Планирование и распределение прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности прибыли, ее роли в экономике.
Основные задачи:
рассмотреть сущность прибыли, ее виды и функции;
определить основные факторы, влияющие на прибыль, резервы ее увеличения;
определить роль прибыли в современной рыночной экономике;
определить сущность и основные методы планирования прибыли на предприятии;
проанализировать распределение и использование прибыли, на примере ООО «Ритм».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Прибыль и ее роль рыночной экономике……………………….5
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли………...…5
1.2. Роль прибыли в рыночной экономике…………………………..…..11
ГЛАВА 2. Методы планирования прибыли…………………………….…..16
2.1. Сущность планирования прибыли………………………..…………16
2.2. Основные методы планирования прибыли ………………….……..19
ГЛАВА 3. Распределение и использование прибыли на предприятии…32
3.1. Анализ распределения и использования прибыли на предприятии……………………………………………………………………………….32
3.2. Пути улучшения распределения и использования прибыли на предприятии …………………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….38
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….……40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа фин орг.docx

— 170.90 Кб (Скачать)

Рис 1. Определение  точки безубыточности



Количественное  воздействие операционного рычага на прибыль рассчитывается как разница между объемом продаж и переменными  затратами, а результат разделить на сумму прибыли:    

О = В : П, где

О – операционный рычаг;

В – вклад  на покрытие (маржинальная прибыль);

П – прибыль.

Данная  разница носит название «вклада  на покрытие» или маржинальная прибыль.

Показатель  операционного рычага имеет важное практическое значение. Если объем продаж возрастает, то пользуясь показателем операционного рычага, можно заранее определить насколько увеличится прибыль. Определив влияние структуры затрат на прибыль с помощью воздействия операционного рычага, можно сделать вывод о том, что чем выше удельный вес постоянных затрат и, соответственно, ниже удельный вес переменных затрат при неизменном объеме продаж, тем сильнее влияние операционного рычага. Но бесконтрольное увеличение постоянных расходов увеличивает предпринимательский риск17.

Для определения  взаимосвязи между постоянными  и переменными затратами и прибылью важную роль играет анализ безубыточности производства, для чего определяют  точку безубыточности – это такой объем продаж, при котором фирма покрывает все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли. С помощью точки безубыточности определяется порог, за которым объём продаж обеспечивает рентабельность продукции. Объём продаж, соответствующий точке безубыточности, определяется как отношение постоянных затрат к разности между единицей и частным от деления переменных затрат на объём продаж в  стоимостном выражении:

                             Б = Пз : (1 - Зп : Р), где

Б – объем  продаж, соответствующий точке  безубыточности;

Пз – постоянные затраты;

Зп – переменные затраты;

Р – объем  продаж в стоимостном выражении.

С помощью  этих расчетов предприятие может  прогнозировать безубыточную деятельность. Теория точки безубыточности используется также при принятии решений об инвестициях в обновление производственной программы.

 

Данные  предприятия  ООО «РИТМ»                Таблица 1

Показатели,тыс.руб.

2010год

2011 год

2012 год (планируемый)

Объем продаж

Переменные расходы

Постоянные расходы

прибыль

52501

49438

810

2253

68502

60602

1250

6650

75000

66600

1250

7150


       

        За 2010 год Б = 810 : ( 1 – 49438 : 52501) = 13966 (тыс.руб.)

        За 2011 год Б = 1250 : (1 – 60602 : 68502) = 10870 (тыс.руб.)

        За 2012 год Б = 1250 : (1 – 66600 : 75000) = 11161 (тыс.руб.)

В натуральном  выражении количество реализованной  продукции в точке безубыточности равно за 2010 год – 13966:4,5=3103 ед.

                                                  за 2011 год – 10870:5= 2174ед.

                                                  за 2012 год – 11161:5=2232 ед.

Выручка от продажи полученных единиц изделий  окупает все затраты не образуя  прибыли, а каждая  проданная единица  сверх точки безубыточности будет приносить прибыль.

