Организация кредитного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является изучение кредитного процесса в банке ОАО «Белагропромбанк» и пути его совершенствования.
Предметом изучения является кредитный процесс в банке.
Объектом исследования является банк ОАО «Белагропромбанк».
В работе были использованы статистические методы, методы экспертных оценок, аналитические.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Современная система банковского кредитования и ее элементы………..6
1.1. Сущность и классификация банковских кредитов…………………….6
1.2. Принципы банковского кредитования………………………………….13
1.3. Механизм предоставления и возврата ссуд…………………………..17
1.4. Контроль в процессе кредитования……………………………………23
2. Анализ организации кредитного процесса в ОАО «Белагропромбанк»..28
2.1 Кредитная политика банка и ее эффективность……………………...28
2.2 Анализ кредитного портфеля банка…………………………………….31
2.3 Оценка кредитоспособности заемщика и ее роль……………………..55
2.4 Риски кредитных операций банка и управление ими………………..63
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию кредитного процесса
в банке в современных условиях……………………………………………71
3.1 Основные проблемы и недостатки кредитного процесса в банке
и их причины…………………………………………………………………..71
3.2 Основные цели, задачи и направления развития
кредитной деятельности банка и меры по их реализации………………75
3.2 Влияние мирового финансового кризиса на кредитную
деятельность банков и изменения в их кредитной политике……………84
Заключение………………………………………………………………………….92
Список использованных источников…………………………………………….96

Работа содержит 1 файл

Кредитный процесс в банке.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

Для того чтобы кредитная политика в отношении малых предприятий  была эффективной она должна быть максимально сжатым и в то же время  достаточно детальным документом. Обязательным элементом кредитной политики являются разумные рекомендации для работы с практическими запросами на кредиты. Специалист, разрабатывающий кредитную политику, должен видеть различие между политикой и процедурами кредитного процесса.

В этой связи, особое внимание должно уделяться ведению картотеки  кредитной информации, которая является внутренней, хронологической и всеобъемлющей  регистрацией взаимоотношений банка  с клиентами.

Содержание картотеки обычно выходит  за рамки чисто кредитных взаимоотношений и затрагивает регистрацию всех видов деятельности между контрагентами, кроме взаимоотношений, носящих доверительный характер. Всеобъемлющий характер такой картотеки необходим для определения рентабельности или риска комплексного обслуживания клиента.

Наряду с этим, зарубежные и российские предприятия малого бизнеса характеризуются  отсутствием лицензированного бухгалтера. Кроме того, расходы на аудиторскую  проверку для этих клиентов банка  недоступны. Поэтому отсутствует  аудиторское подтверждение отчета заемщика. В связи с этими причинами оценка кредитоспособности клиента основывается не на его финансовой отчетности, а на личном знании работником банка бизнеса данного клиента. Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом: личное интервью с клиентом, регулярное посещение его предприятия.

Предоставление денежных средств  при кредитовании малого бизнеса  может осуществляться только в безналичном  порядке путем зачисления денежных средств на расчетный, текущий или  корреспондентский счет.

Важной проблемой является материальное обеспечение ссуд на приобретение приватизируемого предприятия. В качестве обеспечения  может быть залог имущества приватизируемого предприятия в виде основных и  оборотных фондов, залог акций  или передача предприятия в трастовое управление банку-кредитору. Ссуда направляется на оплату платежного поручения заемщика в Управление государственного имущества для последующего перечисления в бюджет.

Следовательно, кредитный процесс  в настоящее время – это  процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из совокупности последовательных этапов: от рассмотрения кредитной заявки до погашения ссудной задолженности кредитополучателем.

Мощный инструмент, который выполняет  всю совокупность работ по ведению  операций на различных стадиях кредитного процесса, является система автоматизации кредитного процесса. К единой системе автоматизации можно подключить и сотрудников юридического отдела, службы безопасности, отдела ценных бумаг.

При этом основной объект учета в  автоматизированной системе кредитного процесса банка – кредитный договор. Это может быть либо стандартный договор о разовом предоставлении кредита, либо договор об открытии кредитной линии.

Как правило, говоря об управлении кредитным  процессом, большинство менеджеров подразумевают регуляторные нормативные и ненормативные инструменты, при использовании которых происходит либо воздействие на клиента, либо коррекция собственной политики по отношению к группе клиентов – последнее, надо отметить, происходит гораздо реже. Однако управление кредитным процессом для банков, к сожалению, включает не только регулирование уровня кредитного и иногда валютного рисков, а и управление непосредственным организационным механизмом самого процесса.

