Особенности бюджета Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка бюджета, его функции, на современном этапе развития экономической системы, согласно с данными по Пермскому краю.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретическую сущность бюджета, бюджетную классификацию;
рассмотреть правовое регулирование бюджетной системы;
проанализировать доходную и расходную части бюджета по Пермскому краю;
выявить пути решения связанные с использованием бюджета по Пермскому краю.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования бюджетной системы
Сущность и необходимость бюджета в РФ
Классификация бюджета
Правовое регулирование бюджетной системы в РФ
Глава 2. Анализ бюджета Пермского края за 2008-2011 годы
Анализ доходной части бюджета
Анализ расходной части бюджета
Сравнительный анализ !!!
Глава 3. Особенности бюджета Пермского края
Проблемы по использованию бюджета Пермского края
Пути решения по использованию бюджета
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам, гр Ф-29-ДС(И) Крашенинникова Е.А..docx

— 160.48 Кб (Скачать)

В то же время в текущем  году увеличиолсь количество долгосрочных целевых программ, что обусловлено, как бюджетным законодательством (согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации целевые программы могут быть либо долгосрочными, либо ведомственными), так и актуальностью продолжения реализации отдельных целевых программ социальной направленности. В 2011 году перечень приоритетных региональных проектов дополнился новым проектом «Благоустройство»1.  

Таким образом, на территории Пермского края в настоящие время реализуются девять региональных проектов:

  1. «Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы»,
  2. «Новая школа»,
  3. «Качественное здравоохранение»,
  4. «Муниципальные дороги»,
  5. «Достойное жилье»,
  6. «Сельское жилье»,
  7. «Пожарная безопасность»,
  8. «Оказание содействия жителям Пермского края в переселении из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов»,
  9. «Благоустройство».

По данным отчета об исполнении бюджета за I полугодие 2011 года средства фонда на новый проект «Благоустройство»  не выделялись.

По расходам бюджета на мероприятия в области дорожного хозяйства запланировано на первое полугодие 1 056,3 млн. рублей, профинансировано 1 054,5 млн. рублей, или 99,8%. План на год освоен на 22,1%.

Рис. 2.2.3 - Информация о фактическом использовании  средств краевой инвестиционной программы и расходов в области дорожного хозяйства

 

Снижение расходов по данному  направлению обусловлено изменением подхода к финансированию: финансирование строительства объектов дорожного хозяйства Пермского края планируется осуществлять на принципах государственно-частного партнерства по модели жизненного цикла, с привлечением средств соинвесторов и распределением обязательств во времени.

В 2011 году в расходах краевого бюджета предусмотрены средства для краевых государственных  учреждений, муниципальных учреждений. Финансирование происходит за счет субвенций из краевого бюджета на увеличение фонда оплаты труда с 01.04.2011 на 3,4%, с 01.06.2011 на 6,5%, с 01.09.2011 на 18,1% для учителей образовательных учреждений, с 01.10.2011 на 3,0% для работников краевых государственных учреждений Пермского края и муниципальных учреждений. В целом за 2011 год повышение фонда оплаты труда учителям составит 30%, остальным работникам государственных краевых учреждений – 13,4%.

Общий объем средств, направленных на указанные выплаты в 2011 году составил 1 433,1 млн. рублей.

 

 

Глава 3. Особенности  бюджета Пермского края

    1. Проблемы по использованию бюджета Пермского края

 

Пути совершенствования государственного бюджета РФ  
Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.  
Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:  
1. рост ВВП и продукции промышленного производства;  
2. прекращение спада сельскохозяйственного производства;  
3. создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;  
4. снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;  
5. рост реальных располагаемых денежных доходов населения;  
6. поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.  
Приоритетные задачи финансовой политики:  
1) введение в действие новых принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех фискальных органов, завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета;  
2) увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов;  
3) совершенствование структуры расходов бюджетов на основе сокращения прямых бюджетополучателей и численности работников бюджетных издержек, в первую очередь – в жилищно-коммунальной сфере, сокращение неэффективных дотаций;  
4) существенное укрепление текущего и последующего финансового контроля;  
5) формирование реалистичного бюджета;  
6) проведение политики на финансовом рынке, позволяющей преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам;  
7) повышение эффективности валютно-финансовых операций и дальнейшее укрепление национальной валюты;  
8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг.  
Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.  
Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм.  
Необходимо провести административную реформу. Цель реформы – сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы – борьба с коррупцией.  
Задача подъема России напрямую связана с развитием местного самоуправления – снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики – федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого – аксиома стабильной экономики.  
 
