Особенности бюджета Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка бюджета, его функции, на современном этапе развития экономической системы, согласно с данными по Пермскому краю.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретическую сущность бюджета, бюджетную классификацию;
рассмотреть правовое регулирование бюджетной системы;
проанализировать доходную и расходную части бюджета по Пермскому краю;
выявить пути решения связанные с использованием бюджета по Пермскому краю.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования бюджетной системы
Сущность и необходимость бюджета в РФ
Классификация бюджета
Правовое регулирование бюджетной системы в РФ
Глава 2. Анализ бюджета Пермского края за 2008-2011 годы
Анализ доходной части бюджета
Анализ расходной части бюджета
Сравнительный анализ !!!
Глава 3. Особенности бюджета Пермского края
Проблемы по использованию бюджета Пермского края
Пути решения по использованию бюджета
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам, гр Ф-29-ДС(И) Крашенинникова Е.А..docx

— 160.48 Кб (Скачать)

Принятые за годы реформ законы не создали местному самоуправлению механизма гарантий финансовой самостоятельности  и независимости, хотя все они  эти принципы провозглашают и  на словах гарантируют. В настоящее  время в этом вопросе Россия недалеко ушла от жестко централизованной системы.

В современной России существующая система формирования доходов региональных и местных бюджетов законодательно основывается на Бюджетном и Налоговом  кодексах РФ. Но далее региональные бюджеты формируются Федерацией, а местные - субъектом Федерации. Нормативы отчислений устанавливаются  Законом РФ, а решения, принимаемые  на федеральном уровне, не всегда обеспечены дополнительным финансированием из федерального бюджета. Эти обязательства  ложатся на региональные и местные  бюджеты, в то время как доходные источники в них не увеличились, а, наоборот, уменьшились. Поэтому главными источниками доходов для подавляющего большинства муниципалитетов являются федеральные налоги.

Закрепление на постоянной основе за местными бюджетами доходов от федеральных  налогов особенно важно в настоящее  время для того, чтобы стимулировать муниципальные образования к наращиванию собственного налогового потенциала.

Нестабильность финансовой ситуации на муниципальном уровне создает  дополнительные трудности муниципальным  образованиям по созданию экономической  базы - основы формирования их бюджетов. Между тем эта проблема может  решаться уже сегодня в рамках реализации территориального аспекта  региональных программ социально-экономического развития. Это подразумевает проведение региональной политики, направленной на создание единого, эффективного функционирующего экономического пространства за счет максимального использования конкурентных преимуществ всех типов муниципальных образований, устранения негативных тенденций и кризисных ситуаций на отдельных территориях региона.

Особенно актуально было бы принятие в новой редакции главы БК РФ о  государственном и муниципальном  финансовом контроле. Целесообразно  внести изменения, предусматривающие  объединение в единую систему  всех существующих подсистем, осуществляющих финансовый контроль, а также разграничить функции по контролю и надзору.

Рекомендации по формированию доходов  бюджетов могут быть изложены следующим  образом:

1. необходимо осуществить уточнение  прогноза доходов на основе  оценки конкурентоспособности налогоплательщиков;

2. дополнительные доходы направлять  на формирование в составе  бюджетов резервов, используемых  в случае сокращения доходных  источников;

3. проанализировать налоговые доходы  бюджета, вынести рекомендации  по повышению их собираемости;

4. оптимизировать перечень налоговых  льгот;

5. сократить недоимку по налогам  и сборам в бюджеты;

6. повысить эффективность использования  региональной и муниципальной  собственности;

7. прогнозировать объем трансфертов  всех видов из вышестоящих  бюджетов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления. - СПб.: Питер, 2005. - 192 с.

3. Бердникова, А.Ю. Проблемы расширения  собственной доходной базы муниципального  бюджета в зеркале социально-экономического  развития территории / А.Ю. Бердникова // Финансы и кредит. - 2008. - № 15. - С. 30-34.

4. Докальская, В.К. Анализ эффективности использования бюджетных средств в регионе / В.К. Докальская // Финансы. - 2008. - № 8. - С. 71-72.

5. Домбровский, А.Н. Налоговое  администрирование и резервы  доходной базы бюджетов муниципальных  образований в условиях финансового  кризиса / А.Н. Домбровский // Финансы. - 2009. - № 3. - С. 33-36.

6. Домбровский, А.Н. Резервы доходов  и эффективность расходов местных  бюджетов / А.Н. Домбровский // Финансы. - 2008. № 4. - С. 21-24.

7. Ермошина, Г.П., Поздняков В.Я. Региональная экономика: учебное пособие / Под ред. В.Я. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 576 с.

8. Закревская, Г.С. Пути увеличения  налогооблагаемой базы муниципальных  образований / Г.С. Закревская // Финансы. - 2008. № 7. - С. 28-30.