Основными причинами при кредитовании малого бизнеса на  сегодняшний день остаются: [34, с. 13]

– высокие риски при кредитовании;

– отсутствие надежного заемщика;

– недостаточная ресурсная база у предприятий малого бизнеса.

Эти причины наглядно демонстрируют  большие опасения банковских организаций кредитовать малые предприятия. С другой стороны, малые и средние банки, особенно региональные, считают, что их жизнеобеспечивающей нишей является кредитование именно малого и среднего бизнеса.

В последние годы тема развития микрофинансирования  стала очень популярна: разрабатываются методики, внедряются новые схемы, начали создаваться специализированные организации. В силу своих особенностей микрокредит является наиболее приемлемой формой финансирования на пополнение оборотных средств для малых предприятий, нуждающихся в финансовых услугах, но не имеющих возможности их получить по традиционной банковской процедуре. 

В последние годы в республике  Беларусь наблюдается перераспределение  интересов коммерческих банков с  рынка ценных бумаг на рынок кредитов нефинансовым организациям, в том числе и малым предприятиям. Хотя процесс кредитования малого бизнеса еще не стал массовым – к сотрудничеству с малыми предприятиями готовы немногим более трети банков. В то же время банковский сектор, где сосредоточен наибольший объем денежных ресурсов, не рассматривается в должной мере малыми предприятиями в качестве источника финансирования и партнера в реализации программ своего развития.

Роль государства на рынке финансовых услуг для малого предпринимательства  в текущем моменте крайне незначительна. В то же время при выстраивании новой государственной системы поддержки малого предпринимательства следует максимально использовать потенциал существующих фондов поддержки малого предпринимательства, а также малых и средних региональных кредитных организаций, обладающих значительным опытом работы с малыми предприятиями.

Банку республики  Беларусь целесообразно  разработать действенную систему  рефинансирования кредитных организаций  под залог прав требования по заключенным  ими кредитным договорам. В целях формирования прозрачного и легитимного правового пространства для развития микрофинансирования в ближайшее время должен быть принят закон «О кредитной кооперации», а также решены вопросы регулирования и надзора за малым бизнесом. При этом должна быть разработана и внедрена система деления рисков между заемщиком, кредитором и гарантом.

Внедрение новых банковских информационных технологий в общую организацию  кредитного процесса позволит получить значительные преимущества в скорости и удобстве обслуживания клиентов, что непосредственно окажет значительное влияние на уровень конкурентоспособности данного банка в дальнейшем.  

3.2. Основные цели, задачи  и направления развития кредитной  деятельности банка и меры  по их реализации

Современный этап развития банковской системы характеризуется все возрастающей конкуренцией на рынке розничного банковского бизнеса. Статистические данные свидетельствуют об отсутствии равномерности в динамике банковского кредитования в различных сегментах рынка.

По данным за 2006 г. рост кредитных  инвестиций в развитие предприятий  составил 12,5 % против пятикратного увеличения объемов розничного кредитования по сравнению с 2007 г. Аналитики прогнозируют прирост ссудной задолженности  физических лиц с 55 млрд. руб. в 2007 г. до 1800 млрд. руб. к 2013 г. [4, с. 34]

 Отмеченный прирост в основном  планируется получить за счет  технологии ускоренного кредитования  на основе освоения различных  скоринг-систем. Практика их массового  применения в белорусских условиях  может привести к резкому росту невозвратов кредитов. Положительный опыт их успешного использования в экономически развитых странах был сформирован совершенно в иной экономической среде.

В Беларуссии в условиях отсутствия деятельности кредитных бюро, низкой кредитной культуры населения, единого информационного пространства в финансовой сфере массированное применение зарубежных скоринг-технологий без сомнения усилит кредитные риски розничного банковского бизнеса. В этой связи совершенствование методических подходов к оценке кредитоспособности индивидуальных заемщиков, адаптация имеющегося в этом вопросе зарубежного опыта к белорусским особенностям представляется весьма важной задачей.

В настоящее время привлекательность  кредитования частных лиц для  банков обуславливается применением высоких процентных ставок, которые позволяют банкам получать высокую процентную маржу за достаточно короткий срок. Таким образом, основной способ борьбы за клиента – ценовая конкуренция, в то время как инновационное лидерство, обеспечивающее не столь быстрый, но стабильный результат, пока не получило нужного уровня развития.

