Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование сущности прибыли, ее роли в экономике.
Основные задачи:
рассмотреть сущность прибыли, ее виды и функции;
определить основные факторы, влияющие на прибыль, резервы ее увеличения;
определить роль прибыли в современной рыночной экономике;
определить сущность и основные методы планирования прибыли на предприятии;
проанализировать распределение и использование прибыли, на примере ООО «Ритм».
Введение…………………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Прибыль и ее роль рыночной экономике……………………….5
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли………...…5
1.2. Роль прибыли в рыночной экономике…………………………..…..11
ГЛАВА 2. Методы планирования прибыли…………………………….…..16
2.1. Сущность планирования прибыли………………………..…………16
2.2. Основные методы планирования прибыли ………………….……..19
ГЛАВА 3. Распределение и использование прибыли на предприятии…32
3.1. Анализ распределения и использования прибыли на предприятии……………………………………………………………………………….32
3.2. Пути улучшения распределения и использования прибыли на предприятии …………………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….38
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….……40
Планирование прибыли проводится по всем видам деятельности предприятия раздельно. Это обусловлено различиями в методах исчисления и налогообложения прибыли, получаемой от различных видов деятельности предприятия. Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.
Объектами планирования прибыли являются все элементы общебалансовой прибыли (прибыли до налогообложения):
- прибыль от реализации продукции;
- прибыль от реализации имущества и других имущественных прав;
- прибыль от внереализационных операций.
Основой расчетов прибыли служит производственная программа. Это связано с тем, что производственная программа и запасы зависят от объема продаж.
Однако объем может ограничиваться имеющимися производственными мощностями. В таком случае именно они являются отправной точкой для планирования. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных контрактов.
Производственная программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и изменения остатков незавершенного производства.
В свою очередь, производственная программа является основой для расчета потребности в материалах. Потребность в закупках материалов определяется с учетом запасов на складе на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода.
Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок. Предварительно необходимо обеспечить нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции и определиться со стоимостью одного человека-часа.
Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от их состава и поведения относительно объема производства. Раздельно определяются переменные и постоянные затраты.
В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслуживанием производством, а также с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависят от объема продаж, например, комиссионные. Другие, являясь постоянными, учитываются в общей сумме.
На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих операционных, а также внереализационных доходах и расходах.
Планирование прибыли
1.
построения налогового бюджета
как составной части
2.
формирования прогнозного
3.
определения прогнозной
Процесс планирования прибыли включает следующие этапы: 1) Планирование формирования общей прибыли; 2)Планирование распределения прибыли.
Это одновременно связанные, но и самостоятельные разделы процесса планирования.
При планировании величины прибыли
важно знать систему
2.2. Основные методы планирования прибыли
Планирование прибыли на предприятии осуществляется ежегодно при составлении годового финансового плана.
Планирование прибыли может осуществляться следующими методами:
1. Метод прямого счета;
2. Аналитический метод;
3. Совмещенный (комплексный) метод;
4. Метод, основанный на эффекте
производственного (
5. Нормативный метод;
6. Факторный метод;
7. Экономико-математический метод.
Метод прямого счета применяется на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции.
Плановая прибыль ( ) определяется по каждому виду продукции как разность между плановой выручкой от реализации ( ) и плановыми затратами на производство и реализацию этой продукции ( ):
Выручка от реализации i-го вида продукции равна произведению количества продукции, которое предусмотрено произвести и реализовать ( ) на прогнозируемую цену единицы продукции ( ):
Затраты на производство и реализацию i-го вида продукции равны произведению количества продукции, которое предусмотрено произвести и реализовать ( ), на плановые затраты на единицу продукции ( ):
Плановые затраты на единицу продукции определяются методом прямого
счета, нормативным методом, факторным методом и др. Затем определяется плановая прибыль от реализации продукции предприятия как сумма плановой прибыли (Ппл) по каждому виду продукции: Ппл = ΣПi, j…
На предприятии ООО «РИТМ» небольшая номенклатура выпускаемой продукции, поэтому метод прямого счета применим для планирования прибыли предприятия. В 2012 году планируется выпустить 15000 единиц готовой продукции. Оптовая цена за единицу продукции (без НДС) составляет 5 тыс. руб., производственная себестоимость по отчету за 2011 год составила 4,5 тыс. руб. Снижение себестоимости изделий планируется на 3%. Расходы по реализации продукции составляют 0,7% от производственной себестоимости. Ввиду работы «под заказ» остатков продукции на складе на начало и конец периода не планируется.
Таким образом, мы получаем:
1) производственная себестоимость в плановом году составит:
4,5 – 4,5*3:100=4,37 (тыс. руб.)
2) Объем товарной продукции в плановом году составит:
15000*4,37=65550 (тыс.руб.)
Для определения полной себестоимости выпускаемой продукции определим величину расходов на реализацию:
65550*0,7:100=458,85 (тыс.руб.)
Следовательно объем реализации продукции по полной себестоимости:
65550+458,85=66008,85 (тыс.руб.)
Объем реализации в оптовых ценах составит:
15000* 5=75000 (тыс.руб.)
При этих условиях прибыль от реализации продукции в планируемом году составит: 75000-66008,85=8991,15 (тыс.руб.)
Точность определения плановой прибыли методом прямого счета зависит от обоснования количества продукции, которую намечено произвести и реализовать, точности прогноза цен реализации, обоснованности плановых затрат на единицу продукции.
Достоинство метода прямого счета заключается в том, что
Недостатки данного метода:
Аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.
Данный метод используется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. Основной принцип, применяемый при расчете прибыли данным методом, - это ориентация на уровень издержек или рентабельности на основе анализа деятельности предприятия за предшествующие периоды.
Расчет аналитическим
методом ведется раздельно по
сравнимой
и несравнимой товарной продукции. Сравнимая
продукция выпускается в базисном
году, который предшествует планируемому,
поэтому
известны ее фактическая полная себестоимость
и объем выпуска. По
этим данным можно определить базовую
рентабельность Ро:
Рб = (По : Сп) * 100% ,
где По — ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);
Сп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.
Расчет ведется в определенной последовательности.
1-й шаг. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.
2-й шаг. Рассчитывается изменение (+, —) себестоимости продукции в планируемом году.
3-й шаг. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.
4-й шаг. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.
5-й шаг. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-м и последующих шагах.
6-й шаг. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Точность определения плановой прибыли аналитическим методом зависит от обоснованности планового объема сравнимой и не сравнимой товарной продукции, точности прогноза цен реализации, обоснованности инновационных проектов и эффективности инноваций.
Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.
Достоинства:
Недостатки: менее точный, чем метод прямого счета12.
Совмещенный (комплексный) метод. Кроме изложенных выше способов планирования прибыли - методом прямого счета и аналитическим - существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода13.
Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные (амортизационные отчисления, оплата труда управленческого персонала, административные и другие расходы, т.е. не изменяющиеся при изменении объема производства) и условно-переменные затраты (расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и другие материалы, т.е. связанные с изменением объема производства). С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль. Маржинальная прибыль определяется путем вычитания из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) условно-переменных затрат. Вычитание из маржинальной прибыли условно-постоянных затрат дает в итоге финансовый результат (прибыль или убыток).14
Для коммерческих предприятий особенно важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь нужно использовать метод операционного (производственного) рычага, а затем можно установить точку безубыточности.
Планирование
прибыли строится на основе
эффекта операционного (