Особенности бюджета Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка бюджета, его функции, на современном этапе развития экономической системы, согласно с данными по Пермскому краю.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретическую сущность бюджета, бюджетную классификацию;
рассмотреть правовое регулирование бюджетной системы;
проанализировать доходную и расходную части бюджета по Пермскому краю;
выявить пути решения связанные с использованием бюджета по Пермскому краю.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования бюджетной системы
Сущность и необходимость бюджета в РФ
Классификация бюджета
Правовое регулирование бюджетной системы в РФ
Глава 2. Анализ бюджета Пермского края за 2008-2011 годы
Анализ доходной части бюджета
Анализ расходной части бюджета
Сравнительный анализ !!!
Глава 3. Особенности бюджета Пермского края
Проблемы по использованию бюджета Пермского края
Пути решения по использованию бюджета
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам, гр Ф-29-ДС(И) Крашенинникова Е.А..docx

— 160.48 Кб (Скачать)

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств привлекаемых правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Классификация видов государственных  внутренних долгов РФ и субъектов РФ представляет собой группировку долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов  РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств осуществляемых правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Она не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов представляет собой  группировку расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных  ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и  видам расходов функциональной классификации  расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам  расходов экономической классификации  расходов бюджетов.

Совершенствование бюджетной классификации позволит повысить эффективность мобилизации  и использования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную  политику.

Доходы и расходы бюджета  любого уровня должны быть сбалансированы. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга. При этом перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования – займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешней) или российской валюте (внутренние заимствования).

1.3 Правовое регулирование бюджетной системы в РФ

Бюджетное законодательство РФ это иерархическая система нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Иерархия нормативных актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структурирования, прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с этим все нормативные акты РФ подразделяются по четырем уровням:

  1. Бюджетный кодекс РФ;
  2. Федеральные и субфедеральные законы и нормативные акты органов местного самоуправлении;
  3. Постановления и распоряжения Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и нормативные акты органов местного самоуправления;
  4. Правовые акты Минфина РФ и других федеральных ведомств, а также нормативные акты субъектов нижестоящего уровня.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются  к отношениям, возникающим после  введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным  законом.

Становление российской бюджетной  системы совпало с началом  радикальной экономической реформы  и предопределило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации.

 Построение и развитие современной  бюджетной системы в РФ обеспечивалось  принятием ряда законодательных  актов, предусматривающих правовые  основы её построения на принципах  демократизации и усиления территориальных  подходов. Основными документами,  регламентирующими функционирование  всей бюджетной системы, страны  являются: Конституция РФ, Бюджетный  кодекс, Налоговый кодекс, а также  налоговое законодательство РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов  РФ.

В 1998 году был принят, а с 2000 г. вступил  в силу Бюджетный кодекс РФ, который  расширил бюджетную систему, включив  в нее бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

Бюджетный кодекс – это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Не все страны мира имеют бюджетный  кодекс. Многие ограничиваются принятием  законов по различным вопросам бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения представляют собой общественные отношения, которые  возникают в процессе бюджетной  деятельности Российской Федерации (федерального центра), субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований.

Необходимость его принятия в РФ была обусловлена:

  • устареванием ранее действующего бюджетного законодательства и несоответствием его Конституции РФ;
  • отсутствием норм, регламентирующих процесс исполнения бюджетов и контроля за его исполнением;
  • изменением принципов организации межбюджетных отношений;
  • необходимостью установления ответственности участником бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд и др.

Бюджетные правоотношения включают:

  1. отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга;
  2. отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Бюджетные правоотношения относятся  к области публичного права, они  определяют бюджетные права каждого  из субъектов этих правоотношений. Нормы гражданского права в сфере  бюджетных правоотношений не действуют.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает  правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка  и условий привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства.

Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.

 

Глава 2. Анализ бюджета  Пермского края за 2009-2011 годы

2.1 Анализ доходной части бюджета

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  поддержки.

Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются  за счет собственных доходов и  доходов за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов  и сборов, а также неналоговых  доходов и безвозмездных перечислений т.д.

