Планирование и распределение прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности прибыли, ее роли в экономике.
Основные задачи:
рассмотреть сущность прибыли, ее виды и функции;
определить основные факторы, влияющие на прибыль, резервы ее увеличения;
определить роль прибыли в современной рыночной экономике;
определить сущность и основные методы планирования прибыли на предприятии;
проанализировать распределение и использование прибыли, на примере ООО «Ритм».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Прибыль и ее роль рыночной экономике……………………….5
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли………...…5
1.2. Роль прибыли в рыночной экономике…………………………..…..11
ГЛАВА 2. Методы планирования прибыли…………………………….…..16
2.1. Сущность планирования прибыли………………………..…………16
2.2. Основные методы планирования прибыли ………………….……..19
ГЛАВА 3. Распределение и использование прибыли на предприятии…32
3.1. Анализ распределения и использования прибыли на предприятии……………………………………………………………………………….32
3.2. Пути улучшения распределения и использования прибыли на предприятии …………………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….38
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….……40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа фин орг.docx

— 170.90 Кб (Скачать)

Планирование  прибыли проводится по всем видам  деятельности предприятия раздельно. Это обусловлено различиями в методах исчисления и налогообложения прибыли, получаемой от различных видов деятельности предприятия. Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.

Объектами планирования прибыли являются все элементы общебалансовой прибыли (прибыли до налогообложения):

- прибыль  от реализации продукции;

- прибыль  от реализации имущества и  других имущественных прав;

- прибыль  от внереализационных операций.

Основой расчетов прибыли служит производственная программа. Это связано с тем, что производственная программа  и запасы зависят от объема продаж.

Однако  объем может ограничиваться имеющимися производственными мощностями. В  таком случае именно они являются отправной точкой для планирования. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных  контрактов.

     Производственная программа зависит от планового объема реализации   и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и  изменения остатков незавершенного  производства.

    В свою очередь, производственная программа является основой для расчета потребности в материалах. Потребность в закупках материалов определяется с учетом запасов на складе на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода.

     Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок. Предварительно необходимо обеспечить нормирование рабочего  времени  на изготовление единицы продукции и определиться со  стоимостью одного человека-часа.

     Далее составляется смета  производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих  затрат  зависит от их состава и поведения относительно объема производства. Раздельно определяются переменные и постоянные затраты.

     В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

     На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслуживанием производством, а также с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависят от объема продаж, например,  комиссионные. Другие, являясь постоянными, учитываются в общей сумме.

     На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих  операционных, а также внереализационных доходах и расходах.

Планирование прибыли необходимо для:

1. построения налогового бюджета  как составной части свободного  бюджета доходов и расходов предприятия;

2. формирования прогнозного бюджета  движения денежных средств (косвенным  методом);

3. определения прогнозной величины  стоимости (цены) компании с позиции оценки ее инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов и кредиторов и других целей ее хозяйственно-финансовой деятельности.

Процесс планирования прибыли включает следующие  этапы: 1) Планирование формирования общей прибыли; 2)Планирование распределения прибыли.

Это одновременно связанные, но и самостоятельные  разделы процесса планирования.

При планировании величины прибыли  важно знать систему технологического построения производства, систему снабжения или сбыта, правильное составление бюджета производства, внешние условия хозяйствования, положение на рынке и многое другое.

 

2.2. Основные методы планирования  прибыли

Планирование  прибыли на предприятии осуществляется ежегодно при составлении годового финансового плана.

Планирование прибыли может  осуществляться следующими методами:

1.     Метод прямого счета;

2.     Аналитический метод;

3.     Совмещенный (комплексный)  метод;

4. Метод, основанный на эффекте  производственного (операционного)  рычага;

5.    Нормативный метод;

6.   Факторный метод;

7.    Экономико-математический  метод.

Метод прямого счета применяется на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции.

Плановая прибыль ( ) определяется по каждому виду продукции как разность между плановой выручкой от реализации ( ) и плановыми затратами на производство и реализацию этой продукции ( ):

Выручка от реализации i-го вида продукции равна произведению количества продукции, которое предусмотрено произвести и реализовать ( ) на прогнозируемую цену единицы продукции ( ):

Затраты на производство и реализацию i-го вида продукции  равны произведению количества продукции, которое предусмотрено произвести и реализовать ( ), на плановые затраты на единицу продукции ( ):

Плановые затраты на единицу продукции определяются методом прямого 

счета, нормативным методом, факторным  методом и др. Затем определяется плановая прибыль от реализации продукции  предприятия как сумма плановой прибыли (Ппл) по каждому виду продукции:   Ппл = ΣПi, j…

На предприятии  ООО «РИТМ» небольшая номенклатура выпускаемой продукции, поэтому метод прямого счета применим для планирования прибыли предприятия. В 2012 году планируется выпустить 15000 единиц готовой продукции. Оптовая цена за единицу продукции (без НДС) составляет 5 тыс. руб., производственная себестоимость по отчету за 2011 год составила 4,5 тыс. руб. Снижение себестоимости изделий планируется на 3%. Расходы по реализации продукции составляют 0,7% от производственной себестоимости. Ввиду работы «под заказ» остатков продукции на складе на начало и конец периода не планируется.