Объем продаж за 2012 год по сравнению с 2011 годом планируется повысить на 9,5%, если постоянные расходы остаются неизменными, то переменные также возрастут на 9,5% и составят 66600 тыс.руб. Суммарные затраты составят (66600+1250)=67850 тыс.руб., а прибыль (75000 – 67850)=7150 тыс.руб. Прибыль должна возрасти по сравнению с отчетным годом на (7150х100):6650 – 100=7,52%. Следовательно при росте выручки на 9,5%, прибыль увеличится на 7,5%.

Если  постоянные расходы будут увеличиваться, то изменится и % изменения прибыли. При возрастании постоянных расходов на 2%, то есть на (1250*102)/100 = 1275 тыс.руб. Общая сумма затрат составит 66600+1275=67875 тыс.руб. Прибыль будет составлять 75000 – 67875=7125 тыс.руб. и следовательно возрастет по сравнению с отчетным годом на (7125:6650х100) – 100=7,14%, а не на 7,52%. Таким образом, по мере возрастания постоянных затрат при постоянных переменных затратах темпы прироста прибыли сокращаются.

Рассчитаем воздействие операционного рычага.

В 2010г:   (52501 – 49438):2253=1,36

          в 2011г: (68502 – 60602):6650=1,19

          в 2012г: (75000 – 66600):7150= 1,17

Показатель  операционного рычага имеет важное практическое значение, т.к. показывает увеличение прибыли при возрастании объема продаж. При увеличении объема продаж в планируемом году на 5% прибыль увеличится на 5*1,17= 5,85%, а в случае снижения объема продаж на 10% прибыль соответственно уменьшится на 10*1,17=11,7%.

С учетом этих расчетов предприятие может  также определить и запас финансовой прочности, то есть оценить объем  продаж сверх уровня безубыточности.

                                          Ф = (Р – Б) / Р*100

Ф – показывает на какой процент от объема продаж предприятие может сократить  его прежде, чем будет достигнута точка безубыточности.

Этот  запас необходимо учитывать при  определении стратегии работы предприятия:          За 2010 год Ф = (52501 – 13966) : 52501х100 = 73,4%

За 2011 год Ф = (68502 – 10870) : 68502х100 = 84,13%

                                 За 2012 год Ф = (75000 – 11161) : 75000х100 = 85,12%

Полученные  проценты говорят, что ООО «РИТМ» имеет достаточный запас прочности и может инвестировать средства в ценные бумаги или развитие производства.                           

            Нормативный метод (метод бюджетирования) применяется в том случае, если возможно установить нормы и нормативы использования материалов, топлива, зарплаты по конкретным видам продукции (прямых и косвенных затрат) по центрам ответственности организации предприятия. Прибыль рассчитывается методом прямого счета, но при распределении по центрам ответственности конкретных заданий по использованию ресурсов предприятия. Этот метод представляет собой сочетание метода прямого счета с установлением норм и нормативов.

Факторный метод включает следующие этапы планирования величины прибыли:

  1. определение базовых показателей отчетного периода (периодов) – валовой прибыли; прибыли от реализации продукции (работ, услуг); прочих доходов и расходов; себестоимости продукции (работ, услуг); величины структурных элементов себестоимости и др.;
  2. определение плановых показателей хозяйственной деятельности организации (предприятия) – роста объема производства и реализации продукции (работ, услуг); снижения себестоимости, изменения прочих доходов и расходов и т.д.;
  3. определение индексов инфляции: цен на выпускаемую и реализуемую продукцию (работы, услуги) – цен на потребляемые материальные ресурсы; цен на потребляемые трудовые ресурсы;
  4. определение индексов по другим изменениям, в том числе амортизационных отчислений; прочих затрат.

Принцип расчетов состоит в том, что основная сумма  прибыли рассчитывается любым методом планирования прибыли, а затем производится ее корректировка на инфляционные ожидания и другие изменения18.

