Основы организации банковского кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Главными звеньями кредитной системы являются банки и кредитные учреждения, имеющие лицензию НБУ, которые одновременно выступают в роли покупателя и продавца существующих в обществе временно свободных средств.
Банковская система путем предоставления кредитов организовывает и обслуживает движение капитала, обеспечивает его привлечение, аккумуляцию и перераспределение в те сферы производства и оборота, где возникает дефицит капитала.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 227.54 Кб (Скачать)
 

  В зависимости  от количества баллов, набранных каждым заемщиком при проведении анализа (таблица 4), им присваивается определенный класс кредитоспособности и рекомендуемое  решение о выдаче кредита (таблица 5). 

  Таблица 5.

  Взаимосвязь класса кредитоспособности заемщика и рекомендуемого решения о возможности  кредитования.

  Сумма баллов   Класс кредитоспособности   Группа  риска
  1   2   1
  144 - 180   Отличная  кредитоспособность   Риск  минимальный, выдача возможна
  108 - 143   Хорошая кредитоспособность   Риск  приемлемый, выдача возможна
  72 - 107   Удовлетворительная  кредитоспособность   Риск  повышенный, выдача возможна
  0 - 35   Неудовлетворительная  кредитоспособность   Риск  высокий, выдача кредита не рекомендуется
 

  Присвоение  рейтинга кредитоспособности является окончательным моментом анализа  потенциального заемщика по данной методике 

  1.5. Кредитный мониторинг. 

  Контроль  за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка и проведении аудиторских проверок.

  Кредитный архив – это база кредитного мониторинга. Там сосредотачивается вся необходимая документация – финансовые отчеты, переписка, аналитические обзоры кредитоспособности, залоговые документы и т. д.

  Каждый банк имеет свою систему ведения кредитного досье. Обычно документы сгруппированы  в следующие разделы:

  • документы по ссуде (копии кредитного соглашения, долговых обязательств, гарантийных писем, свидетельство на право подписи документов);
  • финансовая и экономическая информация (балансы, отчеты о прибылях и убытках, аналитические таблицы, отчеты о денежных поступлениях, бизнес – планы, налоговые декларации);
  • запросы и отчеты о кредитоспособности (ставки кредитных агентств, телефонные запросы, переписки);
  • материалы по обеспечению ссуды (документы о праве вступления во владение, финансовые свидетельства о залоге, документы о передаче прав по вкладам и ценным бумагам, закладные и т. д.);
  • переписка и памятные записки (переписка с клиентом по вопросам кредита, записи телефонных разговоров, справки о состоянии текущего счета клиента).

  Как уже  говорилось, кредитный портфель служит основным источником доходов банка  и одновременно – главным источником риска для размещения активов. От структуры и качества портфеля банка  в значительной степени зависит  устойчивость банка. Его репутация, его финансовый успех. Поэтому во всех банках ведется контроль за качеством ссуд, находящихся в портфеле, проводится независимая экспертиза и выявление случаев отклонения от принятых стандартов и целей кредитной политики банка. Кредитные работники и служащие внимательно анализируют состав портфеля с целью выявления чрезмерной концентрации кредитов в определенных отраслях или у отдельных заемщиков, а также проблемных ссуд, требующих вмешательства со стороны банка.

  Программы контроля над кредитным портфелем  зависят от типа банка, его специализации, принятых там методов оценки кредитоспособности. Например, банк, выдающий много ссуд предприятиям в отраслях, переживающих спад производства, можно проводить  систематическую проверку дел своих  заемщиков каждые 2 – 3 месяца. Часто  применяется дифференцированный подход: наиболее надежные кредиты подвергаются проверке один раз в год, тогда  как проблемные ссуды требуют  постоянного анализа и контроля. Еще один вариант: постоянный контроль за крупными ссудами и периодический – по ссудам ниже определенной величины.

  Проверка  ссуды может состоять в повторном  анализе финансовых отчетов, посещение  предприятия заемщика, проверке документации, обеспечения и т. д. При контрольной  проверке вновь просматривается  вопрос о соответствии данной ссуды  целям и установкам кредитной  политики банка, анализируется кредитоспособность и финансовое состояние клиента, рентабельность операции и т. д.