Вместе с тем кредитование физических лиц – достаточно рисковая операция, и увеличение доли таких кредитов в портфеле увеличивает кредитный  риск банка.

Одна из основных мер по предотвращению возможных потерь – правильная оценка способности заемщика выполнять свои обязательства. Выбор критериев для нее был актуален во все периоды развития банковского дела и уже вошел в экономическую литературу в качестве одной из основных задач при определении кредитоспособности заемщика. Не менее важной является проблема правильной организации процедуры оценки кредитоспособности как наиболее важной в кредитном процессе.

Работа с проблемными кредитами  должна включать элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят банкиру о том, что возникли определенные трудности:

1. Необычные или необъяснимые  причины задержки предоставления  финансовой отчетности, осуществления платежей или прекращения контактов с работниками банка.

2. Любое неожиданное изменение  заемщиком методов расчета амортизации,  взносов по пенсионным планам, оценки товарно-материальных запасов,  начисления налогов или расчета  прибыли.

3. Реструктурирование задолженности  или отказ от выплаты дивидендов, изменение кредитного рейтинга  заемщика.

4. Неблагоприятные изменения цены  на акции заемщика.

5. Наличие чистых убытков в  течение одного или нескольких  лет, измеренных с помощью показателей доходности активов, доходности капитала или прибыли до уплаты процентов и налогов.

6. Неблагоприятные изменения структуры  капитала заемщика (показателя соотношения  акционерного капитала и долговых  обязательств), ликвидности (коэффициент  «критической» оценки) или деловой активности (например, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов).

7. Отклонение объема фактических  продаж или потока наличности  от планируемых при подаче  кредитной заявки.

8. Неожиданные и необъяснимые  изменения в размере остатков на счетах клиента.

В случае если кредит становится проблемным, можно предложить следующие основные шаги, которые описаны зарубежными  экспертами по разработке планов по возврату кредитов - процессу возмещения средств  банка в случае возникновения проблемной ситуации.

1. Всегда помнить о цели разработки  подобных планов - максимизации шансов  банка получить полное возмещение  своих средств. 

2. Крайне важными являются быстрое  выявление и объявление о возникновении  любых проблем, связанных с  кредитом; обычно задержка только ухудшает ситуацию.

3. Отделить ответственность по  разработке подобных планов от  функции кредитования для того, чтобы избежать возможных столкновений  интересов у конкретного кредитного  инспектора.

4. Кредитные инспектора должны как можно быстрее обсудить с проблемным заемщиком возможные варианты решения проблемы, особенно в части сокращения расходов, увеличения потока наличности и улучшения контроля со стороны менеджеров. Данная встреча должна предваряться анализом проблемы и возможных причин ее возникновения, а также выявлением особых проблем (в том числе наличия других кредиторов). После определения степени риска для банка и наличия всех необходимых документов (особенно претензий на залог, предоставленный клиентом, отличных от претензий со стороны банка) должен быть разработан предварительный план действий.

5. Оценить, какой суммой средств  нужно располагать для взыскания  проблемного кредита (в том  числе оценить продажную цену  активов и размеры депозитов).

6. Сотрудники, занимающиеся возвратом кредитов, должны изучить налоговые декларации и судебные иски для того, чтобы выяснить, имеет ли заемщик другие неоплаченные долговые обязательства.

7. Сотрудники банка должны оценить  качество, компетентность и честность  руководства фирмы-заемщика и посетить заемщика для того, чтобы на месте оценить его имущество и деятельность.

8. Нужно рассмотреть все разумные  альтернативы для погашения проблемного  кредита, в том числе заключение  нового, временного соглашения, если  возникшие проблемы являются по своей природе краткосрочными, либо разработать способы увеличения потока наличности клиента (например, снижение расходов или выход на новые рынки) или вливания нового капитала в предпринимательскую фирму. Другие возможности предполагают поиск дополнительного обеспечения, наличие второй подписи или гарантий, реорганизацию, слияние или ликвидацию фирмы, заполнение заявления о банкротстве.

 

Рисунок 1.

Модернизированная схема проведения оценки заемщика – физического лица банком

 

Система должна состоять из двух аналитических  блоков: блока анализа данных и  блока принятия решений. [24, с. 64]

Информация о работе Организация кредитного процесса