Итак, процесс планирования доходной части краевого бюджета  начинается с составления базового бюджета, предусмотренного действующим  законодательством, в течение года, при этом анализируется фактическое  поступление доходов прошедшего года.

Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с законодательно установленным принципом «скользящей  трехлетки» проект бюджета Пермского  края на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов предусматривает изменение  утвержденных в предыдущем бюджетном  цикле показателей бюджета на 2009 и 2010 годы путем утверждения их уточненных значений  и утверждением законопроектом значений показателей  на 2011 год. 

Формирование проекта  бюджета Пермского края на 2009-2011 годы осуществлено в соответствии с  принятыми в 2008 году изменениями  регионального бюджетного законодательства, в первую очередь, в части изменения принципов и подходов в формировании межбюджетных отношений в Пермском крае.

Начиная с 2009 года межбюджетное регулирование на уровне Российской Федерации проводится с учетом объединения  Коми-Пермяцкого округа с Пермской областью, в результате чего объединенный субъект Российской Федерации Пермский край, не являясь получателем дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности, вынужден перераспределить более 2 млрд. рублей собственных  доходов краевого бюджета на реализацию бюджетных  полномочий органов местного самоуправления и краевых учреждений, находящихся  на территории Коми-Пермяцкого округа.

Изменение макроэкономических факторов и перераспределение доходов  между уровнями бюджетов Пермского  края приводит к изменению структуры  доходов краевого бюджета. Увеличению доли налога на прибыль с 37,7 % в собственных доходах первоначального бюджета 2008 года до 51,5%, снижению доли налога на доходы физических лиц с 30,5 % в первоначальном бюджете 2008 года до 27,5% в прогнозе на 2009 год. По причине закрепления за бюджетами муниципальных районов единого норматива по налогу на имущество в размере 70% снизилась доля данного налога с 14,6% до 3,9%.

Таблица 2.1.2 - Исполнение доходной части краевого бюджета за 2009-2010 года.

Показатель

Факт 2009 год, т.р.

2010 год, тыс. руб.

Рост/снижение, %

уточненный бюджет

факт

к 2009 году

к уточненному бюджету 2010 г.

Налоговые, неналоговые расходы

43 460

48 153

53 065

122,1

110,2

- налог на  прибыль организаций

17 190

21 117

25 349

147,5

120,0

- НДФЛ

13 234

14 312

14 452

109,2

101,0

- акцизы

4 677

6 855

7 176

153,4

104,7

- налоги на  имущество

2 228

2 083

2 074

93,1

99,6

- налог на  добычу полезных ископаемых

1 662

252

260

15,7

103,2


Общая сумма поступлений  по доходам в бюджет муниципального района за 2010 год составила 1 751 976,24 тыс. руб., что на 20% или на 438 543,5 тыс. руб. меньше, чем в 2009 году, в том числе:

  • налоговые и неналоговые доходы – 53 065 тыс. руб., что на 22,1% или на 9605 тыс. руб. больше, чем в прошлом году,
  • по акцизам на подакцизные товары в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличились на 2 498,4 тыс. руб. или на 153,4%, что связано с увеличением ставок на акцизы,
  • по налогу на доходы физических лиц увеличение по сравнению с 2009 годом составило 9,2% (или на 2 214,1 млн руб.). На увеличение поступлений по данному источнику повлиял рост среднемесячной заработной платы работников края, который составил 10,9% за период январь-ноябрь 2010 года к аналогичному периоду 2009 года.

Рост поступлений доходов  в бюджет района по сравнению с  уточненными плановыми значениями обеспечен за счет увеличения следующих  платежей:

  • налог на доходы физических лиц - на 5,4% или 12 577,3 тыс. руб.;
  • единый налог на вменённый доход – на 17,7% или 3 722,3 тыс. руб.;
  • налог на имущество организаций – на 3,7% или 4 276 тыс.руб.;
  • транспортный налог - на 10,2% или 5 388,1 тыс. руб.;
  • доходы от использования  имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности – на 12,2% или 4224,6 тыс. руб.;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов – на 15,7% или 6 750 тыс. руб.
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба – на 5,6% или 459,2 тыс. руб.

Информация о работе Особенности бюджета Пермского края