  Многие банки  в ходе очередной контрольной  проверки присваивают ссудам рейтинг, представляющий итоговую оценку кредита  по ряду параметров. Классификация  ссуд по рейтингу позволяет банку  контролировать состав кредитного портфеля.

  Аудиторская проверка ссуд производится специальным отделом, подведомственным контролеру банка. Эта проверка аналогична приведенному выше контроль кредитного портфеля, но она, как правило, осуществляется негласно работниками независимых служб, не связанных с кредитными отделами.

  Аудиторский контроль имеет целью  ответить на следующие  вопросы:

  • каково состояние кредитных архивов банка, проводится ли их обновление;
  • осуществляет ли руководство и рудовые сотрудники кредитных подразделений регулярное обследование портфеля ссуд;
  • правильно ли определен рейтинг;
  • соответствует ли работа кредитного отдела письменному меморандуму о кредитной политике;
  • каково общее качество кредитного портфеля;
  • достаточны ли резервные фонды банка для покрытия убытков по безнадежным ссудам.

  Результаты  аудиторской проверки отражаются в  специальном отчете, который представляется совету директоров, соответствующим  комитетам банка, руководителям  комитетов банка и старшим  кредитным инспекторам. В отчете должна быть сделана оценка качества всего кредитного портфеля на момент проверки и дана характеристика эффективности  работы руководства и персонала  кредитных отделов. Кроме того аудиторы дают свои рекомендации по улучшению  работы и изменению сложившихся  методов и форм кредитования в  банке. 

  3. Предложения по  усовершенствованию  методик оценки  качества заемщиков  с целью повышения  эффективности кредитных  операций коммерческих  банков. 

  Перемены, происходящие в экономике Украины, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования. Банки, как коммерческие организации  несут при проведении своих операций самые разнообразные риски. Высокая  рискованность банковской деятельности главным образом связана с  условиями и результатами деятельности его клиента.

  Финансовая  устойчивость банка  должна быть обеспечена квалифицированным  выбором партнеров  на рынке потребителей банковских услуг.

  Важнейшим средством такого выбора является экономический  анализ качества клиента. Такой анализ представляет руководству банка  информацию, позволяющую оценить  вероятность выполнения клиентом своих  обязательств и принимать соответствующие  управленческие решения.

  Наиболее  эффективной с точки зрения отбора и дальнейшего «отсева» неблагонадежных  заемщиков, возврат которыми полученного  кредита вызывает сомнения у банка, а также снижения кредитного риска  кредитного портфеля и, следовательно, коммерческого банка в целом, является методика 2 – «Определение кредитного рейтинга заемщиков».

  Несмотря  на все недостатки, она является более жесткой при проведении оценки финансового состояния заемщиков, а, следовательно, и более эффективной, так как путем тщательного  отбора потенциальных клиентов снижает, тем самым, степень риска, присущего  кредитной деятельности банка. В  ходе анализа предприятия Г и Д признаны некредитоспособными и, следовательно, кредитование двух наиболее рискованных заемщиков не рекомендуется. Главной проблемой при составлении методик оценки качества потенциальных заемщиков, во-первых, является качественный подбор показателей, необходимых для проведения объективной оценки потенциальных заемщиков, так как именно от них зависит результат анализа финансовой отчетности предприятия, а, следовательно, и группа риска, к которой будут в последствии отнесены заемщики.

  Во-вторых, информация на основании которой проводится анализ заемщиков представлена в Украине формой 1 «Баланс предприятия» и формой 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании», которые предоставляются за определенный отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год), как правило, предшествующий анализу и составляются на определенную дату. Таким образом, данные носят статичный характер и при первом обращении заемщика в банк определить тенденции улучшения / ухудшения в его деятельности практически невозможно.

  В-третьих, коэффициенты, используемые для анализа, не всегда могут дать объективную характеристику финансового состояния заемщика в связи с инфляцией, особенностями переходного состояния в экономике Украины, спецификой деятельности заемщика в зависимости от отраслевой принадлежности, что требует сравнения со среднеотраслевыми показателями при отсутствии необходимой для сравнения информации. Кроме того, бухгалтерская отчетность очень часто не подтверждена аудиторской проверкой и может содержать заведомо искаженную информацию, в результате чего ее достоверность ставится под сомнение.