9. Зотов, В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 279 с.

10. Игудин, А.Г., Зарубин А.В. Об  основах разграничения расходных  полномочий и доходных источников / А.Г. Игудин, А.В. Зарубин // Финансы. - 2008. - № 2. - С. 8-11.

11. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 268 с.

12. Подобряев, С.В. Управление рисками потери финансовой устойчивости региональных бюджетных систем на современном этапе бюджетной реформы / С.В. Подобряев // Финансы и кредит. - 2008. - № 35. - С. 26-31.

13. Пронина, Л.И. Финансовая стабильность  субъектов РФ и муниципальных  образований в условиях кризиса  / Л.И. Пронина // Практика муниципального  управления. - 2009. - № 4. -С. 6-11.

14. Сербулов, А.В. Оценка финансового обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований региона / А.В. Сербулов // Финансы и кредит. - 2009. - № 2. - С. 43-51.

15. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под ред.  В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2008. - 512 с.

16. Тютюрюков, Н.Н., Тютюрюков В.Н. Региональные и местные налоговые доходы / Н.Н. Тютюрюков, В.Н. Тютюрюков // Финансы. - 2008. - № 4. - С. 31-35.

17. Ускова, Т.В., Копасова С.С. Бюджетная обеспеченность как фактор устойчивого развития региона / Т.В. Ускова, С.С. Копасова // Финансовый менеджмент. - 2009. - № 1. - С. 93-103.

18. Фетисов, Г.Г., Орешин В.П. Региональная  экономика и управление: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

19. Финансы: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.

20. Швецов, Ю.Г., Бутакова О.В. О новом подходе к бюджетному регулированию. /Ю.Г. Щвецов, О.В. Бутакова // Финансы. - 2008. - № 2. - С. 16-19.

Размещено на Allbest.ru

 

Инфляция. Прогнозы по инфляции, скорректированные под влиянием мирового кризиса, не будут пересмотрены в связи с корректировкой бюджета на 2009 год. Депутаты остановились на предложенной правительством цифре -- 8,5%. Она уже сегодня выглядит утопичной, учитывая ситуацию, сложившуюся с ростом цен в текущем году. Напомним, что изначально в бюджет 2008 года закладывалась цифра 7%. Но цены росли так быстро, что правительству и ЦБ не оставалось ничего другого, кроме как изменить прогноз до 10,5- 11,8%. К середине октября инфляция покорила и этот рубеж, поэтому теперь Минфин скорректировал годовой прогноз до 13%.

Между тем повлиять на инфляцию может  углубление кризиса и его распространение  на сферу производства и торговли. В этом случае начнется спад доходов  населения и заметное снижение платежеспособного  спроса. Тогда инфляция действительно  может начать снижаться. Однако с  другой стороны, стимулирующее воздействие  на рост цен может оказать уже  начавшаяся девальвация рубля. Ее следствием станет удорожание импортных товаров -- как инвестиционных, так и потребительских, а также ряда услуг типа отдыха за границей. Как бы то ни было, на сегодняшний день никто из экономистов не верит в достижимость параметра 8,5% инфляции по итогам 2009 года. Независимые эксперты не сомневаются, что меньше 14% мы не увидимДокучаев Д. Бюджет нездорового оптимизма // New Times. - 2008. - № 43..

Политика в области  бюджетных доходов и расходов. В новом трехлетнем бюджете Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты. Так, доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета должна возрасти с 52,6% в 2008 году до 63,9% в 2011 году, а по отношению к ВВП - с 11,2% до 12,1%. В то же время, снижение доли нефтегазовых доходов планируется до 36,1% в суммарных доходах и до 6,9% ВВП.

Однако, как показывает практика исполнения бюджета, такие темпы роста ненефтегазовых доходов может оказаться трудновыполнимым. Так, при принятии федерального бюджета на 2008 год утвержденная доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составляла 35,9 %, а в настоящее время этот показатель на конец года прогнозируется на уровне 50 % О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ..

Объем расходов в законе предусмотрено  увеличить в 2011 году по сравнению  с 2008 годом на 4,3 трлн. рублей, или  на 61,2% в 2011 году.

Законом предусматривается увеличение непроцентных расходов в 2009 году по сравнению  с предыдущим годом на 1,96 трлн. рублей, в 2010 году - на 1 259,7 млрд. рублей, в 2011 году - на 923,2 млрд. рублей.

Во второй половине 2008 года темпы  экономического роста в России значительно  замедлились из-за мирового финансового  кризиса. Это привело к тому, что  бюджет стал получать меньше налоговых  поступлений от бизнеса. Кроме того, на мировом рынке упали цены на нефть, а правительство вынуждено  было увеличить траты, чтобы справиться с последствиями кризиса в  российской банковской системе и экономике в целом. Влияние мирового кризиса вызывает необходимость пересмотра всех доходных поступлений в бюджет.

Следующей проблемой в области  доходов становится снижение дохода от внешнеторговой деятельности. Таможенные пошлины составляют до 40 % бюджета. Но по прогнозам Минфина Россия в 2009 году может сократить доходы от экспорта с $469 млрд до $269 млрд, доходы от импорта  снизятся с $292 млрд до $245 млрд. Впервые  с 1982-1983 годов мировая экономика  будет иметь два года подряд снижение спроса на нефтепродукты и нефть. Нефтегазовые доходы бюджета РФ снизятся в 2009 году с планируемых 50% до 36% Сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/.

В Бюджетном посланииБюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах. 23 июня 2008г. четко обозначены и основные приоритеты бюджетных расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. В частности, подчеркивается, что «приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок...».

Реализация этого приоритета требует  переориентации и повышения эффективности  использования ресурсов не только федерального бюджета, но и бюджетной системы  в целом. Однако структура нового трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы в основном остается инерционной.

Зависимость российской экономики  от мировых цен на нефть. Данная зависимость серьезно влияет на федеральный бюджет. Сегодня идет переход к другому тренду цен на нефть. Пик цен, скорее всего, уже пройден, хотя возможны политические и другие спекулятивные события, способные поднять цены на нефть. Долгосрочная цена на нефть в условиях кризиса находится в пределах 40-50 $ за баррель. В наших бюджетных расчетах заложена цена около 90-100$. Сейчас же цена нефти не превышает 50 долл., поэтому предложенные Минфином расчетные цены являются запредельными.

Естественно, возникает вопрос, удастся  ли реализовать масштабные планы  социальной поддержки, экономического развития, когда цены на нефть падают, а инфляция растет. Планы не пострадают, уверяет председатель Комитета Госдумы  по бюджету и налогам Юрий Васильев. Даже если цена на нефть упадет до 40 - 50 долларов, то конструкция бюджета  не прогнется. Будет задействован Резервный  фонд, который и создавался на случай падения мировых цен на нефть, говорит Васильев. К концу 2009 года объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 триллиона рублей, Фонда  национального благосостояния - в 3,3 триллиона рублей. Эти деньги и  обеспечат стабильную устойчивость бюджета Расходы бюджета страны только в 2009 году превысят 9 триллионов рублей// «Российская газета» - Центральный  выпуск №4799 от 26 ноября 2008 г..

Дефицит бюджета. Одной из главных проблем оценки исполнения бюджета 2008 и формирования бюджета 2009 гг. стало непринятие во внимание влияние финансового кризиса на отечественную экономику.

Первичный дефицит федерального бюджета  России в декабре 2008 года составил 805 миллиардов рублей, или 20,4 процента от месячного ВВП. При этом в целом  за год был зафиксирован профицит бюджета: правительство получило 9,26 триллиона рублей, а потратило 7,56 триллиона рублей.

Ранее сообщалось, что дефицит бюджета  был зафиксирован и по итогам ноября 2008 года. Тогда государство потратило  приблизительно на 270 миллиардов рублей больше, чем получило.

До осени 2008 года Минфин каждый месяц  отчитывался о профиците бюджета. Этому способствовал устойчивый экономический рост и увеличение цен на нефть на мировых рынках, из-за чего экспортные пошлины на нефть в России постоянно росли.

Федеральный бюджет России на 2009-2011 года был принят осенью 2008 года и содержал ряд параметров, которые оказалось невозможно выполнить в условиях разразившегося финансового кризиса. Из-за этого уже к декабрю 2008 года Минэкономразвития представило новые бюджетные проектировки.

Президент России Д. Медведев 30 декабря  подписал сразу несколько законов, направленных на стабилизацию дел в  экономике страны. В частности, президент  одобрил поправки в бюджет на 2009-2011 годы, которые позволят упростить  доступ к государственным гарантиям, а также финансировать меры, направленные на борьбу с безработицей.

Кроме того, Дмитрий Медведев подписал закон о повышении той части  ставки налога на прибыль, которая пойдет в бюджеты регионов, а не в федеральный  бюджет. Теперь регионам будет отдаваться 18 процентов, а не 17,5 процента. Федеральный  бюджет будет забирать себе не 2,5, а 2 процента.

Премьер-министр РФ Владимир Путин  поручил Минфину внести изменения  в бюджет 2009 года исходя из мировой  цены на нефть в 41 доллар за баррель. «Минфин должен будет внести необходимые  изменения в текущий бюджет на 2009 год исходя из цены на нефть в 41доллар за баррель», - заявил Путин 19 января на заседании Президиума правительства  Сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/.

Информация о работе Особенности бюджета Пермского края