Экономико-математический метод применяется только в крупных или сверхкрупных организациях, где есть возможность использования большой учетной информационной базы, вычислительной техники и компьютерных программ.

В рыночной экономике, для которой  характерны частые смены ситуаций, важное значение имеет не только планирование прибыли, но и ее текущее регулирование.

Расчет прибыли  от реализации имущества и других имущественных прав:                                    

– прибыль от реализации имущества;

 – цена реализации;

 – балансовая стоимость  имущества.

Расчет прибыли  от внереализационных операций рассчитывается как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами по тем элементам, которые поддаются планированию (например, курсовые разницы нельзя заранее запланировать)19.

   

 

Итак, планирование прибыли – важнейшая задача предприятия. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Используются методы:

Метод прямого счёта – при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Аналитический метод - при расчёте прибыль увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Совмещённый метод – при сравнимой продукции; совмещают метод прямого счета и аналитический. Экономико-математический метод - Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага - базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные, рассчитывается маржинальная прибыль. На основе бюджетирования  разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Распределение и использование  прибыли на предприятии

3.1. Анализ распределения и использования  прибыли на предприятии

 

Эффективность политики управления прибылью предприятия  определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность.

На примере  предприятия ООО «Ритм» рассмотрим эффективность распределения и использования прибыли.

В соответствии с Уставом Общество с ограниченной ответственностью «Ритм»  вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям.

Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли  Общества за  текущий год. Общее  собрание акционеров вправе принять  решение о невыплате дивидендов по акциям.

Прибыль  и  убытки для целей налогообложения  определяются в соответствии с налоговым законодательством. Резервный фонд согласно учредительных документов создается в размере 10 процентов уставного капитала ООО «Ритм», кроме того, создаются резервы в соответствии с законодательством.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Анализ использования прибыли  ООО «Ритм»

Показатель

2009

2010

2011

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Чистая прибыль, в том  числе

1122

100

1565

100

4523

100

Выплата  дивидендов

570

50,8

654

41,8

1302

28,8

Резервный капитал

280

25,0

272

17,4

602

13,3

Нераспределенна прибыль

104

9,2

585

37,4

2492

55,1

Фонд социальной сферы

168

15

54

3,4

127

2,8


 

С ростом объемов производства и реализации собственной продукции, чистая прибыль  общества увеличивается. Так, в 2010г. чистая прибыль возросла на 39,5%, в 2011г. – на 189,0 %.

В 2009г., 2010г. наибольшая часть прибыли (50,8%, 41,8% ) выплачивалась как дивиденды (таб.1), при этом в 2009 - сумма начисленных дивидендов составляла 570 тыс.рублей, в 2010г - 654 тыс.рублей, в 2011 сумма возросла до 1302 тыс.рублей.

В 2009г  вторым по значимости являются резервные фонды. В резервный капитал направлялось  25%.

В Фонд социальной сферы было направлено в 2009г. – 15%. Из Фонда социальной сферы средства расходуются на оплату путевок в летние лагеря; на улучшение жилищных условий; на оплату путевок в санатории и т.п.

Нераспределенная  прибыль в дальнейшем используется на финансирование капитальных вложений, то есть на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий, так как за счет нее происходит рост собственных средств предприятия.

В бухгалтерском  балансе по стр. 470 «Нераспределенная  прибыль/непокрытый убыток» показывается остаток прибыли, нераспределенной акционерами, а также остаток прибыли, оставшейся в распоряжении ООО по результатам работы за прошлые отчетные периоды на основании принятых акционерами решений по ее использованию (направление в резервы, на приобретение объектов основных средств, на выплаты социального характера и пр.). Остатки распределенной акционерами прибыли, оставшейся в распоряжении ООО, отдельно не отражаются. При осуществлении капитальных вложений (приобретении объектов основных средств) оборотные средства ООО (деньги на расчетном счете) постепенно переходят в состав внеоборотных активов.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли