Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование сущности прибыли, ее роли в экономике.
Основные задачи:
рассмотреть сущность прибыли, ее виды и функции;
определить основные факторы, влияющие на прибыль, резервы ее увеличения;
определить роль прибыли в современной рыночной экономике;
определить сущность и основные методы планирования прибыли на предприятии;
проанализировать распределение и использование прибыли, на примере ООО «Ритм».
Введение…………………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Прибыль и ее роль рыночной экономике……………………….5
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли………...…5
1.2. Роль прибыли в рыночной экономике…………………………..…..11
ГЛАВА 2. Методы планирования прибыли…………………………….…..16
2.1. Сущность планирования прибыли………………………..…………16
2.2. Основные методы планирования прибыли ………………….……..19
ГЛАВА 3. Распределение и использование прибыли на предприятии…32
3.1. Анализ распределения и использования прибыли на предприятии……………………………………………………………………………….32
3.2. Пути улучшения распределения и использования прибыли на предприятии …………………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….38
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….……40
4. По составу элементов, формирующих прибыль, различают
- маржинальную,
- балансовую (валовую, общую)
- чистую прибыль предприятия.
Они различаются степенью «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат. Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат:
Пм = В – Зпер,
где Зпер – условно-переменные затраты.
Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Другими словами, в составе балансовой прибыли (Пб) участвует прибыль от всех видов хозяйственной деятельности предприятия7:
где Ппр - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
Пр (акт) – прибыль от реализации прочих активов;
Двнр и Рвнр – внереализационные доходы и расходы соответственно.
Балансовую прибыль также называют прибылью до налогообложения.
Чистая прибыль – это часть балансовой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль является единственным источником средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также источником средств для их распределения между участниками общества с ограниченной ответственностью пропорционально долям в уставном капитале. После уплаты налогов и выплаты дивидендов прибыль подлежит распределению на предприятии. Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль называется нераспределенной прибылью8.
Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском – над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие предпринимательская прибыль, которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк. Ее величина определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руководство и собрание акционеров.
Также выделяют экономическую и бухгалтерскую прибыль.
Бухгалтерская прибыль – это результат реализации товаров и услуг.
БП = Д – Р.
Экономическая прибыль – это результат «работы» капитала; или часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции, товаров, работ, услуг.
Различие
между бухгалтерской и
БП = ДП – РП – БА,
ЭП = ДП – РП – ЭА,
где, БП – бухгалтерская, чистая прибыль;
ДП – доходы предприятия;
РП – расходы предприятия;
БА – бухгалтерская амортизация;
ЭП – экономическая, чистая прибыль;
ЭА – экономическая амортизация.
Таким образом, отличие бухгалтерской прибыли от экономической прибыли состоит в использовании разных методов амортизации. При расчете бухгалтерской чистой прибыли используются методы прямой или равномерной и ускоренной амортизации, а при расчете экономической чистой прибыли используется прогрессивный метод9 .
1.2. Роль прибыли в рыночной экономике
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
1. Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
2. Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развития производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит,
во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.);
в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
в-четвертых, от структуры
снижения издержек
3. Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли. Его роль в последнее время резко возрастает благодаря компьютерным информационным технологиям, созданию глобальной информационной сети Интернет.
Рассмотрим, какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики.
1. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.
Для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности. Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает "рыночную цену" этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот – систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства.
Для остального
персонала уровень прибыли
2. Прибыль предприятия создает базу экономическою развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет "наполнять" доходную часть государственного бюджета всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.
3. Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнений с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.
4. Прибыль является
основным внутренним источником
формирования финансовых ресурсов предприятия,
обеспечивающих его развитие. В системе
внутренних источников формирования ресурсов
главенствующая роль принадлежит прибыли.
Чем выше уровень генерирования прибыли
в процессе хозяйственной деятельности,
тем меньше потребность предприятия в
привлечении финансовых средств из внешних
источников. При прочих равных условиях
- тем выше уровень самофинансирования
его развития, обеспечения реализации
стратегических целей этого развития,
повышения конкурентной позиции предприятия
на рынке.
При этом в отличие от некоторых других
внутренних источников формирования финансовых
ресурсов предприятия, прибыль является
постоянно воспроизводимым источником
и ее воспроизводство в условиях успешного
хозяйствования осуществляется на расширенной
основе.
5. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
6. Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего, в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих "выживание" отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли части социальных потребностей персонала: социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений. Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.
7. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоко ликвидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.
Характеризуя роль прибыли в
рыночной экономике, следует
ГЛАВА 2. Методы планирования прибыли
2.1. Сущность планирования прибыли
Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием.
Планирование прибыли - процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
Разработка плана по прибыли - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.
Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов анализа прибыли за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера.
Планирование
прибыли выступает как