  В-четвертых, предоставляемой заемщиком информации не достаточно для проведения качественного финансового анализа. Предприятия Украины, в большинстве своем, не составляют отчеты о движении денежных средств, что делает невозможным проведение анализа денежных потоков – одного из главных и необходимых этапов оценки заемщиков.

  Объективная оценка качества заемщиков  позволит:

  1. снизить риск формируемого коммерческим банком кредитного портфеля в целом;
  2. регулировать уровень риска портфеля ссуд еще на стадии его формирования, с целью повышения его качества;
  3. принимая на себя высокий риск, связанный с кредитованием отдельных заемщиков, обеспечивать высокую доходность кредитных операций, при сохранении риска портфеля на допустимом для банка уровне;
  4. контролировать качественный состав портфеля ссуд, что в частности, обусловлено необходимостью создания резерва на покрытие возможных потерь по ссудам в соответствии с Положением НБУ № 323 от 29 сентября 1997 года. Так как величина резерва относится на расходы банка, качество кредитного портфеля напрямую влияет на прибыль;
  5. более эффективно управлять своими кредитными ресурсами.
 

  2. Сравнительный  анализ методику оценки качества  заемщиков, как способа снижения  кредитного риска коммерческого  банка 

  2.1. Оценка качества  заемщиков 

  2.1.1. Краткая характеристика  анализируемых 
заемщиков.
 

  В данной главе  будут проанализированы пять предполагаемых заемщиков по методикам, описанным  в первой главе. Предполагаемые заемщики — юридические лица, называемые в дальнейшем: 

  
  • Предприятие А;
  • Предприятие Б;
  • Предприятие В;
  • Предприятие Г;
  • Предприятие Д.
 

  Предприятие А функционирует более 5 лет, является клиентом кредитующего банка. Цель кредита — пополнение оборотных средств (приобретение сырья/зерна/кукурузы/). Тип кредита — краткосрочный, на срок 90 дней, сумма запрашиваемого кредита 1000000 $ США (1900 тыс. грн.), процентная ставка — 35%. Возврат кредита предполагается в конце срока действия кредитного договора, проценты выплачиваются ежемесячно. Предмет залога — оборудование: цех кормов и масла; ТЭЦ. Стоимость обеспечения после оценки 3714244 грн. (1950000 долларов США). "Баланс" предприятия А и "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приведены в приложении 5.

  Предприятие Б функционирует более 5 лет, является клиентом кредитующего банка. Цель кредита — выплата зарплаты. Тип кредита — краткосрочный, на срок 120 дней, запрашиваемая сумма кредита 637000 грн., процентная ставка — 45%. Условия погашения основной суммы долга — частями , в течение действия кредита, а проценты погашаются ежемесячно. Обеспечение — готовая продукция, имущественные права. Стоимость обеспечения составляет 977701 грн. Предмет залога — шинные пресс формы, линия по производству рукавной пленки, имущественные права на поставку пресс форм. "Баланс" предприятия Б и "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приведены в приложении 6.

  Предприятие В функционирует более 5 лет, является клиентом кредитующего банка. Цель кредита — пополнение собственных оборотных средств, выплата заработной платы. Тип кредита — краткосрочный, на срок 48 дней, запрашиваемая сумма 1600000 грн., процентная ставка — 63%. Возврат основной суммы долга предполагается в конце срока действия кредита с ежемесячным погашением процентов по кредиту. Вид залога — товар в обороте. Стоимость обеспечения 2239485 грн. Предмет залога — продукция предприятия — электроды графитированные и блоки подовые и боковые в количестве 1209 тонн. Форма 1 и Форма 2 предприятия Б представлены в приложении 7.

  Предприятие Г функционирует более 5 лет, является клиентом кредитующего банка. Цель кредита  — пополнение собственных оборотных  средств. Тип кредита — краткосрочный, на срок 90 дней, сумма кредита 1500000 долларов США (2850 тыс. грн.), процентная ставка — 65%. Условия погашения — основная сумма долга погашается в конце срока действия кредитного договора, а проценты погашаются ежемесячно. Обеспечение — товар в обороте, новое оборудование. Стоимость обеспечения — 1880000 долларов США. Предмет залога — продукция предприятия и линия по производству ТНП. Финансовая отчетность представлена формами 1 и 2 в приложении 8.

Информация о работе Основы организации банковского кредитования