 Таким  образом, мы получаем:

1) производственная  себестоимость в плановом году  составит:

4,5 – 4,5*3:100=4,37 (тыс. руб.)

2) Объем товарной  продукции в плановом году  составит:

15000*4,37=65550 (тыс.руб.)

Для определения  полной себестоимости выпускаемой  продукции определим величину расходов на реализацию:

65550*0,7:100=458,85 (тыс.руб.)

Следовательно объем реализации продукции по полной себестоимости:

65550+458,85=66008,85 (тыс.руб.)

Объем реализации в оптовых ценах составит:

15000* 5=75000 (тыс.руб.)

При этих условиях прибыль от реализации продукции  в планируемом году составит: 75000-66008,85=8991,15 (тыс.руб.)

Точность определения  плановой прибыли методом прямого  счета зависит от обоснования  количества продукции, которую намечено произвести и реализовать, точности прогноза цен реализации, обоснованности плановых затрат на единицу продукции.

Достоинство метода прямого счета заключается в том, что

  1. все расчеты прибыли построены на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по всему ассортименту выпускаемой продукции;
  2. метод нетрудоемкий и используется при составлении перспективных планов развития предприятий, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции (сравнимой и несравнимой).

Недостатки данного  метода:

  1. на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости составляются лишь по важнейшим изделиям или представителям групп изделий, по остальной продукции применяются расчетные показатели, что снижает точность подсчета размера плановой прибыли;
  2. метод не вскрывает факторов роста прибыли в планируемом периоде; при большой номенклатуре выпускаемой продукции проверка правильности расчета прибыли от ее реализации очень трудоемка11.

Аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.

Данный  метод используется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. Основной принцип, применяемый при расчете прибыли данным методом, - это ориентация на уровень издержек или рентабельности на основе анализа деятельности предприятия за предшествующие периоды.

Расчет аналитическим  методом ведется раздельно по сравнимой 
и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому 
известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По 
этим данным можно определить базовую рентабельность Ро

Рб = (По : Сп) * 100% ,

где По     — ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Сп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется в  определенной последовательности.

1-й шаг. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2-й шаг. Рассчитывается изменение (+, —) себестоимости продукции в планируемом году.

3-й шаг. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4-й шаг. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5-й шаг. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-м и последующих шагах.

6-й шаг. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Точность  определения плановой прибыли аналитическим  методом зависит от обоснованности планового объема сравнимой и не сравнимой товарной продукции, точности прогноза цен реализации, обоснованности инновационных проектов и эффективности инноваций.

Аналитический метод имеет  то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.

Достоинства:

    • не имеет ограничений (неограниченная сфера применения);
    • дает представление о факторах изменения прибыли.

Недостатки: менее точный, чем метод прямого счета12.

Совмещенный (комплексный) метод. Кроме изложенных выше способов планирования прибыли - методом прямого счета и аналитическим - существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода13.

Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага базируется на принципе разделения затрат  на условно-постоянные (амортизационные отчисления, оплата труда управленческого персонала, административные и другие расходы, т.е. не изменяющиеся при изменении объема производства)  и условно-переменные затраты (расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и другие материалы, т.е. связанные с изменением объема производства). С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль. Маржинальная прибыль определяется путем вычитания из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) условно-переменных затрат. Вычитание из маржинальной прибыли условно-постоянных затрат дает в итоге финансовый результат (прибыль или убыток).14

Для коммерческих предприятий особенно важно определить порог окупаемости затрат, после  которого они начнут получать прибыль. Здесь нужно использовать метод  операционного (производственного) рычага, а затем можно установить точку безубыточности.

 Планирование  прибыли строится на основе  эффекта операционного (производственного)  рычага, т.е. запаса финансовой  прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приходя к убыточности. Эффектом операционного рычага называют такое явление, когда с изменением объема продаж (выручки от реализации продукции) происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону 15.  Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается (см. Рис 1.)16.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли