтернативных методов и форм мониторинга и контроля за деятельностью участников внешнеэкономических сделок. С другой стороны, виды валютных операций, подлежащих либерализации, определяются исходя из оценки эффективности существующих норм валютного регулирования, возможных рисков, которые может нести увеличение масштабов проводимых операций с иностранными активами, и потенциального их эффекта.

    В целях создания условий для расширения производственных мощностей и проникновения  на новые перспективные рынки  сбыта казахстанской продукции  изменен порядок осуществления  прямых инвестиций за рубеж. В частности, в случае создания казахстанскими инвесторами дочернего предприятия за рубежом при условии, что инвестиции осуществляются в государство, являющееся членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), либо при наличии ратифицированного Республикой Казахстан двустороннего Соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций, резиденту не нужно получать лицензию Национального Банка.

    Кроме того, у отечественных инвесторов появилось больше возможностей для  более эффективного размещения и  диверсификации своих финансовых ресурсов. В настоящее время инвестиции в наименее рискованные и наиболее ликвидные ценные бумаги иностранных эмитентов при условии использования услуг казахстанских профессиональных участников рынка ценных бумаг могут осуществляться всеми резидентами без лицензии на вывоз капитала. Данный порядок также распространяется на случаи приобретения ценных бумаг нерезидентов через покупку казахстанских депозитарных расписок (КДР), выпущенных на данные ценные бумаги.[16]

    В целях приведения норм валютного законодательства в соответствие с общепринятой практикой осуществления внешнеэкономических сделок срок перехода текущих валютных операций, осуществляемых без ограничений, в операции, связанные с движением капитала, по которым Национальный Банк вправе вводить ограничения, увеличен со 120 до 180 дней. Данная мера нацелена на упорядочение процедур лицензирования и регистрации, при этом не снижая эффективности контроля, а также на сокращение затрат предприятий, связанных с выполнением требований валютного регулирования.

    Более того, законодательно определено право  Правительства Республики Казахстан  устанавливать отдельный перечень товаров, при экспорте которых получение  резидентами от нерезидентов платежей в срок до 365 дней не будет подлежать  лицензированию. Данный режим позволит производителям более гибко подходить к оформлению договорных отношений с контрпартнерами и использовать отсрочку платежа как конкурентное преимущество на новых рынках в целях закрепления долгосрочных деловых отношений с покупателем. В других случаях, сократятся административные затраты для предприятий, условия расчетов которых с контрпартнерами, в силу специфики хозяйственной деятельности, оформляются по результатам календарного года.

    Для повышения эффективности системы  валютного регулирования и устранения излишних административных барьеров при проведении валютных операций физическими лицами упрощен порядок открытия счетов в иностранных банках за рубежом. В соответствии с последними изменениями, если физическое лицо - резидент Республики Казахстан временно находится за пределами Республики Казахстан с целью работы, учебы, лечения и отдыха, то он вправе открывать на это время счета в иностранных банках без необходимости получения лицензии. Если иностранный банк расположен в стране, являющейся членом ОЭСР и имеющей рейтинг инвестиционного качества, то счета могут открываться в этом банке без лицензии независимо от того, находится ли физическое лицо временно за границей или нет.

    Национальный  Банк также пошел на некоторое  расширение возможностей использования иностранной валюты и платежных документов, выраженных в иностранной валюте между резидентами, в частности при аккредитивной и вексельной форме расчетов. Данные изменения расширят перечень услуг, предлагаемых казахстанскими банками своим клиентам, тогда как отечественные предприятия смогут более активно использовать новые формы расчетов с контрпартнерами во внешнеторговых сделках.

    Кроме того, казахстанские банки получили возможность предоставлять кредиты  нерезидентам без лицензии на вывоз капитала. С переходом на международные принципы консолидированного надзора, внедрением внутренних систем управления рисками и повышением требований к финансовой устойчивости отечественных банков созданы альтернативные, более эффективные механизмы контроля.

    Таким образом, вступившие в силу изменения  в валютное законодательство создают  необходимую основу для дальнейшей систематизации административных процедур валютного регулирования и валютного  контроля. Предпринимаемые меры по либерализации валютного режима найдут свое логическое продолжение в дальнейшем упрощении порядка проведения валютных операций. В ближайшие годы также предполагается реализация комплекса мер по снижению рисков, включающих внедрение механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем; совершенствование механизма контроля и сдерживания краткосрочных спекулятивных операций, а также информационной базы о внешнеэкономических операциях, что должно создать необходимую основу для полного перехода от разрешительного порядка проведения валютных операций к системе последующего селективного контроля и мониторинга валютных операций, начиная с 2007 года. 
 

    3.2 Развитие операций  банка на биржевом  и межбанковском  валютном рынках 

      

    Одной из самых доходных операций в валютной деятельности банков является валютный дилинг - покупка - продажа валютных средств на условиях «спот» и на срок. Поэтому развитие этого участка работы банка требует особого внимания от руководства банка и тщательного изучения возможностей банка при совершении этих операций. При соблюдении разумных правил дилинг по степени риска можно оценить ниже чем кредитование. Весь риск заключается в правильности определения открытых позиций на различные банки, а также в соблюдении этих позиции (лимитов) дилерами банка. Также следует иметь ввиду открытые валютные позиции банка. Риск снизится, если банк запретит дилерам оставлять валютные позиции незакрытыми.[15, 156с]

    В настоящее время АО «АТФ Банк» активно работает на биржевом и межбанковском валютном рынках по покупке - продаже валюты. До 9 утра в день торгов дилеры банка подают заявку на участие в торгах. Торги начинаются в 10 часов. Дилер дозванивается до биржи через компьютерную связь, входит в систему торгов, набирая пароли на нескольких ступенях доступа к системе. После соединения с ЭВМ биржи на экране компьютера высвечиваются предварительные заявки (только их общий объем) на покупку и продажу и начальный курс торгов (обычно это курс фиксинга предыдущих торгов). Дилер подтверждает первоначальную заявку или делает новую. После вхождения в систему всех участников торгов маклер начинает торги. Дилер имеет возможность посылать маклеру сообщения и получать от него ответы в реальном режиме времени. Если спрос превышает предложение, маклер повышает курс на один пункт и ждет ответа от всех участников торгов, если предложение превышает спрос, то курс снижается. На экране компьютера дилера высвечивается новый курс и просьба изменить или подтвердить заявку. Важно, что при падении курса нельзя увеличивать заявку на продажу, а при росте курса заявку на покупку (это вроде бы логично, но не дает возможности дилерам свободно играть на бирже). После нескольких шагов спрос и предложение уравниваются и устанавливается фиксинг - это курс, по которому удовлетворяются заявки покупателей и продавцов валюты на день торгов. После завершения торгов маклер составляет биржевые свидетельства для проведения расчетов между участниками и высылает их в банки. Расчеты производятся не позднее дня следующего за торгами. Расчеты в тенге производятся электронным способом через систему РКЦ или корреспондентские счета коммерческих банков. Пресс релизы с курсами очередных торгов можно получать ежедневно по электронной почте или факсу. Необходимость участия в биржевых торгах определяется валютным законодательством РК, так как обязательная продажа должна осуществляться только через специально утвержденный Национальным банком РК список валютных бирж. Основные операции дилеры предпочитают проводить не на биржевом, а на межбанковском рынке по следующим причинам:

    - на межбанковском рынке не  берется комиссионный сбор за  проведение торгов, а биржа берет  комиссию - до 0,3 процента от нетто  суммы торгов;

    - расчеты между участниками торгов  межбанковского рынка происходят  значительно быстрее;

    - дилеры имеют возможность более гибко устанавливать курсы покупки - продажи (например, в зависимости от объема сделки).

    Но  биржа гарантирует участникам торгов, что расчеты произойдут и произойдут вовремя, а при работе на межбанковском  рынке банки должны подстраховываться и нести все риски невыполнения сделок самостоятельно.

    Одним из методов такого страхования является заключение договоров между банками  на сотрудничество на межбанковском  валютном рынке, где банками признаются переговоры проведенные дилерами по телефону и подтвержденные по телексу или системе Реутерс (Reuters), как юридически оформленное обязательство банка платить согласно заключенной между дилерами сделке.

    АО  «АТФ Банк» уже заключил такие договора с некоторыми банками Акмолинского региона, но сеть таких банков нужно постоянно расширять. Если с банком такого договора не заключено, то лимит средств продаваемых или покупаемых у этого банка сильно ограничен. С другой стороны многие банки не охотно воспринимают заключение таких договоров, так как это связано с рассмотрением и изучением большого количества документов (начиная от самого договора, который пока не имеет унифицированной формы и заканчивая предоставлением пакета документов подобно пакету на открытие корсчетов). Что сильно затягивает установление рабочих отношений между банками. Многие банки работают на доверии друг другу, с одной стороны это хорошо, но видимо все сделки должны быть юридически оформлены. Поэтому одной из задач является заключение договоров со всеми основными банками участниками межбанковских торгов валютой, и, по возможности, разработка общего унифицированного договора о сотрудничестве на межбанковском валютном рынке.

    Еще одним средством страхования  от риска при торговле валютой  на межбанковском рынке является установление лимитов на банки и на дилеров. Получив от банка баланс, можно рассчитать лимит средств, которые АО «АТФ Банк» будет покупать или продавать этому банку в один день - это и есть лимит на этот банк, дилеры обязаны строго соблюдать этот лимит. Одной из задач банка является создание автоматизированной системы отслеживания этих лимитов, поменять лимит в системе сможет только начальник валютного управления или зам. Председателя Правления. Лимит на дилеров устанавливается только в момент начала их работы в банке, пока руководство не убедится в эффективности его работы.

Информация о работе Пути совершенствования внешнеэкономической деятельности и валютно-кредитных операций в АО «АТФ Банк»