Заключение  
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.  
Однако, именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.  
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.  
Сбалансированность бюджета − один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие − при его исполнении.  
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.  
Подводя итоги, остановимся на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.  
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.  
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.  
 
Список используемой литературы  
1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 448 с.  
1. Годин А.М., Горегляд В.П., Родпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.-568 с.  
2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 480 с.: ил. – (Сетия «Учебное пособие»).  
3. Курс экономической теории: Учебник - 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2007. – 848 с.  
4. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 308 с.  
5. Экономическая теория: Учеб. Для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. – 12-е изд., перераб. и доп.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 591 с.: ил. – (Учебник для вузов).  
6. Экономическая теория: Учебник. - Изд. Испр. и доп./ Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).  
7. Библиотечка «Российской газеты» – приложение к Российской газете. «Федеральный закон» «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» с приложениями. ФГУ «Редакция «Российской газеты»», 2007 г. Составление, оформление - Агенство (ЗАО) «Библиотека РГ», 2007 г.  
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат, 2006. – 224 с. – (Правовая библиотека).  
9. Анисимов С.А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики // Финансы. – 2005. – №11. - с. 23–26.  
10. Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов // Финансы и кредит. – 2008. – №2. - с. 15–17.  
11. Глазьев С. Бюджет-2007: все тот же экономический смысл // РЭЖ. – 2006. – №10. - с. 5–17.  
12. Дроздов О.И. Совершенствование механизма кассового исполнения бюджета // Финансы. – 2007. – №8. - с. 32–33.  
13. Карчевская С.А., Хворостухина Д.С. Совершенствовать все звенья бюджетной системы // Финансы. – 2008. – №4. - с. 14–17.  
14. Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в РФ: достигнутые успехи и полученный опыт // Финансы и кредит. – 2007. – №4. - с. 12–16.  
15. Предварительная оценка федерального бюджета за январь-июнь 2008 года // Финансы. – 2008. – №8. - с. 79.  
16. Трехлетний бюджет обрел силу // Финансы. – 2007. – №8. - с. 3–4.

3.1 Проблемы взаимоотношений  региональных и местных бюджетов

Проблемы территориальных бюджетов в настоящее время во многом определяются финансовыми проблемами страны в  целом.

В процессе составления и исполнения бюджетов между ними возникает система  взаимоотношений в виде определенных потоков финансовых средств. Это  сферы взаимодействия местных бюджетов и бюджетов субъекта Федерации. Межбюджетные отношения местных бюджетов с вышестоящими должны строиться на принципах: взаимной ответственности; применения для всех муниципальных образований единой методологии оценки их финансовых потребностей, учитывающей их индивидуальные особенности; выравнивания доходов муниципальных образований; максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков; компенсации местным бюджетам уменьшения их доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти регионального и федерального уровня; повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов, открытости и гласности межбюджетных отношений.

В данный момент органы самоуправления поставлены в полную зависимость  от решений как федеральных, так  и региональных органов власти и  отчислений от налогов, дотаций и  субвенций, которые они получают сверху. Однако в соответствии со ст. 15 НК РФ их перечень сначала содержал пять налогов и сборов, а затем - два (земельный и налог на имущество  физических лиц). Из этого следует, что  в местные бюджеты были переданы наиболее трудоемкие с точки зрения сбора и малопроизводительные с  точки зрения доходности налоги.

Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов также не имеют достаточной  законодательной базы, непрозрачны, крайне запутаны, во многом произвольны  и требуют радикального упорядочения. Помощь регионам из федерального бюджета осуществляется не только посредством прямых транзакций (перечислений) на определенные цели, но и в виде всяких льгот по налогам, которые должны по общему порядку поступать в федеральный бюджет, а также в других формах. Такое положение открывает простор для субъективизма, скрытых дотаций, определяемых не только реальным положением дел в регионах, но и политическими и иными мотивами.

С другой стороны, регионы и особенно отдельные республики регулярно  нарушают свои обязательства по перечислению средств в федеральный бюджет, что в свою очередь становится одной из весомых причин недофинансирования государственных расходов. В местных бюджетах велика также доля расходов на не всегда оправданные дотации хозяйствующим субъектам. Несовершенны и формы непосредственной (не скрытой) помощи за счет Федерального фонда финансовой поддержки регионов, образуемого в процентах от сумм налога на добавленную стоимость на товары внутреннего производства.

Душевой бюджетный доход не является достаточно надежным критерием различий в экономическом положении регионов, поскольку не учитывает значительной разницы в местных ценах, влияющей на соотношения в уровне жизни  и в прожиточном минимуме разных территорий. При этом во внимание принимаются  лишь денежные средства региональных бюджетов без учета внебюджетных фондов и других источников, из которых  складываются реальные средства, которыми располагает регион.

Главное же состоит в том, что  помощь из центра не носит целевого характера, не стимулирует региональные органы управления совершенствовать свою собственную деятельность и полнее использовать внутренние возможности  хозяйства соответствующих территорий, более того - поощряет иждивенчество.

В итоге взаимоотношения федерального бюджета с регионами зашли  в тупик. Количество регионов-доноров  систематически сокращается. Причем эти  регионы справедливо возмущены  тем, что не имеют никаких преимуществ  по сравнению с иждивенцами. Получается, что регионы, которые слабо работают над программами лучшего использования имеющихся у них ресурсов или более того проводят политику торможения реформ, могут жить не хуже других за счет перераспределения средств от более успешно и творчески работающих регионов.

После того как почти все объекты  социальной сферы были переданы в  ведение региональных и местных  органов власти, значительная часть  расходов, связанных с жизнеобеспечением  населения, стала финансироваться  за счет территориальных бюджетов. В сложившихся обстоятельствах  темпы роста расходов бюджетов стали  существенно опережать темпы  роста доходов. Это привело к  усилению несбалансированности между  возложенными на бюджеты финансовыми  обязательствами по их выполнению. В этих условиях главной проблемой  для органов власти стало обеспечение  текущих расходов социальных объектов.

Практика региональной финансовой политики показывает невозможность  эффективно управлять финансами  региона, делая ставку в основном лишь на поиск более рационального  механизма их распределения и  использования. Основная задача стабилизации региональных финансов - постоянно  осуществлять меры, обеспечивающие улучшение  финансового положения производителей и растущую наполняемость бюджетов на основе поддержки и развития производства, наращивания инвестиций и создания новых рабочих мест [14, С. 43-51].

Только выработка эффективных  стимулов в этом направлении, прежде всего на уровне регионов и муниципальных  образований, делает реальной задачу преодоления  тенденций депрессивности и отсталости в формировании бюджетов территорий, создаст предпосылки для эффективного проведения политики бюджетного выравнивания, перехода территорий на путь самообеспеченности самодостаточности - как в общеэкономическом, так и в социальном аспектах.

3.2 Направления  совершенствования местных и  региональных бюджетов

Важнейшим условием повышения эффективности  межбюджетных отношений должно стать  положение о том, что финансовое обеспечение расходных полномочий, исполнение которых возложено на региональный и местный органы власти, должно осуществляться, прежде всего по принципу опоры на собственные силы и лишь недостающей части по объективным причинам - за счет перераспределения средств бюджетов другого уровня [10, С. 8-11].

Одной из задач реформы местного самоуправления и реформы бюджетного процесса является повышение эффективности  деятельности органов местного самоуправления. Решение этой задачи невозможно без  создания полноценной законодательной  базы. Для чего необходимо согласовать  положения Бюджетного кодекса РФ и Закона № 131-ФЗ, регулирующие формирование финансовой основы местного самоуправления и межбюджетных отношений и устранить  имеющиеся в этих законодательных  актах противоречия [4, С. 23-24].

Для сбалансированности бюджетов и  реализации принципа самостоятельности  необходимо увеличение доходной части  местных бюджетов преимущественно  за счет налогов, таких как налоги на совокупный доход, на имущество и  на доходы физических лиц. Для этого  можно реализовывать преимущества налогообложения малого бизнеса, т.к. создание всех необходимых условий и стимулов для его развития находится в ведении именно муниципалитетов [7, С. 28-30].

В период кризиса целесообразно  ввести механизм адресной финансовой помощи региональным и местным бюджетам [13, С. 6-11].

Для устранения пропорций бюджетной  системы на местном уровне необходима реформа межбюджетных отношений, направленная на совершенствование управления общественными  финансами на основе принципа оптимальной  децентрализации функций управления бюджетными средствами. Реформа включает следующее:

· введение четких правил разграничения  расходных обязательств по уровням  бюджетной системы;

· возможность определенного расширения налоговой автономии для региональных властей;

· закрепление нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты  субъектов РФ Бюджетным кодексом, а не ежегодными законами о бюджете;

· введение новых форм и принципов  распределения межбюджетных трансфертов;

· законодательное установление единых принципов построения межбюджетных отношений в субъектах РФ при  обеспечении самостоятельности  региональных властей в их конкретной реализации [14, С. 43-51].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Местные и региональные бюджеты играют важную роль в процессе социально-экономического развития России и регионов.

Информация о работе Особенности бюджета Пермского края